Тур в псково-печерский монастырь из санкт-петербурга

Туры в древний Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь круглогодично пользуются успехом. Все дни годового круга эта псковская обитель открыта для всех. Псково-Печерский монастырь – это духовная лечебница и надёжная защита России. Тур в Печоры познавателен во многих смыслах.

Монастырь много веков посещают паломники, которые хотят духовной помощи. Верующие люди здесь возносят молитвы Матери Иисуса Христа, домом которой считается эта обитель. В храмах много святынь, которые во все времена особо почитаются воцерковлёнными людьми. В Михайловском соборе хранится часть мощей мученицы Татьяны и несколько чудотворных икон. История монастыря богата на всевозможные случаи исцеления, которые происходили и происходят здесь. В малых пещерах можно помолиться преподобной Вассе, рака (гроб) которой находится справа у входа. Преподобной Вассе молятся о семейном благополучии. Здесь же похоронен преподобный Лазарь, который носил железные вериги! С этим молитвенником, который воскрес из мёртвых в монастыре, общался наш император Александр Первый.

В Лазаревском храме можно помолиться блаженной Матроне Московской, так как сюда привезены часть её мощей из Москвы. Справа в храме находятся святые мощи старца Симеона.

Многие святые люди были насельниками (монахами) монастыря. Многие из них провели здесь большую часть своей жизни. Для Псково-Печерского монастыря характерно старчество. Здесь всегда можно найти старца, который укажет верный путь. Известно много случаев прозорливости старцев в монастыре. Знаменитым в наши дни был старец Иоанн Крестьянкин.

Псково-Печерский монастырь — это древняя намоленная обитель. Здесь даже иноверующие чувствуют духовную радость и благодать.

Монастырь считается уникальным по многим причинам. Месторасположение монастыря очень уязвимое, так как он находится около государственной границы сейчас и раньше. В 16 веке монастырь был обнесён крепостной стеной с башнями. Длинна монастырской стены составляет более 800 метров. С 16 века эту обитель встречали на своём пути враги, когда шли завладеть Изборском, Псковом, Новгородом другими городами нашей Родины. Очень часто этому монастырю приходилось отражать набеги врагов.

Сама обитель находится на дне оврага, поэтому стены повторяют ландшафт, что очень интересно и красиво. Здесь создана смотровая площадка, с которой бросаются в глаза голубые купола, с золотыми звёздочками. Для любителей фортификации эта обитель тоже очень важна. Её стоит посетить, чтобы понять мощь псковских крепостей, а ещё в монастыре есть треугольный захаб, которой характерен для псковского фортификационного зодчества.

Сейчас монастырь живёт бурной жизнью. Сюда приезжают паломники, иностранцы, высокие гости. В монастыре есть различные службы, которые занимаются иконописью, окормлением и воспитанием детей, просветительской деятельностью, поэтому этот монастырь знаменит в наши дни.

Об этом монастыре можно вести очень много рассказов, так как здесь происходили важнейшие для псковской истории события.

Приезжайте в единственный монастырь в России, который не закрывался в богоборческое время!

Почему именно этот тур?

Тур в Псков и Печоры на 1 день

Почему именно этот тур?

Туроператор «СканТур» гарантирует возврат денежных средств в случае отмены тура из-за ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19

Карта маршрута

Карта маршрута

Экскурсионная программа

Краткое описание тура:

Идеальный вариант для тех, кто желает за один день прикоснуться к истории псковских земель. Вы посетите самый главный историко-архитектурный ансамбль, псковские помпеи, главные оборонительные места и духовные сокровищницы. А бонусом поездки для вас будет посещение природной достопримечательности 12 источников исцеления, описанное в наших детских сказках про тридевять земель.

06:00 – Подача автобуса от м. пл. Восстания

Место посадки: СПб, м. пл. Восстания, Лиговский просп., 10
Ориентир: книжный магазин «Буквоед»

06:30 – Отправление автобуса от пл. Восстания
07:00 – Дополнительная подача автобуса м. Московская

Место посадки: СПб, м. Московская, остановка общественного транспорта
Ориентир: кондитерский магазин «Эстафета» (сладости от Крупской) по адресу Московский пр-т, д.189, через дорогу от сквера «Северная роща»

07:05 — Отправление автобуса от м. Московская
08:00 — Трассовая экскурсия «По дороге на псковскую землю»

По дороге вас ожидает увлекательный рассказ гида об истории псковской земли. О «Псковской вольнице» и победах Александра Невского, о княгине Ольге и грозном царе Иоанне Васильевиче.

11:30 – Прибытие в древний город Псков. Ознакомительная экскурсия

В ходе ознакомительной экскурсии с Псковом гид расскажет о главных его достопримечательностях: Окольном городе и Покровской башне , самой мощной крепостной башне Пскова, покажет Мирожский монастырь и памятник княгине Ольге , небесной покровительнице города. Также вы услышите о знаменитых купеческих палатах Пскова , о ярких представителях купеческих династий и о судьбе храмов, взятых под охраны всемирной организацией ЮНЕСКО.

12:00 — Экскурсия по Кремлю, посещение Троицкого собора

Познавательная и достаточно продолжительная экскурсия, чтобы узнать и посмотреть всё самое интересное.

Псковский Кремль , или Кром, как называют его псковичи, вместе с Довмонтовым городом и Троицким собором составляют единый историко-архитектурный ансамбль и являются сердцем города. В былые времена Кром был средоточием политической, общественной и религиозной жизни города.

Довмонтов город заслуживает особого внимания. Его часто называют «Псковские Помпеи».

Это сооружение было построено в XIII веке для защиты от нападений. На его территории располагалось множество церквей. В наши дни мы можем увидеть лишь остатки города, которые изучаются историками по сей день. Вы сможете прикоснуться к древним фундаментам церквей и послушать их историю.
Свято-Троицкий кафедральный собор , расположенный на территории Крома, — символ Псковской земли. Основание собора Святой Троицы приписывается равноапостольной княгине Ольге.

Собор хранит в себе такие святыни, как мощи Николая Псковского, частицу ризы Пресвятой Богородицы и икону с частицей мощей Серафима Саровского.

При желании Вы можете зайти внутрь и поклониться мощам или поставить свечку.

13:30 –Обед в историческом центре города

Для желающих за дополнительную плату мы организуем комплексный обед в центре Пскова, а любителям прогулок и самостоятельных исследований рекомендуем посетить одну из таверн или харчевен города.

15:40 – Печоры. Крепость Псково-Печерского монастыря.

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь называют жемчужиной Псковской земли, духовной сокровищницей России. Его название связывают с пещерами, которые находятся на территории монастыря.

«Богом зданные» пещеры – это некрополь, в подземных стенах которого покоится более десяти тысяч человек. Уникальный микроклимат пещер способствует сохранению мощей.

Также благодаря животворящему воздуху — многие монахи и богомольцы получали здесь исцеление по молитвам своим от недугов.

В рамках экскурсии с гидом вы узнаете об основании монастыря, о Свято-Успенской церкви, Печерской крепости и многом другом, ведь монастырь уникальный, единственный в своем роде и имеет многовековую историю.

В наши дни он является самым западным в стране и имеет два святых источника.

17:10 – Изборск и «Словенские ключи»

Крепость Изборск – место знаковое для всей России. Со времен Древней Руси здесь существовало укрепленное поселение славян-кривичей. Позднее, на месте деревянной крепости была выстроена каменная. В процессе экскурсии по крепости вы узнаете о средневековой фортификации и о славной истории крепости, которая поучаствовала в нескольких битвах и помнит самого Александра Невского.

«Словенские ключи» — приятный бонус в экскурсии, природная достопримечательность, расположены они недалеко от крепости.

Мы прогуляемся к 12 волшебным источникам, которые по легендам исцеляют и омолаживают. Экскурсовод поведает историю названия ключей и о легендарном Словене.

Ориентировочное время прибытия в Санкт–Петербург:

23:00 — ст. м. Московская.

23:30 — ст. м. пл. Восстания.

В стоимость тура «Псков – Изборск – Печоры. Легенды псковского края.» входит:

Дополнительные возможности в туре:

Оплачивается по желанию на месте:

? Обед в кафе: от 350 р./чел.

Оплачивается обязательно на месте:

? Входные билеты в крепость Изборск — 100 руб.

? Обратите внимание, что при посещении Псково-Печерского монастыря вносится пожертвование 150 руб.

? Входные билеты в музеи не включены в стоимость тура в Псков, так как музеи являются государственными. Это означает большое количество льготных цен для различных категорий посетителей, вплоть до бесплатных билетов.

Киево-Печерская Лавра

Киево-Печерская Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставропигиальный мужской монастырь Украинской Православной Церкви в черте Киевской епархии, один из важнейших, древнейших, крупнейших, и знаменитейших монастырей на Руси

На протяжении столетий главное достопримечательностью Киево-Печерской Лавры являются пещеры, в которых подвизались святые основатели русского монашества.

Впервые пещеры Лавры упоминаются в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца (начало XII века).

Основателем пещерного затворничества на месте будущей обители летописец называет священника Илариона, выдающегося подвижника и богослова, служившего в церкви Двенадцати апостолов в киевском предместье Берестове. Иларион избрал для молитвенного уединения живописный холм неподалеку от Берестова и подобно первым христианским подвижникам, ископав в нем двухсаженную пещеру, затворялся в ней для молитвы. Выдающийся церковный и государственный деятель, духовник Ярослава Мудрого, Иларион в 1051 году стал первым русским по происхождению митрополитом. По избрании его на Киевскую кафедру пещерка в Берестове опустела. В том же году в ней поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний Печерский, положивший здесь начало монашескому деланию. Именно это дату – 1051 года, Нестор Летописец указывает как год основания пещерной обители.

Киево-Печерская лавра

Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, поселившись подле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. Десять лет спустя, когда число братии достигло двенадцати человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевыми).

С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.

После погребения в пещерах преподобного Антония (+ 1073 г.) здесь стали хоронить и братию. Для этого в стенах пещер прокапывали ниши глубиной до двух метров, высотой и шириной – до половины метра. Тело усопшего клали на доску и задвигали в узкую нишу, которую закрывали деревянным щитом, позже – замуровывали. По сложившемуся в Печерской обители обычаю, по прошествии двух лет погребения открывались, и костные останки переносили в крипты — костницы. Если оказывалось, что останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте. Мощи преподобного Феодосия в 1091 году были торжественно перенесены в построенную в 1089 году Великую Успенскую Церковь, мощи других подвижников до XVII в. оставались в пещерных криптах. Мощи преподобного Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г. При нашествии орд Батыя, ввиду опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно. Имена и духовные подвиги печерских монахов, нетленные мощи которых почивали в пещерах, ко времени их обретения были еще на памяти у братии и кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. С этих досок сведения о преподобных впоследствии были переписаны и сохранились в Печерском Патерике. На тех же досках писали лики угодников, многие из которых уже в первые десятилетия существования Печерской обители почитались как местночтимые святые.

В 1108 г. был канонизирован преподобный Феодосий Печерский, а в 1133 г. – преподобный Антоний. В 1643 г. святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников. С этого времени Киево-Печерская Лавра становится главной отечественной святыней – русским Иерусалимом, центром паломничества верующих. Тогда же для большего удобства паломников обветшавшие пещеры были благоустроены. Узкие и обваленные коридоры укреплялись и расширялись таким образом, чтобы в них беспрепятственно могло разминуться два человека. Были реконструированы древние пещерные храмы: в Ближних пещерах – церкви во имя преподобного Антония Печерского и Введения Пресвятой Богородицы во храм, в Дальних – Благовещенская и Рождества Христова, а также устроены новые храмы: в Ближних – во имя преподобного Варлаама (1691 г.), и в Дальних – преподобного Феодосия Печерского (нач. XVIII в.).

На протяжении веков пещеры служили местом молитвы и аскетических подвигов монахов, хранилищем святынь и убежищем жителей Киева в годы лихолетий и иноземного нашествия. Не только в глубокой древности, но и в более близкие нам времена, когда Киеву угрожала опасность вражеских набегов, в пещерах Лавры укрывали православные святыни. Так, в 1978 г. в одной из крипт Ближних пещер археологи обнаружили замурованную бутылку с письмом, подписанным архимандритом Валерием (Устименко), бывшим с января 1942 г. настоятелем, а с 1944 г. – наместником Киево-Печерской Лавры (+ 1950 г.). В письме, датированном июлем 1942 г., сообщалось о том, что по возвращении в обитель братия нашла в ризнице Дальних пещер святые мощи великомученицы Варвары, cвященномученика Макария, митрополита Рафаила (Заборовского), находившиеся прежде в Софии Киевской и Владимирском кафедральном соборе. Киево-Печерская Лавра в 1930 г. была закрыта богоборческой властью и возобновила свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично была закрыта в 1961 г., в период так называемых хрущевских гонений. С 1988 года после десятилетий богоборческих гонений, Киево-Печерская Лавра вновь была открыта для верующих как действующий монастырь, в пещерах возобновилось богослужение и молитва. Первая Божественная литургия после длительного перерыва была отслужена 25 июня 1988 года [2].

Статистика

  • XVII в. — до семи тысяч монахов [3]
  • 2009 — ок. 100 монахов, ок. 50 послушников [3]
  • 2013 — 180 монахов и послушников [4]
  • 2018 — 220 монахов [5]
Великая церковь Киево-Печерской лавры. Живопись, В. П. Верещагин, 1905 г. Гос. Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

Храмы Киево-Печерской Лавры

До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с рельефным ландшафтом правого берега Днепра. Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю Лавру, куда еще в XI в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние Пещеры и странноприимный двор. Каждый из комплексов древней обители составляют несколько храмов, административных, жилых и хозяйственных построек.

На верхней территории вокруг Успенского собора (главного храма Лавры) расположены келии священноначалия монастыря и братии, здания экономии, типография, больничного монастыря и мастерских. Здесь же находится Великая лаврская колокольня и братская трапезная с церковью. Южнее, на склоне холма, расположен вход в Ближние пещеры, а на самом южном возвышении – в Дальние. Все составляющие Лавру части разделены высокими каменными стенами и сообщаются воротами и галереями, они дополняют одна другую и в целом представляют перекрестный архитектурный ансамбль.

На территории Верхнего монастыря с 20-х годов XX в., со времени установления богоборческой власти, и до сего дня расположен Государственный историко-культурный заповедник. В эту часть Лавры ведут четверо ворот: Западные (Святые врата с Троицкой надвратной церковью); Северные (Экономические ворота с церковью Всех Святых); Восточные и Южные (или Пещерные). Главный вход в Лавру – Святые врата. Над Святыми вратами Лавры находится церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, древнейшая из сохранившихся. Ее построил в XII в. преподобный Никола Святоша, правнук Ярослава Мудрого.

Великая Печерская Церковь (Успенский собор)

Главный храм Киево-Печерской Лавры – Великая Печерская Церковь (Успенский собор) находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь как незыблемую святыню Православия. Все главные святыни Лавры раньше всегда хранились в Великой Церкви.

К северо-западу от Успенского собора, рядом с Троицким храмом, находится вход в бывший Никольский больничный монастырь с церковью во имя святителя Николая, основанный преподобным Николой Святошей в XII в. Здесь он провел остаток своих дней, ухаживая за престарелыми и больными монахами.

Одноэтажные здания по обе стороны дорожки из темного гранита, проложенной от Святых врат к Успенскому собору, — это бывшие келии соборных старцев. Эти келии были возведены в начале XVIII в. на месте прежних, деревянных, сгоревших во время пожара 1718 г. В келиях соборных старцев Лавры сегодня располагаются магазины и выставочные залы заповедника.

Северные ворота (Экономические) венчает надвратная церковь Всех Святых, построенная в 1696-1698 гг. иждивением Ивана Мазепы.

Выйдя из Лавры через Экономические ворота и удалившись немного в северном направлении, можно увидеть церковь Преображения Господня, чаще называемую Спаса на Берестове, — ценнейший архитектурный и исторический памятник, внесенный, как и весь архитектурный комплекс Киево-Печерской Лавры, в перечень мировых памятников культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

Трапезная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских

Рядом с Великой лаврской церковью стоит ширококупольный в «неовизантийском» стиле храм в честь Преподобный Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой (Трапезная церковь). Сохранившаяся доныне церковь Преподобных Антония и Феодосия, соединенная с двухэтажной братской трапезной, построена в 1893-1895 гг.

Иконостас Трапезной церкви во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы примыкает с восточной стороны к Трапезной палате, а с западной – к дому настоятелей Лавры – Киевских митрополитов. В настоящее время в митрополичьих покоях и церкви Благовещения расположен Музей украинского декоративного искусства.

Западнее митрополичьих покоев находится бывший дом наместника Лавры, рядом с которым стоит самое высокое и величественное здание Лавры – Великая лаврская колокольня, построенная в 1731-1745 гг.

С восточной стороны Великой церкви находится учрежденная архимандритом Елисеем (Плетенецким) (1596-1624 гг.) типография Киево-Печерской Лавры.

К пещерам от главного лаврского двора между зданиями бывшей типографии и иконописной школы ведет спуск, завершающийся так называемыми Пещерными воротами.

Современный монастырь Киево-Печерская Лавра занимает территорию Ближних и Дальних пещер и несколько корпусов бывшей лаврской странноприимницы. Прямо против Пещерных врат находится примыкающая к монастырскому саду бывшая книжная лавка, в здании которой в настоящее время расположен Паломнический отдел Лавры.

Колокольня на Ближних пещерах построена в 1759 – 1763 гг. Степаном Ковниром. Двухъярусная колокольня имеет высоту 27 метров. По своей архитектуре она напоминает надвратную, так как сквозь ее первый ярус проходит стометровая крытая галерея, соединяющая Верхнюю Лавру с территорией Ближних пещер. В нижней части галерея проходит через притвор церкви во имя Всех преподобных Печерских. Почти у подножия горы находится площадь, окруженная строениями Ближних пещер. Со стороны холма под одной кровлей, примыкая друг к другу, стоят Крестовоздвиженская церковь и церковь Всех преподобных Печерских (Теплый храм).

Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской лавры с юго-востока. Фото 2009 г.

Крестовоздвиженская церковь не перестаивалась и до наших дней сохранилась в своем первоначальном виде. Северной стороной она прилегает к холму, в котором выкопаны пещеры. Из храма прорублены три входа в Ближние пещеры: из притвора, трапезной и ризницы. В 1749 г., предположительно по проекту архитектора Иоганна Шеделя, с восточной стороны, у алтарной аспиды, к храму была пристроена галерея, из которой сделан еще один вход в пещеры. Северная стена галереи является подпорной для пещерного храма, а южная, бывшая открытой аркадой, переделана под окна в 1880-х годах. Крестовоздвиженская церковь с начала ее основания служила местом погребения духовных лиц.

Церковь во имя всех преподобных Печерских — второй наземный храм на территории Ближних пещер. Здание было построено в 1839 году в качестве братских келий. В 1872 году на втором этаже была устроена и освящена церковь в всех преподобных отцов Киево-Печерских. С освящением церкви во вторую Неделю Великого поста того года связано и установление празднования Cобора всех Киево-Печерских преподобных именно в этот день [6]. Двор Ближних пещер поддерживается опорной стеной, от которой спускается лестница, далее мощенная дорожка ведет к колодцам преподобных Антония и Феодосия. В 2002 г. над колодцами были возведены часовни.

У выхода из Лавры к Днепру стоит храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», окруженный со всех сторон крепостной стеной. В 1914 — 1915 гг. на этом месте была построена часовня над артезианским колодцем, устройство которого предполагалось в целях улучшения дренажа пещерных холмов.

Выйдя из галереи на площадь у Дальних пещер, мы увидим возвышающийся на холме величественный храм в стиле украинского барокко – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Около 1062 г. на этом месте в «Ветхом» монастыре был построен первый наземный храм Успения Божией Матери. После освящения Великой Успенской Церкви храм над Дальними пещерами стал кладбищенским. Вокруг него формировался древний некрополь монастыря. О дальнейших перестройках храма сведений не сохранилось, но в первой половине XVII в. он уже именовался в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1696 г. на средства родственника гетмана Мазепы, белоцерковского полковника Константина Мокиевского, при архимандрите Мелетии (Вуяхевиче), является шедевром украинской архитектуры XVII века. По возвращении нижней территории Лавры Церкви храм Рождества Богородицы был отремонтирован и заново расписан. В настоящее время это академический храм, где приобретают опыт богослужения учащиеся Киевских Духовных Академии и Семинарии. На Рождественском кладбище погребены духовные и светские лица, имевшие значительные заслуги перед Церковью и государством.

Западнее церкви высится красивая и стройная колокольня Дальних пещер, построенная в 1754 – 1761 гг. по типу надвратных Степаном Ковниром. Высота колокольни 41 м.

Аннозачатиевская церковь Киево-Печерской лавры. Фото 2013 г.

Церковь во имя Зачатия праведной Анны (Аннозачатьевская) расположена северо-восточнее Рождества — Богородичного храма. Этот каменный храм в 1679 г. построен на пожертвования жителя Печерского местечка Александра Новицкого. Современный вид церковь приобрела в 1809 г., после реконструкции по проекту военного инженера архитектора Александра Якушкина. Он же является автором деревянной галереи с каменной башней у входа в пещеры. В 1811 г. архитектор Якушин принял в Лавре монашеский постриг с именем Арсений, был соборным старцем и блюстителем Дальних пещер, а по окончании своего земного пути был погребен в склепе Аннозачатьевского храма, сооруженным им же при строительстве. Из притвора Аннозачатьевской церкви в пещеры ведет узкая и крутая лестница. Выход из пещер осуществляется по более пологой лестнице помещение бывшей панихидной, где в данное время находится одна из церковных лавок.

Над входом в Дальние пещеры до сегодняшнего дня сохранилось строение, с XVIII в. использовавшееся в качестве ризницы. На плане пещер, приведенном в Киево-Печерском Патерике 1661 г., оно указывается как храм в честь св. апостола Андрея Первозванного.

Рядом с колокольней, в здании, прежде занимаемом блюстителем Дальних пещер, находится канцелярия митрополита Киевского и всея Украины.

С XVII в., где преподобный Феодосий в 1056 г. устроил богадельный дом, началась застройка странноприимного двора – целого комплекса гостиниц для паломников. Странноприимный дом расположенный на холме над Ближними и Дальними пещерами, занимает четвертую часть территории монастыря.

Карта-схема Киево-Печерской лавры

Карта-схема Лавры

  1. Троицкая надвратная церковь. Святые врата Лавры
  2. Крепостные стены
  3. Башня Ивана Кущника
  4. Часовая (Южная) башня
  5. Онуфриевская башня
  6. Малярная башня
  7. Никольский больничный храм
  8. Бывшие больничные покои Никольского монастыря
  9. Бывшие келии соборных старцев
  10. Бывшая иконописная мастерская Лавры
  11. Большая Лаврская колокольня
  12. Собор Успения Пресвятой Богородицы
  13. Бывший экономический корпус
  14. Церковь Всех Святых. Экономические ворота
  15. Церковь Спаса на Берестове
  16. Ковнировский корпус (здание бывших просфорни и пекарни)
  17. Бывшая типография
  18. Бывший дом наместника Лавры
  19. Фонтан, бывший колодец
  20. Здание бывших митрополичьих покоев с церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
  21. Бывшая трапезная палата
  22. Трапезная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских
  23. Южные ворота
  24. Крестовоздвиженская церковь Церковь во имя всех преподобных отцов Печерских. Склад-магазин Киево-Печерской Лавры
  25. Вход в Ближние пещеры
  26. Колокольня на Ближних пещерах
  27. Дебоскетовская (опорная) стена
  28. Аннозачатиевская церковь
  29. Церковные лавки
  30. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  31. Колокольня на Дальних пещерах
  32. Резиденция Митрополита Киевского и всея Украины
  33. Галерея Ближних пещер
  34. Галерея Дальних пещер
  35. Церковь Воскресения Христова
  36. Липа преподобного Феодосия
  37. Конференц-зал, 45-й корпус
  38. Хозяйственные ворота
  39. Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»
  40. Киевская Духовная Академия и Семинария
  41. Гостиница для священников
  42. Гостиница для паломников
  43. Часовня над источником преподобного Антония
  44. Часовня над источником преподобного Феодосия
  45. Паломнический отдел Киево-Печерской Лавры, 39-й корпус
  46. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»

Настоятели и наместники

  • прп. Антоний (до 1032 — ?)
  • прп. Варлаам (1052 — 1062)
  • прп. Феодосий (1062 — 3 мая 1074)
  • прп. Стефан (1074 — 1078)
  • прп. Никон (1078 — 1088)
  • Иоанн I (1088 — 1103)
  • свт. Феоктист (1103 — 12 января 1112)
  • Прохор (9 февраля 1112 — 1124)
  • Тимофей (1124 — 1131)
    • Акиндин (1124 — 1131)
  • прп. Пимен Постник (1132 — 1141)
  • Феодосий II (1142 — 1156)
  • Акиндин I (1156 — 1164)
  • Поликарп I (1165 — 24 июля 1182)
  • Василий (1182 — 1197)
  • Феодосий III (1198 — 1203)
  • Акиндин II (1203 — 1232)
  • Поликарп II (1232 — 1238)
  • Агапит I (1238 — 1249)
  • свт. Серапион (1249 — 1274)
  • Агапит II (упом. 1289)
  • Иоанн II (упом. 1292)
  • Азария (упом. 1300)
  • Варсонофий (упом. 1321)
  • Максим (упом. 1335)
  • Давид (упом. 1377 — упом. 1392)
  • Авраамий (упом. 1396)
  • Феодосий IV (упом. 1398)
  • Никита (упом. 1399)
  • Иоанн
  • Азарий
  • Варсонофий
  • Никифор (упом. 1416 — упом. 1434)
  • Прп. Игнатий (1435/1436 — 1438)
  • Авраамий (17 октября 1437)
  • Николай (упом. 16 июня 1446 — ?)
  • Макарий I
  • Николай, повторно (1455 — 1462)
  • Иоанн III (упом. 1470)
  • Иоасаф I (упом. 1477)
  • Феодосий V (Войнилович (1480 — 16 марта 1486)
  • Филарет (Волынец) (упом. 23 апреля 1494 — ?)
  • Феодосий VI
  • Сильвестр I
  • Вассиан I (Шишка)
  • Иона I
  • Сильвестр II, иерусалимец
  • Иоанн IV
  • Григорий
  • Филарет (Волынец), повторно (упом. 1500 — 25 августа 1501)
  • Вассиан II (28 ноября 1506 — 1508)
  • Иона II (1509)
  • Макарий II
  • Варлаам II
  • Никандр
  • Петр
  • Протасий I (упом. 1514)
  • Игнатий II (июль 1522 — июнь 1525)
  • Антоний (апрель 1524 — 1525)
  • Антоний, вторично (упом. 1526 — 1528)
  • Иоаким (упом. 1532)
  • Геннадий (упом. 1535)
  • Протасий II (упом. 1535)
  • Иоакинф (упом. 1536)
  • Иоаким (1538)
  • Софроний (1540 — 1541)
  • Вассиан III (1541 — упом. 1544)
  • Серапион
  • Иосиф (1550 — 1555)
  • Иларион (Песочинский) (1556 — 1572)
  • Иона (Деспотович) (упом. 2 апреля 1573)
  • Мелетий (Хребтович-Богурнский) (15 марта 1574 — 1590)
  • Никифор (Тур) (1590 — 1598)
  • Константинопольские патриархи (1598 — 1687)
    • Ипатий (Поцей) (2 октября 1599 — 1605)
    • Елисей (Плетенецкий) (1605 — 1624)
    • Захария (Копыстенский) (1624 — 1627)
    • Свт. Петр (Могила) (1627 — 31 декабря 1646) митр. Киевский
    • Иринарх (февраль — май 1646)
    • Иосиф (Тризна) (1647 — 1655)
    • Иннокентий (Гизель) (1656 — 8 ноября 1683)
    • Варлаам (Ясинский) (февраль 1684 — 31 августа 1690)
    • Паисий (1690 — 1691) [7]
  • Московские и всея Руси патриархи (1688 — 1721)
    • Мелетий (Вуяхевич) (9 декабря 1690 — 6 февраля 1697)
    • Иоасаф (Кроковский) (29 июня 1697 — 15 августа 1708)
    • Иларион II (1709)
    • Афанасий (Миславский) (20 июля 1710 — 1714)
    • Варлаам (Голенковский) (1714 — 1715)
    • Иоанникий (Сенютович) (24 июля 1715 — 12 ноября 1729)
  • Святейший Синод Русской Православной Церкви (1721 — 1786)
    • Платон (Малиновский) (1729 — 18 апреля 1730 [8])
    • Роман (Копа) (12 июня 1730 — 13 сентября 1736)
    • Иларион (Негребецкий) (8 мая 1737 — 8 января 1740)
    • Тимофей (Щербацкий) (14 апреля 1740 — 1748)
    • Иосиф (Оранский) 29 октября 1748 — 8 октября 1751)
    • Лука (Белоусович) (21 июня 1752 — 30 марта 1761)
    • Зосима (Валкевич) (21 мая 1762 — 10 апреля 1786)
  • Киевские митрополиты (1786 — ?)
    • Каллист (Стефанов) (1786 — 1792 [9])
    • Феофилакт (Слонецкий) (1792 — 1795)
    • Иероним (Яновский) (1795 — 1800)
    • Иоиль (Воскобойников) (29 октября 1800 — 9 августа 1815)
    • Свт. Антоний (Смирницкий) (2 января 1815 — 31 января 1826)
    • Авксентий (Галинский) (1826 — 1834)
    • Серафим (Покровский) (1834 — 1837)
    • .
    • Лаврентий (Макаров) (31 мая 1844 — 1852)
    • Иоанн (Петин) (16 января 1852 — 1862)
    • Варлаам (Компаневич) (16 ноября 1862 — 24 декабря 1878 [10])
    • Иларион (Юшенов) (24 декабря 1878 — 1884)
    • Ювеналий (Половцев) (21 мая 1884 — 1892)
    • Марк (Архангельский) (12 ноября 1892 — 22 февраля 1893 [11])
    • Сергий (Ланин) (1893 — 1896)
    • Антоний (Петрушевский) (1896 — 1909 [12])
    • Амвросий (Булгаков) (сентябрь 1909 — 20 января 1918)
    • Климент (Жеретиенко) (1917 — 23)
  • Московские и всея Руси патриархи (1924 — ?)
    • Климент (Жеретиенко) (30 сентября 1923 — 25 октября 1924 [13])
    • Михаил (Митрофанов) (1925 — ?)
    • Ермоген (Голубев) (18 октября 1926 — 1931)

      • Ионафан (Елецких) (23 июля — 12 октября 1988) и/о
    • Ионафан (Елецких) (12 октября 1988 — 1989)
    • Елевферий (Диденко) (1989 — 22 января 1992)
  • Киевские и всея Украины митрополиты (упом. с 1992)
    • Питирим (Старинский) (23 февраля — ок. 25 августа 1992)
    • Ипполит (Хилько) (25 августа — 8 декабря 1992)
      • Ахила (Шахтарин) (март-апрель 1992 — март 1994) и/о [14]
    • Павел (Лебедь) (с 30 марта 1994), митр. Вышгородский

Видео

Документальный фильм режиссера Леонтенко О., 2006. Рассказ об истории обители, архитектуре и внутреннем убранстве всех храмов Киево-Печерской Лавры, о подвигах Преподобных Печерских, о сегодняшнем дне монастыря.

Использованные материалы

  • Храмы Киево-Печерской Лавры, К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2004.
  • Святыни Киево-Печерской Лавры, К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2005.
  • Храмы Украинской Православной Церкви в г. Киеве [консультант: иерей Александр Кандий], ИПЦ «Даниил-Принт».
  • Страница сайта Русское Православие:
    • http://ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?5_818 (источник использован частично)
  • Строев П.М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с. 11-14.
  • Закревский Н. В., Описание Киева (Приложение) / Издание Московского археологического общества Т. 2. — М. : Тип. Грачева и К°, 1868, с. 890

[3] Ахмедова, Марина, «Киево-Печерская лавра: Цветок, доросший до небес,» Русский репортёр, 15 октября 2009, http://www.taday.ru/text/224223.html

[4] «Митрополит Павел (Лебедь): Рассказывать о нашей благотворительности – значит стать фарисеем,» портал Православие и мир, 28 мая 2013, http://www.pravmir.ru/mitropolit-pavel-lebed-rasskazyvat-o-n. em/

[5] ««Умовою для об’єднання повинні бути любов до Церкви, смиренність і виключення особистих інтересів» — бесіда з екзархом Єрусалимської Церкви (рос)», официальный сайт синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви, 30 июля 2018, http://news.church.ua/2018/07/30/umovoyu-dlya-objednannya-po. os/

[6] Согласно сообщению о. Спиридона (Письменного) переданного пользователем «Древа» диаконом Александром Васильевым 3 мая 2019 г., https://drevo-info.ru/forum/14920.html .

[8] Д. Б. Кочетов, С. Г. Яковенко КПЛ Начало XVI в.- 1786 г., «Православная Энциклопедия» Т. 33, С. 8-83, от 24 мая 2018 г., http://www.pravenc.ru/text/1684519.html

[9] Евгений (Болховитинов), митр., Избранные труды по истории Киева, 1995, http://www.pecherski.net/?file=izbrannie-trudy-po-istorii-kieva-48 и К.К. Крайний, Э. П. Р Киево-Печерская Лавра 1786-1961, «Православная Энциклопедия» Т. 33, С. 8-83, от 24 мая 2018 г., http://www.pravenc.ru/text/1684519.html

[10] Некролог. Киевские епархиальные ведомости, 1879, № 7 неофиц. отд., с. 7-8.

[11] Некролог. Киевские епархиальные ведомости, 1893, № 5 неоф. отд., с. 138-139.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Адрес:
Печоры,
ул. Международная,
д. 5

Телефон:
+7(911) 360-11-77

(звонить с 9.00 до 17.00 ежедневно)

ежечасно от
псковского
автовокзала
отправляются автобусы
и маршрутные
такси до Печор.
Расстояние от
Пскова до Печор
50 км

Датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда была освящена Успенская церковь, выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой. Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.

Монастырь являлся местом паломничества русских царей. Здесь бывал с богатыми дарами Иван Грозный, — с покаянием о загубленном им игумене Корнилии. Четырежды сюда приезжал Петр I. В память о визите императрицы Анны Иоанновны в монастыре сохранилась ее карета, которую и сейчас можно видеть в его стенах. Во время посещения Печерской обители царской семьей Романовых, Государь Николай II имел духовную беседу со старцем Феодосием.

Посреди площади монастыря стоит беседка, в которой расположился «святой колодец», можно попить и взять воду с собой. Вода считается целебной, особенно от глазных болезней.

За всю свою историю монастырь ни разу не закрывался — все 500 лет здесь ни на минуту не прекращаются молитвы. В межвоенный период (до января 1945 года) он находился на территории Эстонии, благодаря чему и сохранился.

В 1967–2006 годах в монастыре жил духоносный старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), известный подвигом своей христианской жизни далеко за пределами России.

Ныне в монастыре обитает здравствующий архимандрит Адриан (Кирсанов) – живое предание Церкви, святого Православия и смиренного иноческого жития.

В настоящее время в монастыре 10 храмов. В глубине Успенского собора, у южной стены, в нише находятся мощи святого игумена обители преподобномученика Корнилия.

Приезжающие в Печерский монастырь стремятся непременно попасть в «Богом Зданные» пещеры (посещение по предварительной договоренности).

Открытые в 1392 году пещеры являются монастырским кладбищем, температура + 5° С здесь держится круглогодично. При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы. Свое последнее пристанище нашли здесь также Иоанн (Крестьянкин), Феофан (Молявко), Нафанаил (Поспелов), схиархимандрит Александр (Васильев) — дивные старцы, которых сейчас знает едва ли не весь православный мир. Точное число захоронений в пещерах не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек.

Обитель проводит широкую катехизацию: ежемесячные педагогические семинары, беседы с паломниками, духовные встречи с представителями различных организаций и воинских частей, организует многочисленные воскресные школы и занимается обширной издательской деятельностью.

Ежегодно с особой радостью и пышным размахом встречается в Псково-Печерской обители одно из главных православных событий — праздник Успения Божией Матери. На три дня жизнь в монастыре обретает новое дыхание и наполняется ощущением какого-то необъяснимого счастья. С 27 по 29 августа в монастырь съезжаются тысячи паломников из разных уголков страны, чтобы поучаствовать в эти праздничные дни в торжественных богослужениях, поклониться древнему чудотворному образу Божией Матери Успение, пройти крестным ходом по ковровой дорожке из живых цветов и увезти с собой из монастыря частичку той радости, которая останется в душе уже навсегда.

Святыни монастыря

В главном приделе Успенского собора хранятся два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери «Умиление», которая, как и образ Успения Пресвятой Богородицы, явила множество чудес.

В Печерскую обитель икона «Умиление» принесена в игуменство преподобного Корнилия. При царе Федоре Иоанновиче она украшена драгоценными камнями в память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Тогда чудотворные иконы Божией Матери «Успениe» и «Умиление» были посланы к защитникам Пскова. Неприятель за пять месяцев осады тридцать раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.

Также в соборе находится Чудотворная икона Святителя Николая. В Михайловском соборе в особом ковчеге хранится частица мощей святой великомученицы Татианы (десница).

Интересный факт: В 2007 году Банком России была издана серебряная памятная монета серии «Памятники архитектуры России» — Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь (середина XV в.), 25 рублей, серебро, реверс.

При монастыре был открыт паломнический центр «Дом паломника». Келлии в корпусах рассчитаны на проживание четырех и более человек.

Трапеза – 2 раза в день: обед — с 13.15 до 14.00, ужин — с 21.00 до 22.00.

Срок пребывания в Доме паломника — не более трех дней. Проживание, питание и экскурсии по монастырю – на пожертвование.

Вопросы по размещению 1–6 человек решаются ответственным за расселение паломников по телефону: +7-911-369-76-48.

Необходимо заблаговременно сообщать о дате прибытия группы, времени пребывания и количестве паломников в виде прошения по электронной почте: [email protected]

Проехать в «Дом паломника» от автовокзала г. Печоры можно на автобусе № 4 до остановки «Военный городок». В монастырь из Дома паломника и обратно можно добраться на монастырском микроавтобусе.

Ворота паломнического центра закрываются в 23.00. В случае опоздания необходимо связаться с дежурным по телефону: +7-911-696-31-39 или +7-811-48-22-929.

Читайте так же:  Мастерская 6 свято-елисаветинский монастырь белорусской епархии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *