Турция стамбул мечети

Голубая мечеть — одна из самых известных достопримечательностей Стамбула, расположенная в самом центре старого города. В мусульманском мире ее знают как Ахмедийе или мечеть Султанахмет, и почитают как главную исламскую святыню и символ города.

Мечеть создавалась в честь 14-го султана Османской империи Ахмеда I — личности значимой как для турецкой нации, так и для истории в целом. Его правление было относительно недолгим: получив от отца трон в 13 лет, уже в 27 он умер от жесточайшего тифа. Однако за 14 лет правления Ахмед I успел сделать то, что не удалось многим другим султанам — до сих пор его считают одним из самых разумных и добросердечных правителей эпохи Османской империи, а его политику и период правления — одним из самых положительных и светлых этапов в жизни государства. Его забота о простых людях и личное участие в решении проблем города сделали ему имя. Например, в 16 лет султан своими руками тушил пожары, в очередной раз охватившие Стамбул, и остался после этого со шрамами и увечьями.

Буквально через год правителя не стало. Его похоронили тут же рядом с мечетью, а над гробницей выстроили мавзолей.

Традиционно мечеть представляет собой целый комплекс самых разных служб, куда могут входить далеко не только пространства для служб и омовений, но и школа, медресе (религиозное учебное заведение для старших школьников и юношей), семинария, имарет (благотворительная столовая для малоимущих), больница, баня, рынок и т. д. Так случилось и с Голубой мечетью. Фактически это был город в городе.

Архитектурно мечеть представляет собой смешение двух стилей — классического османского и византийского. Сложно не заметить очевидные моменты сходства мечети с соседней Айя-Софией, особенно во внешних формах и куполе.

Голубая мечеть создавалась из камня и мрамора, что совершенно закономерно. Камень — самая доступная в горных районах порода, а близость Мраморного моря давала неограниченные возможности для использования мрамора.

Попасть в мечеть можно через несколько ворот, которые ведут во внутренний двор. Здесь находится зона для омовения верующих. Западный вход в мечеть закрыт цепью. Это особый вход, предназначенный для султанов. Правитель въезжал на территорию мечети на лошади, но цепь располагалась так низко, что он вынужден был наклоняться. Это давало всем понять, что даже султан относительно Аллаха занимает позицию покорного слуги.

Минареты

Уникальной особенностью Голубой мечети являются ее минареты. Обыкновенно количество минаретов на храме зависит от его величины и значимости: простая сельская мечеть может быть с одним минаретом, крупные мечети окружает до четырех минаретов.

В Голубой мечети их шесть! Четыре минарета располагаются по углам мечети и имеют свои балконы. Еще два минарета поставлены во внутреннем дворе. По существующей легенде, архитектор не правильно понял приказ султана. Дело в том, что в турецком языке есть два очень близких по звучанию слова: alt? (шесть) и alt?n (золотой). Говорят, что султан хотел видеть минареты золотыми, а получил совершенно необычную мечеть.

Голубая мечеть внутри

Внутреннее пространство мечети не менее интересно, чем ее внешнее оформление. Просторный зал буквально дышит светом. Это достигается за счет его немалых размеров (53 на 51 метр) и благодаря невероятному количеству окон (всего их около 260), сконструированных особым образом.

Свое более расхожее название — Голубая мечеть — у храма появилось благодаря изразцам, которыми оформлены внутренние стены. Фактически это плитка ручной работы, выполненная под заказ на изникских фабриках. Всего в интерьере использовано около 20 000 кусочков такой плитки. Отличительной особенностью изникской керамики, помимо высочайшего качества, является цветовая гамма — чаще всего бело-голубая. Потолок куполов украшают сутры из Корана и другие цитаты почитаемых мудрецов. Полы мечети как обычно выстланы коврами, в Голубой мечети они красного и вишневого цветов.

Историческая часть города, в которой находится мечеть, получила в итоге свое название в честь нее — Султанахмет. Выбравшись в Голубую мечеть, не упустите возможность посмотреть другие достопримечательности рядом: собор Святой Софии (Айя-София), Цистерну Базилика, дворец Топкапы, парк Гюльхане и многое другое.

Площадь рядом с мечетью в летний период нередко становится местом проведения разнообразных световых и звуковых шоу и инсталляций.

Внутренний двор Голубой мечети — панорама Google Maps

Часы работы Голубой мечети

Мечеть является действующей. Она открывает двери в 5.30 утра вместе с первыми азанами (призывы на молитву) и доступна до заката. Во время молитвы в мечеть может попасть любой мусульманин, откуда бы он ни приехал. Для туристов в это время доступ в мечеть закрыт. Если вы хотите посетить молитву, чаще всего вам позволят, даже если вы не мусульманин. Однако не забывайте сохранять уважение к чужой вере и традициям — во время молитвы нельзя фотографировать, мешать молящимся, разговаривать, шуметь.

Удобнее всего попасть в мечеть в промежутки между молитвами:

  • С 8.30 до 11.30;
  • с 13.00 до 14.30;
  • с 15.30 до 16.45.

В пятницу проходит большой пятничный намаз (молитва), который обычно не пропускают даже не самые правоверные мусульмане. В это время особенно людно, поэтому планировать посещение мечети лучше на вторую половину дня после 13.30.

Голубая мечеть в Стамбуле (видео)

Правила посещения

Вход в мечеть для всех абсолютно бесплатный. Если вы хотите оставить пожертвование для сохранения мечети, это можно сделать у выхода. Вам дадут официальную квитанцию о принятом пожертвовании.

В мечеть принято входить без обуви. Ее оставляют около входа на полочках или кладут в специальные одноразовые пакетики (их можно бесплатно получить на входе) — так вы сможете носить обувь с собой, и не искать ее потом. Мужчины, желающие войти в мечеть, должны быть в длинных брюках (не в шортах), женщины — в длинных юбках, с покрытой головой и плечами. Если у вас нет чего-то с собой, не переживайте — платки и юбки можно взять на входе и оставить на выходе.

В мечети всегда есть женская и мужская зона для молитвы.

К какой бы вере вы себя ни относили, мечеть дает возможность посидеть в умиротворении, подумать, отдохнуть.

Внутри Голубой мечети — панорама Google Maps

Как добраться до Голубой мечети в Стамбуле

Голубая мечеть расположена в самом центре города на улице Atmeydan? Caddesi. Ориентиром является трамвайная остановка Султанахмет (Sultanahmet).

Если вы живете в районе Султанахмет (а многие туристы останавливаются именно здесь — в месте концентрации самых главных достопримечательностей города), то до Голубой мечети вы легко дойдете пешком.

Второй по популярности район, где живут гости города — площадь Таксим. Отсюда вы можете спуститься на фуникулере до станции Кабаташ (Kabatas) и пересесть на скоростной трамвай (маршрут T1, следующий по маршруту Kabatas-Bagc?lar). И доехать до нужной вам остановки — Султанахмет (Sultanahmet).

Так же до этой части города из многих районов можно добраться на пароме. В пешей доступности от Султанахмета находится паромная станция Эминеню (Eminonu Harem).

Путь от трамвайной остановки Sultanahmet к Голубой мечети — Google Maps

Из привычных и удобных приложений такси в Стамбуле работает Uber, вы можете воспользоваться им, чтобы добраться к Голубой мечети из любого района города.

Трамвайная остановка напротив Голубой мечети — панорама Google Maps

А вы можете предположить, сколько мечетей в Стамбуле? На сегодняшний день здесь более 3 тысяч 365 мечетей!

Около 4 столетий подряд турецкие мечети строили по образу и подобию византийских церквей. Христианские обители, зачастую, просто преобразовывали в мусульманские, добавляя к ним один или несколько минаретов, с которых муэдзин призывает к молитве в урочный час.

Огромный след в архитектуре оставил османский архитектор Мимар Синан. Он добавил в мечети значимые черты, например, внутренние дворы, которые впоследствии стали традиционными. Архитектурная классика сохранилась до наших дней не только в самой Турции, но и в соседних государствах (в Египте, Алжире, Венгрии и т.д.).

Представляем вам ТОП самых известных мечетей, хотя бы часть из которых, стоит посетить в Стамбуле.

Мечети Султанахмет

Голубая мечеть (Sultanahmet camii)

Эта мусульманская святыня считается по сей день самой значимой в Стамбуле. Проектировал Голубую мечеть ученик Мимара Синана Седефкар Мехмед-Ага. Строительство велось в течение 7 лет, с 1609 по 1616 годы. Когда-то территорию, отданную под мечеть, занимал дворец правителя Византии. На другой стороне площади находится собор Святой Софии. Голубую мечеть приказал возвести падишах Ахмед I, которому на момент строительных работ было 19 лет.

Мечеть декорирована огромным количеством изразцов (свыше 200 000). По этому показателю ее опережает лишь дворец Топкапы . Декор ослепительный, но при этом ненавязчивый, умело сглаженный правильно выстроенным светом, струящимся из 260 оконных проемов. Когда-то окна были витражными, но затем их открыли для солнечных лучей, поэтому мечеть Ахмеда I прекраснее всего именно в безоблачную погоду, когда солнце «играет» в нежно-голубых фаянсовых изразцах и на поверхности великолепных ковровых покрытий огромного помещения.

Стены и колонны мечети украшены выдержками из Корана. Автором художественных надписей был знаменитый каллиграф Касим Губари. Летописцы утверждают, что когда-то на стенах мечети размещались золотые пластины с инкрустацией из 61 алмаза. На пластинах была гравировка, увековечивающая имена Пророка Мухаммеда и первых халифов, а также выдержки из Корана.

Мечеть Фируз Ага (Firuz Aga camii)

Мечеть Фируз Ага Султанахмет

Эта святыня конца 15 века названа в честь своего основателя – Фируза Ага, который служил главным казначеем при падишахе Баязите II. Основным материалом для постройки был тесаный камень.

Особых архитектурных изысков в мечети нет, но зато она очень пропорциональна, имеет правильную форму квадрата. Стиль строения довольно сдержанный – имеется всего один большой купол и единственный минарет с балкончиком. Входной группе предшествует портик с тремя куполами.

Интерьер мечети интересен каллиграфическими надписями и витражными картинами. Внимание к себе притягивает резная дверь из дерева, а также утонченная резьба по камню над ней и украшения, изображающие солнце.

Когда-то рядом со святыней размещался мавзолей Фируза Ага и другие захоронения, но в 19 столетии улицу Диванёлу решено было расширять, поэтому кладбищенскую зону ликвидировали. Мечеть потеряла довольно большую территорию – остались нетронутыми лишь маленький дворик и саркофаг основателя, выполненный из мрамора.

Недалеко от мечети, находятся руины дворца Антиоха – уникального памятника византийской истории. Саму мечеть достаточно легко найти – рядом с ней расположена остановка трамвая Т1 Султанахмет.

Мечеть Соколлу Мехмет Паша (Sokullu Mehmet Pasa camii)

Мечеть Соколлу Мехмет Паша

Автором этой мечети был Мимар Синан. Строительство велось в начале 70-х годов 16 века. Когда-то на месте святыни возвышался храм Святой Анастасии, и части его руин были задействованы при постройке. Местность здесь славится сложным рельефом, но зодчий сумел его использовать гениально. Результатом его стараний стал великолепный комплекс с необычной архитектурой. Помимо мечети в его состав входят монастырская обитель дервишей, религиозная школа и традиционный фонтан для омовений. Чтобы попасть во внутренний дворик, необходимо пройти через тоннель, находящийся в окружении портика и 30-ти куполов. Эти купола возвышаются на колоннах, которые, по большей части, сохранились с византийского периода. Фонтан из мрамора размещен в центральной части двора.

Декор мечети Соколлу Мехмед-паши примечателен изникской мозаикой, составляющей цветочные картины. Покрытием для той стены, на которой располагаются 6 витражных оконных проемов и михраб, служат великолепные изразцы цвета морской волны. Аналогичное украшение имеется и на михрабе. Над входной группой в мечеть прямо в стену замурована часть священного камня каабы. Аналогичные части имеются в минбаре и в михрабе.

Читайте так же:  Мечеть омара википедия

Мечеть носит имя своего основателя Соколлу Мехмеда-паши. Судьба этого османского визиря очень интересна. Родился он в Сербии и носил фамилию Соколович. Когда мальчик подрос, его заставили перейти в исламскую веру по закону о девширме и дали другое имя. Мехмед прилежно учился в школе при дворце, и впоследствии жизнь распорядилась так, что он стал великим визирем Османской империи, служа верой и правдой трем падишахам – сначала Сулейману Великолепному, затем Селиму II и Мураду III. В последние 15 лет службы он, по факту, правил государством.

Пройти к мечети Соколлу можно от площади Султанахмет: для этого после Обелиска Константина пройдите вправо и прямо, мимо Университета Мармара (Marmara Universitesi).

Мечеть Нуруосмание (Nuruosmaniye camii)

Эту постройку можно отнести к барокканскому направлению османской архитектуры. Подобные черты в зодчестве появились при правителе Ахмеде III, известном по историческому периоду «лале дэврэ» (lale devre – период тюльпанов). С приходом к власти этого султана архитектурные традиции значительно обновились, наметилось европейское влияние. Но тогда это проявлялось только при строительстве дворцов и вилл, а при Махмуде I стиль барокко перешел и в мечети. Яркий пример этого преображения – мечеть Нуруосмание. Она отличалась от своих прототипов наличием ярко выраженного внешнего декора.

Большой купол мечети, диаметр которого – 26 метров, высится на огромных арках с множеством оконных проемов. Внутренний дворик имеет нестандартную форму полукруга, украшен колоннадой и куполами, но при этом традиционный фонтан отсутствует. От «старых взглядов» на декор остался лишь широкий резной фриз, на котором каллиграфы изобразили первую суру Корана.

Нуруосмание представляет собой комплекс из мечети, шикарной библиотеки с бесценными рукописями и мавзолея Капалы Чарши, принадлежащего Валиде Султан Шехсувар, матушке Османа III. Вот как раз возле этого мавзолея установлен фонтан для омовений.

Основатель мечети Махмуд I не дожил до завершения её строительства, поэтому право дать святыне имя перешло к его наследнику Осману III, а тот нарек ее Нуруосмание (Nur-? Оsmaniye – Священный свет Османа).

Совместить осмотр мечети Нуруосмние можно с посещением Гранд Базара. Доехать до Капалы Чарши и мечети можно на трамвае линии Т1 до остановки Беязит (Beyaz?t).

Мечеть Баязид (Beyaz?t camii)

Площадь Баязида в Стамбуле славится шикарным одноименным комплексом, в состав которого входит мечеть, лечебница, бани, медресе, караван-сарай и имарет (благотворительная столовая). Строительство комплекса велось в начале 16 века. Инициатором возведения мечети был Баязид II. Для реализации своей задумки он пригласил зодчего Йакубшах Бин Султаншах. Эта святыня – старейшая из тех, которые дошли до наших дней со времен Османской империи. В ней собраны черты раннего и классического османского зодчества. Центральный купол диаметром 17 метров дополнен парой полукуполов, опорами для которых служат порфировые колонны. Внутренний дворик немного мрачный. В качестве украшений его выступают традиционный фонтан и отделка из цветного мрамора. Входная группа в этот двор имеет форму купола. Внутри этих ворот часто размещаются торговцы, продающие четки и ароматные составы.

Одна из особенностей этой мечети – удаленность минаретов друг от друга. Расстояние между ними около 100 метров. Изначально святыня была предназначена для проживания дервишей, паломников и кочующих представителей купеческого сословия.

Строилась мечеть с использованием мраморных колонн, гранитного камня и прочих деталей, привозимых с византийского форума Феодосия, относящегося к 4 столетию.

На сегодняшний день караван-сарай и имарет отданы в ведение муниципальной библиотеки, а школьные залы переоборудовали и основали в них музей каллиграфического искусства. К югу от мечети расположены мавзолеи, среди которых есть и гробница её основателя.

Мечеть находится ближе к одноименным воротам Гранд Бзара (Kapal?cars?) – Беязыт Капысы (Beyaz?t kap?s?). Вы можете осмотреть Мечеть Беязит, Нуруосмание и Гранд Базар, доехав до них на трамвае Т1 до остановки Beyaz?t.

Мечети Эминёню

Мечеть Рустем Паша (Rustem Pasa camii)

Мечеть Рустем Паша

Автором проекта этой великолепной мусульманской святыни стал Мимар Синан. Идея строительства мечети середины 16 века принадлежит великому визирю Рустему-паше, хорошо известному в период правления Сулеймана Великолепного. Этот визирь был супругом дочери падишаха и его любимой жены Роксоланы.

Величие мечети безусловно. Она гордо высится над улицами, домами, магазинами и торговыми площадями. Постройка имеет классическую прямоугольную форму, увенчана одним большим куполом, четырьмя полукуполами и еще пятью маленькими куполами. Вся эта купольная конструкция напоминает пирамиду. Интерьер святыни украшен изникской мозаикой с растительным орнаментом и правильными геометрическими зарисовками. Изразцы идеальны!

За время своего существования мечеть подвергалась реставрации, но в конце 20 столетия она сильно пострадала в результате землетрясения, повредившего маленькие купола. В воскресные дни рядом со зданием разворачивается масштабный «блошиный» рынок (Bit Pazar?). Торгуют здесь, по большей части, подержанными предметами гардероба.

Пройти к мечети Рустем Паша можно от Египетского базара, если вы стоите к нему лицом, тогда пройдите направо. Далее, через рыночные улицы, вы выйдите прямо к мечети.

Новая мечеть Валиде Султан (Yeni Valide Sultan camii)

Есть в Стамбуле памятники архитектуры, запоминающиеся удивительной элегантностью. К их числу можно по праву отнести Новую мечеть в классическом зодческом стиле. Строили святыню очень долго, более 60 лет (с конца 16 до середины 17 века). Инициатором возведения святыни была Валиде Султан Сафие – урожденная албанка, которой было суждено стать любимой женой Мурада III.

Известно, что женщина была своенравна и властна. Своей честолюбивой натурой она сумела полностью подчинить себе наследника престола Мехмеда. В знак своего могущества Сафие решила возвести мечеть, пригласив для разработки проекта Давута-Агу. Зодчий долго пытался подыскать лучшее место для воплощения задумки и наконец нашел его на территории квартала, в котором проживали евреи-караимы. Для расчистки пространства поселенцев отправили на противоположное побережье Золотого Рога.

Выбранная площадь, у пристани Эминёню, находилась слишком низко по отношению к уровню моря, и этим строительство осложнялось. Но Давут-Ага призвал на помощь все свое мастерство, и ему удалось решить поставленную задачу.

Новая мечеть находится напротив пристани Эминёню, рядом с Египетским базаром (остановка трамвая Т1 Эминёню).

Мечеть Сулеймание (Suleymaniye camii)

Одна из самых крупных по размерам мусульманская святыня Стамбула – мечеть Сулеймание. Ее шикарный купол гордо высится на горизонте старого города. Эту мечеть видно со многих точек, ведь она стоит на самой вершине третьего холма. Инициатором строительства был падишах Сулейман I. Именно он повелел Мимару Синану в середине 16 века возвести храм, которому до этого не было равных.

По архитектуре Сулеймание заметно, что строилась она по образу и подобию собора Айя София. В мечети есть два полукупола, поддерживаемые одним сводом (высота 53 м, окружность 27,5 м). Но есть существенная разница в освещении. Если расположение оконных проемов Айя Софии таково, что создается впечатление парения купола и его удаленности от верующих, то почти 150 окон Сулеймание создают направленный, обволакивающий поток света в главный молитвенный зал (63х69м), в окружении которого оказываются все посетители мечети. Архитектора не ограничивали в финансах, но он не пожелал обильно украшать свое творение. Зато Синан отдал много сил правильному построению акустики. Чтобы добиться уникального звукового эффекта, он разместил в стенах Сулеймание кувшины-резонаторы.

Внутренний дворик мечети имеет мраморную отделку, в центре его возвышается фонтан для омовений квадратной формы. По углам двора возведены четыре минарета. Они символизируют тот факт, что Сулейман Великолепный был четвертым правителем Османской империи после падения Константинополя. Но со времен образования государства Сулейман был десятым правителем, поэтому минареты имеют 10 балконов.

К мечети Сулеймание можно пройти от Египетского базара. Если вы стоите к главному входу на базар лицом (спиной к пристани), пройдите направо, к рыночным улицам, а затем поднимайтесь по улочкам вверх – выйдя на высокий холм, вы увидите и саму мечеть. Путь займет около 10-15 минут.

Мечети Лалели

Мечеть Лалели (Laleli camii)

Одна из главных достопримечательностей четвертого холма Стамбула – это религиозный комплекс под названием Лалели. В его состав входили традиционная мечеть, школа, имарет, мавзолей и шадырван (фонтан). Построить комплекс повелел султан Мустафа III. Он заказал проект в середине 18 века зодчему Мехмеду Тахиру-Аге. Часть построек со временем была снесена, другая же подверглась реставрации уже в середине 20 века. Лалели – заключительный религиозный комплекс, строившийся в городе. Мечеть нередко именуют «тюльпановой» (laleli – тюльпановая), но названа она не в честь красивого цветка, а в честь святого Лалели-баба. Захоронение этого святого когда-то было недалеко от комплекса. В Османской империи существовал обычай называть мечети по имени правящих султанов, но святой в этом случае одержал победу над могуществом падишаха.

Архитектура Лалели абсолютно традиционная снаружи и барокканская внутри со своими изысканными мраморными украшениями. Мечеть представляет собой просторный молитвенный зал в форме квадрата и внутренний дворик в форме прямоугольника, который окружен галереей с ритуальным фонтаном.

Рядом с входными дверями в мечеть есть мавзолей, в котором покоятся сам падишах Мустафа III, а также его наследник Селим III. Турки знали последнего в качестве великолепного композитора и поэта. Ещё Селим коренным образом реформировал армию, за что впоследствии и был убит.

Добраться до мечети Лалели можно на трамвае Т1, доехав до остановки Laleli и пройдя пешком 3 минуты.

Мечеть Пертевниял Валиде Султан (Pertevniyal Valide Sultan camii)

Мечеть Пертевниял Валиде Султан

Падишах Абдул-Азиз обожал украшать город новыми архитектурными шедеврами. При нем было построено множество памятников зодчества, в числе которых мечеть Пертевниял Валиде Султан. Эту святыню султан построил в честь своей матери. Автором проекта стал Саркис Балаян.

История самой Валиде Султан очень занимательна. Еще в юном возрасте она попала на работу в качестве прачки в один из султанских хамамов. Там красавицу впервые увидел султан Махмуд II. Девушка сразу покорила сердце правителя внешностью, а острый ум помог ей окончательно очаровать главу государства. Султан забрал прелестницу в гарем, а та после этого очень заинтересовалась мистикой, магией, нумерологией. Нестандартное увлечение привело к тому, что будущую Валиде Султан стали считать колдуньей и бояться все окружающие, и женщина этим умело пользовалась. Она подчинила себе сына Абдул-Азиза, который был готов, будучи правителем, выполнять все ее капризы.

Архитектурный стиль мечети нецелостный, в нем наблюдается смешение различных направлений, но всё же довлеет нео-готика. Святыня увенчана небольшим, вытянутым куполом, имеет два минарета. Изначально ее проектировали с тем условием, чтобы она превосходила Aksaray Meydan?, возвышаясь над улицей. Но в середине 20 века была проведена масштабная реконструкция этой территории, появились новые транспортные пути и получилось так, что мечеть опустилась ниже нового рельефа местности.

Во внутренний дворик мечети ведет высокая резная арка, увенчанная золотой тугрой Абдул-Азиза, в самом дворе есть могила Валиде и красивый мавзолей.

Вы можете совместить осмотр этой мечети с другими достопримечательностями района Лалели. Пройти к святыне Пертевниял Валиде Султан можно от мечети Лалели (5 минут) или от остановки трамвая Т1 Aksaray (2 минуты).

Читайте так же:  Мечеть в тюмени на мельникайте

Мечеть Шехзаде (Sehzade camii)

Первым наследником Сулеймана Великолепного и Роксоланы был шехзаде Мехмед, но он скончался от оспы в возрасте 21 года. Горю падишаха не было предела. Он позволил предать тело сына земле лишь на четвертый день, не имея сил проститься с ним. А после этого повелел Мимару Синану выстроить шикарную мечеть с комплексом школ, постоялых дворов, библиотек, фонтанов и благотворительной столовой.

Синан создал потрясающий проект, воплощенный в жизнь в течение 4-х лет (1544-1548 г.г.). Главный купол святыни поддерживается четырьмя полукуполами. Интерьер легкий и просторный, выполнен в красно-желтых оттенках. К тыльной стороне здания примыкает кладбищенская зона с могилами шехзаде Мехмеда, шехзаде Махмуда, а также Ибрагима-паши и Рустема-паши (великих визирей империи). Вход в мечеть находится во внутреннем дворе. Дополнительные постройки сегодня используются по-разному. Некоторые просто пустуют, другие отданы под контроль соседнего лицея, а в одной из бывших религиозных школ сегодня находится ресторан Sehzade Mehmed Sofras?, в котором готовят традиционные турецкие блюда.

К мечети Шехзаде можно пройти от остановки трамвая Т1 Laleli (7 минут), либо от мечети Лалели (6 минут).

Мечеть Фатих (Fatih camii)

Эта мечеть построена по приказу Мехмеда II на четвертом холме города. На ее месте ранее находилась церковь св. Апостолов (4-6 века), но теперь все следы ее безвозвратно исчезли. Немногочисленные руины использовались при строительстве османской святыни.

В качестве главного зодчего был приглашен Атик Синан. Строительные работы длились около 8 лет, но вот в начале 70-х годов 15 века мечеть с высокими сводами и 25-метровым куполом в диаметре открыла свои двери для верующих. Спустя 3 столетия огромный купол не выстоял перед землетрясением и обрушился вместе с постройкой. В этот период у власти находился Мустафа III, решивший восстанавливать святыню. Вернее, восстанавливать было нечего – необходимо начинать с нуля. И для выполнения этого ответственного поручения пригласили архитектора Мехмед Тагир-Ага. Новая святыня середины 18 века имела ярко выраженные черты барокканского стиля. К классике можно отнести лишь главный купол с четырьмя полукуполами.

В состав религиозного комплекса входит Чаршамба Пазары (Carsamba Pazar?) – знаменитый турецкий базар, заполняющийся торговыми прилавками каждую среду.

Добраться до мечети Фатих можно сначала на трамвае Т1 до остановки Laleli, а затем садимся на автобусы 36A, 37Y или 38B до остановки Fatih.

Мечети Бейоглу

Мечеть Нусретие (Nusretiye camii)

Эту мечеть задумал построить Махмуд II в начале 20-х годов 19 века. Главным зодчим был Крикор Бальян. С его легкой руки на европейском побережье Босфора появилась шикарная постройка. Ее завершение практически совпало с победой султана над янычарами, поэтому правитель решил дать ей название Нусретие (nusretiye победная). Махмуд II всегда заезжал в мечеть по пути во дворец Бешикташ, который когда-то располагался на месте Долмабахче. Святыня стала классическим примером турецкого барокканского стиля со своим внушительным куполом, парой минаретов и изысканной каллиграфией в интерьере.

Добраться до мечети можно на трамвае линии Т1 до остановки Tophane. После осмотра мечети, можно вернуться назад к остановке и спуститься вниз для прогулки по Каракёй.

Мечеть Джихангир (Cihangir camii)

Эта святыня носит имя шехзаде Джихангира. Проектировал ее также, как и многие другие заказы Сулеймана Великолепного, Мимар Синан. Мечеть появилась на свет во всем своем величии через 5 лет после кончины сына правителя.

Джихангир славился пытливым умом и любящим сердцем. Легенда гласит, что он умер в тоске по старшему брату Мехмеду. Похоронены они рядом друг с другом, в одном мавзолее.

Мечеть ни единожды разрушалась в результате стихийных бедствий и пожаров, но неизменно восстанавливалась вновь. Изначально кровля святыни была из дерева. Сама постройка не слишком внушительная. В ней всего один минарет и единственный купол.

От огня мечеть страдала целых 5 раз! Первые 4 пожара прошли более или менее легко, а вот последний практически превратил достопримечательность в руины, оставив лишь фундамент. Восстановить утраченное было нереально, поэтому в конце 19 столетия султан Абдул-Азиз повелел возвести рядом другую постройку в неоклассическом стиле, но в соответствии с исламскими канонами. Оконные проемы сооружения имеют непривычную веерообразную форму. Интерьер тоже необычен, так как в нем присутствует лепнина, которая гармонично сочетается с традиционной каллиграфией.

Мечеть Джихангир находится чуть дальше мечети Нусретие – пешком вы можете дойти до нее за 8 минут, а от остановки трамвая Т1 Tophane за 10 минут.

Мечети Бешикташ

Мечеть Йылдыз Хамидие (Y?ld?z Hamidiye camii)

Мечеть Йылдыз Хамидие (Y?ld?z Hamidiye camii)

Святыню Йылдыз Хамидийе нередко именуют просто Йылдыз. Располагается она по дороге в одноименный дворец. Инициатором строительства мечети был Абдул-Гамид II, повелевший возвести храм в середине 80-х годов 19 века. В основании постройки заложен прямоугольник, имеется единственный минарет с красивым балконом. Купол «посажен» на большой барабан со множеством углов, 16-ю оконными проемами и колоннадой.

В этом здании гармонично слились черты архитектурной классики и неоготики. Роскошества в интерьере объясняются тем, что в создании проекта принимал участие сам правитель. Внутри есть два равноценных помещения, одно из которых служило приемной для заграничных послов (в этом зале позолоченный потолок), а второе предназначалось только для султана. Настенное покрытие непростое. В качестве украшений выступают жемчуг и дорогое черное дерево, а также каллиграфические выдержки из Корана.

Исторически известно, что в 1905 году прямо перед входом в святыню на правителя было совершено покушение, организованное революционерами.

Доехать до мечети Йылдыз удобней всего от площади Таксим на автобусе маршрута Bostanc? – Taksim до остановки Y?ld?z Teknik Univ, а затем пройти пешком 6 минут.

Мечеть Ортакёй (Ortakoy camii)

Мечеть Ортакёй (Ortakoy camii)

Эту достаточно известную святыню еще именуют Buyuk Mecidiye Camii (Большая мечеть Меджидие). Автором проекта стал талантливый зодчий Никогос Бальян, который перед этим возводил дворцовый комплекс Долмабахче. Выстроить новую мечеть в середине 19 века пожелал падишах Абдул-Меджид. Результат стараний архитектора был настолько впечатляющим, что падишахи с другого побережья пролива начали посещать мечеть для совершения намаза, используя для пересечения водных просторов весельные лодки.

Внешне Ортакей больше походит на султанский дворец. Для строительства минаретов использовали белоснежный мрамор. Стены отделаны изысканной розовой мозаикой, украшены каллиграфическими рисунками, часть из которых принадлежит перу самого Абдул-Меджида. Молитвенная ниша сделана из очень дорогого мрамора и украшена мозаичными изразцами.

Для того, чтобы добраться до мечети Ортакёй, сначала нужно сесть на трамвай Т1 и доехать до остановки Kabatas, а затем пересесть на автобус 22 и выйти на остановке Kabatas Erkek Lise.

Мечети Ускюдар

Мечеть Михримах Султан в Ускюдар (Mihrimah Sultan camii)

Мечеть Михримах Султан в Ускюдар (Mihrimah Sultan camii)

Такое наименование святыня получила в честь ее основательницы, которая была любимой дочерью падишаха Сулеймана Первого и его супруги Роксоланы. Михримах Султан повелела выстроить шикарную мечеть, будучи уже замужем за Рустемом-Пашой, главным имперским визирем.

Конечно же, для воплощения идеи был призван Мимар Синан. Зодчий очень долго думал, какой проект подойдет прекрасной Михримах. И вот здесь он в первый раз решился выйти за строгие рамки османского классицизма, применив в отделке цветочные образы (тюльпаны). Геометрически постройка идеальна. Колонны, расположенные внутри здания, похожи на клевер-четырехлистник. Это уникальный прием, который зодчий никогда и нигде больше не задействовал.

Помимо мечети, здесь находился больничный комплекс, благотворительная столовая, гостиный двор и школа, но до наших дней дошло только образовательное учреждение.

Для того, чтобы посмотреть мечети района Ускюдар, необходимо сесть на паром на пристани Эминёню (Eminonu) и доплыть до пристани Uskudar. Мусульманская святыня Михримах Султан находится через дорогу от пристани.

Мечеть Шемси Ахмед-паши (Semsi Ahmed Pasa camii)

Мечеть Шемси Ахмед-паши (Semsi Ahmed Pasa camii)

И эта мечеть – очередной шедевр, вышедший из-под «пера» Синана. Самая известная особенность святыни в том, что на нее не садятся птицы. Много столетий этот факт считался настоящей мистикой, но волшебства, на самом деле, нет. Чтобы пернатые не портили здание, архитектору пришлось потрудиться на славу. Он четко рассчитал, чтобы кровля мечети находилась ровно в точке пересечения ветров, с которыми птицы просто не в состоянии справиться.

Назвали храм по имени Шемси Ахмеда Паши – верного соратника падишаха.

Вы можете пройти до мечети Шемси Ахмед Паша от пристани Ускюдар, прогулявшись вдоль набережной около 10 минут (если вы находитесь спиной к пристани, идти нужно направо).

Мечеть Чамлыджа (Buyuk Caml?ca camii)

Мечеть Чамлыджа (Buyuk Caml?ca camii)

Это самая грандиозная по размерным параметрам турецкая мечеть. Святыня совсем «молодая», первый камень в ее основание заложили в 2013 году. Площадь постройки около 57 000 кв.м.

Конечно, размах строительства поражает, но каждая деталь мечети символична. Например, она имеет 6 минаретов, каждый из которых считается символом одного из столпов исламской веры.

В стилистике гармонично переплетены черты современного, классического османского и сельджукского зодчества.

Минареты мечети имеют различную высоту: два из них – по 90 м, а еще 4 – по 107,1 м (в память о битве при Манцикерте 1071 года).

Одновременно в мечети Чамлыджа могут находиться до 63 000 человек. Помимо религиозной обители здесь есть музейный комплекс, галерея живописи, библиотека, бомбоубежище, конференц-зал и мастерская для художников.

Доехать до мечети Чамлыджа можно сначала на метро линии Мармарай от станции Ускюдар до станции K?s?kl?, а затем пересесть на автобус 14F до остановки Buyuk Caml?ca Camii.

Мечеть Бейлербей (Beylerbeyi camii)

Мечеть Бейлербей (Beylerbeyi camii)

Эта мечеть конца 18 века призвана увековечить память Рабии Султан, матери правителя Абдулгамида I. Спроектировал святыню Махмед Тахир Ага.

До наших дней оригинал, конечно, не сохранился. Когда к власти пришел Махмуд II, он повелел перестроить мечеть. Вместо одного минарета здесь появились два, также строители сделали пристройку для монаха, призывающего к намазу.

Постройка имеет один огромный центральный купол и еще 5 маленьких полукуполов, поддерживаемых двумя сводами. Украшают мечеть арки различной формы. Купол обрамлен 20 оконными проемами, что делает центральное помещение очень светлым и просторным.

Мечеть находится возле небольшой пристани Бейлербей, откуда открывается великолепный вид на Босфор и мост.

Можно добраться до мечети Бейлербей от пристани Ускюдар на автобусах маршрута Uskudar – Rasathane, 15, 15KC, 15M, 15P, 15R, 15T, 15U или 15SN до остановки Beylerbeyi.

В начале октября, когда шиитский мир справлял ежегодный траур по внуку пророка Мухаммеда имаму Хусейну, EADaily опубликовало материал о том, как Духовное управление мусульман РФ во главе с Равилем Гайнутдином не пустило в Соборную мечеть Москвы московских азербайджанцев-шиитов. Имам Соборной мечети Ильдар Аляутдинов пояснил эту меру предосторожностью в связи со специфическими шиитскими обрядами, которые, якобы, слишком демонстрируют отличие шиитов от суннитов и тем самым могут спровоцировать конфликты внутри мечети.

Спустя месяц наделавшая скандал история получила продолжение. К сожалению для азербайджанцев, безотрадное. ДУМ РФ окончательно заявило, что не желает видеть в Соборной мечети «специфические шиитские обряды». После долгой волокиты по инстанциям (включая Администрацию президента России) ДУМ РФ предприняло с азербайджанцами-шиитами несколько попыток компромисса. Сначала в муфтияте Равиля Гайнутдина предложили азербайджанцам обратиться за помощью в посольство Исламской Республики Иран, где есть шиитская мечеть. Это было расценено членами общины «Ахлю-Бейт» как оскорбление. Все московские шииты — граждане России. Конституция России гарантирует им всем право на свободу вероисповедания, и потому они не считают нужным просить иностранное государство, чтобы то позволило им молиться на территории своего диппредставительства. Убедившись, что шиитам из «Ахлю-Бейт» посольство Ирана «не подходит», ДУМ РФ предложило им или строить свою собственную мечеть, или использовать для молитвы уже имеющийся мусульманский дом молитвы, приспособленный для нужд шиитов.

Читайте так же:  Намаз при входе в мечеть

Следует пояснить, что в Москве есть только одна шиитская мечеть — мечеть «Инам», относящаяся к религиозно-культурному центру «Ярдям» (станция метро «Отрадное»). Предлагая этот вариант, в ДУМ РФ явно рассчитывали на то, что азербайджанцы от него тоже откажутся. Так оно и произошло. По мусульманским и исламоведческим кругам сейчас ходят сведения, что азербайджанцы-шииты не хотят посещать эту мечеть. Поясняется и причина: эта мечеть строилась на деньги экс-президента Азербайджана Аяза Муталибова. Как утверждают источники, у Муталибова, который с девяностых годов проживает в Москве, с семьей президента Азербайджана Ильхама Алиева очень натянутые отношения. Таким образом, посещение азербайджанцем мест, которые как-то связаны с Муталибовым — это знак политической неблагонадежности.

Шиитская община Москвы «Ахлю-Бейт» и в самом деле не посещает мечеть «Инам». Но отнюдь не из-за того, что это место связано с Аязом Муталибовым. Более того, члены общины считают использование имени Муталибова в этой истории нечистоплотной политической спекуляцией. Об этом в беседе с корреспондентом EADaily заявил директор фонда развития и возрождения азербайджанской культуры Шамиль Тагиев.

В самом ли деле посещение мечети, построенной Аязом Муталибовым, считается в Азербайджане признаком нелояльности властям этой страны?

Это ошибочное мнение, понятно кем инспированное и тиражируемое. Надо сразу обозначить другое. А именно, что ДУМ РФ, оно же Совет муфтиев России, к этой мечети не имеет никакого отношения, и поэтому эта структура не уполномочена распоряжаться мечетью. В частности, говорить кому-то, чтобы тот шел туда и молился. Эта мечеть — частная собственность Рашита Баязитова. Если точнее, там даже не мечеть, а татарский культурный центр.

А чем тогда вызван отказ азербайджанцев молиться в мечети «Инам»?

Азербайджанцы туда ходят. Но молиться там тяжело. Мечеть открыта на считанные часы. Кроме того, у азербайджанского ахунда, который там служит, и руководства «Ярдям» не всегда есть, скажем так, моменты взаимопонимания. Поэтому внутренняя обстановка там крайне нестабильная. Если есть возможность собраться на молитву в более спокойном и стабильном месте, чем «Инам», люди пользуются этой возможностью. Скажу прямо, там невозможно молиться. То ни с того ни с сего закрывают мечеть, то безо всяких причин выгоняют ахунда. Происходят и другие инциденты.

Вы говорите, что из этой мечети выгоняют ахунда… Кто это делает?

Люди из руководства культурного центра «Ярдям». Два года назад руководство «Ярдям» отстранило от должности имама, который известен тем, что благодаря ему мечеть поднялась. Взамен него привели другого, а потом отстранили и его. Там постоянно нестабильная ситуация (12 июля 2016 года настоятель мечети «Ярдям» шейх Махмут Велитов был арестован по подозрению в совершении преступления по статье 205.3 УК РФ «Публичное оправдание терроризма». Велитова обвиняют в том, что он в 2013 году выступил в защиту запрещенной в России террористической организации «Хизб ут-Тахрир» — прим. EADaily). В общем, так. Но я подчеркну: вся эта нестабильность в приходе «Инам» и в культурном центре «Ярдям» не имеет никакой политической подоплеки. Тем более, не связана ни с Аязом Муталибовым, ни с каким-либо другим азербайджанским деятелем.

Если возвращаться к теме Аяза Муталибова… Как считаете, кто распространяет слухи о том, что патриоту Азербайджана якобы зазорно хоть как-то иметь отношение ко всему, что с ним связано?

Аяз Муталибов не является персоной нон грата в Азербайджане. Он до сих пор там живет, получает пенсию, его сын там работает. Он не тот человек, из-за которого у наших людей могут быть проблемы. Кто распространяет эти слухи? Я думаю, кое-какие люди таким образом переключают общественное внимание с реальной ситуации вокруг проблем шиитов-азербайджанцев на выдуманную. Проще, переводят стрелки. Создают в сознании ложный образ: дескать, не из-за их действий азербайджанцам негде молиться в Москве, а потому что, видите ли, молиться в этой мечети для нас — это преступление перед Родиной. Все это грязные инсинуации. Азербайджанская община Москвы не политизирована. У нас нет такого, что «мы за белых — вы за красных»…

В ряде экспертных статей, в частности, под авторством профессора Московского исламского университета Дамира Хайретдинова, встречается суждение, что шиитский ислам в нынешнем Азербайджане считается «народным», то есть едва ли не маргинальным исламом, а власти страны тяготеют к суннизму. Апологеты этого суждения строят свою версию на том, что руководство Азербайджана с 1990 годов тесно связано с суннитской Турцией. Процитирую выдержку из статьи авторства Хайретдинова и Дмитрия Макарова, опубликованной на сайте IslamRF: «Ввиду протурецкой ориентации руководства Азербайджанской Республики, официальное религиозное образование в ней носит преимущественно суннитский характер, шиизм же имеет характер „народного ислама“, практикуемого на бытовом уровне».

Это полнейший бред. Никакого тяготения властей Азербайджана к суннизму нет и никогда не было. Достаточно знать биографии и высказывания наших политиков, чтобы это понять. Посмотрите высказывания Гейдара Алиева, которые есть в Интернете. Религиозные взгляды Гейдара Алиева и его семьи — шиитский ислам. Власти Азербайджана своих взглядов никогда не скрывали. Наш президент Ильхам Алиев и его супруга Мехрибан Алиева недавно совершили умру — малый хадж в Медину, и там придерживались шиитского ритуала.

Разделять власть Азербайджана и народ Азербайджана на разные толки ислама — это бред больного человека. А если рассуждать более глубоко, это искусственное внесение раскола в мусульманскую общину Азербайджана. Сейчас учащаются попытки внесения в легковерные головы, особенно молодые, информации, что в Азербайджане есть суннитско-шиитские конфликты. У нас никогда не делили мусульман на то, что шииты это «первый сорт», а сунниты — «второй», или наоборот. Сунниты и шииты спокойно молятся у нас в одних и тех же мечетях. Точно так же у нас никогда не загоняли в религиозное гетто христиан и иудеев. Азербайджанская культура всегда отличалась духом добрососедства и веротерпимости.

Беседовал Артур Приймак

Рафидитская общественность Москвы негодует — т.н. религиозной организации «Ахли бейт«, наконец-то, запретили проводить сектантские агитационные мероприятия на территории реконструированной Соборной мечети Москвы. По крайней мере, об этом говорится в статье некоего Шамиля Тагиева, директора Фонда развития и возрождения азербайджанской культуры, которую републикуют и цитируют сегодня ряд исламофобских СМИ. При этом делается это с таким подтекстом, что Духовное управление мусульман РФ Равиля Гайнутдина является чуть ли не пособником запрещенной в России ИГИЛ в борьбе с шиизмом.

Тагиев возмущается: «В список «нежелательных гостей» вошла общественная религиозная организация «Ахли-Бейт», которая более 15 лет функционировала в здании старой мечети до ее сноса, а потом еще 10 лет, во время строительства нового здания, занималась просветительской деятельностью в шатре, установленном рядом. Когда председатель организации «Ахли-Бейт» обратился к председателю президиума Духовного управления мусульман европейской части России Равилю Гайнутдину, тот отказался его принять и перенаправил к своему заместителю, который, в свою очередь, передал слова шейха Гайнутдина о том, что они не желают в здании мечети делить мусульман на суннитов и шиитов».

Что его не устраивает в подобной постановке вопроса, если сами хомейнистские пропагандисты на публике больше всех кричат о необходимости «суннитско-шиитского единства» (как они его понимают, мы видим по Сирии), рафидит в своей статье не поясняет. Меж тем, из ее текста ясно следует, что для посещения отдельными шиитами Соборную мечеть никто не закрывал. Речь идет о запрете только «коллективных мероприятий»: «. ваши хутбы (проповеди) и коллективный намаз внутри мечети запрещен. «.

Интересно, что рафидитский пропагандист даже не задается вопросом, почему в мечети, у которой есть официальный имам-хаттыб, хутбы должен читать кто-то еще? Также непонятно, почему, если шииты ходят на намаз в общую с суннитами мечеть, они не хотят молиться с ними за одним имамом, а устраивают свои намазы (на самом деле, понятно — они считают недействительным намаз, прочитанный за суннитом)?

Кто-нибудь можете себе представить ситуацию, при которой группа баптистов будет приходить каждый раз в католическую церковь и, дождавшись, когда закончится месса, после этого устраивать свое групповое моление?

Таким образом, претензии агрессивных шиитов в адрес администрации Соборной мечети и ДУМ РФ иначе как цинизм и наглость охарактеризовать нельзя. При этом у большинства верующих — прихожан данной мечети к ее администрации и лично Равилю Гайнутдину были вполне обоснованные претензии прямо противоположного характера, а именно, почему на протяжении многих лет шиитским агитаторам позволялось на правой стороне (старой) мечети вести свою еретическую антисуннитскую пропаганду, нападая на праведных халифов, сахабов, жен Пророка, да будет доволен ими всеми Аллах, имамов четырех мазхабов и в целом исторический суннитский Ислам?

Есть надежда на то, что хотя бы в новой мечети этому будет положен конец. Причем, в данном случае это нельзя воспринимать как шаг, направленный против шиитов — ведь точно так же в ней не позволяется собираться и проводить свои мероприятия и агитацию и другим отдельным от общего джамаата прихожан группам.

В Московской соборной мечети шииты подрались с суннитами. Драку разнимали сотрудники полиции.

?5 октября 2016 года в Московской соборной мечети в Выползовом переулке шииты подрались с суннитами. Драку разнимали сотрудники полиции, которых вызвала администрация мечети.

Поводом для столкновения стал запрет на проведение шиитских богослужений в месяц Мухаррам (этот месяц считается священным, поскольку именно в это время была совершена хиджра – переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину).

Администрация мечети направила официальный отказ в адрес азербайджанской общины, в котором говорилось, что «мечеть является площадкой для всех мусульман, независимо от их принадлежности к той или иной общине», однако «для того, чтобы исключить возникновение вопросов и не выставлять на показ разногласия мусульманского общества, Московская соборная мечеть не может предоставлена в качестве площадки для одной из общин».

Комментируя конфликт пресс-служба Духовного управления мусульман Москвы, сказала, что «в понедельник, с наступлением месяца Мухаррам, в первые дни которого у шиитов принято соблюдать траур и в конце этого периода совершать обряд шахси-вахси (самобичевание), произошел конфликт из-за слишком громкого совершения поклонения, что вызвало недовольство со стороны других прихожан». Последующий за этим отказ, выданный шиитам в тот же день, был связан с тем, что «в стенах мечети не принято столь явно выражать свою принадлежность к тому или иному течению и недопустимо поведение, выходящее за пределы установленного порядка».

Несмотря на запрет, представители азербайджанской — шиитской — общины пришли в мечеть, сотрудники мечети их не пускали и вызвали полицию, а представители другой общины — сунниты — включились в драку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *