Успенский собор г Владимир

У спенский собор во Владимире был возведен в 1158-1160 годах по заказу князя Андрея Боголюбского в качестве главного городского собора новой столицы Владимиро-Суздальского княжества. Согласно летописному тексту, известному благодаря упоминанию историка XVIII века В.Н.Татищева, Успенский собор создавали мастера, прибывшие из Священной Римской империи: «Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был». В отличие от утвердившегося в местной архитектурной школе типа четырехстолпного крестово-купольного храма, Успенский собор первоначально был шестистолпным одноглавым сооружением с позакомарным завершением и тремя высокими апсидами на востоке, так как в качестве образца был использован особо почитавшийся Успенский собор Киево-Печерского монастыря.

Фасады сооружения получили богатую декорацию, которая усложнила традиционную композицию, характерную для времени Юрия Долгорукого. Место аркатурного пояса занял аркатурно-колончатый фриз, на лопатки были наложены тонкие колонки с резными растительными капителями. Над низко расположенными сложнопрофилированными окнами были помещены рельефные композиции, фрагменты которых частично сохранились на стенах возведенной позднее галереи. По сторонам от окон находились львиные и женские маски. В интерьере в верхней части крещатых столбов были помещены рельефные изображения львов. В западной части интерьера находились княжеские хоры, на которые поднимались по лестницам, располагавшимся в башнях. Лестничные башни примыкали к западным углам четверика и создавали необычную двубашенную композицию западного фасада собора. Археологические исследования показали, что у северного, западного и южного порталов собора находились притворы.

После пожара 1185 года князь Всеволод Большое Гнездо в 1186—1189 годах восстановил Успенский собор. Основной объем был обнесен высокой галереей с позакомарным завершением, фасады которой получили декор, ориентированный на декорацию первоначального сооружения. Стены лестничных башен были частично использованы при строительстве галереи. На сводах галереи были вознесены дополнительные главы, сделавшие собор пятиглавым. Был заново возведен алтарь, увеличенный за счет дополнительного членения. Загадкой является несовпадение уровня расположения аркатурно-колончатого фриза, украшающей галерею, который южном фасаде расположен ниже и имеет иные формы.

В интерьере Успенского собора сохранились фрагменты фресковой живописи 1161 года, а также фрагменты росписи, выполненной Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1408 году.

Собо?р Пресвято?й Богоро?дицы (др.-греч. ? ??????? ??? ????????? ???????? ) — праздник в православных церквях, совершается 26 декабря (8 января), в первый день попразднства Рождества Христова.

Содержание

  • 1 История установления
  • 2 Иконография
  • 3 См. также
  • 4 Примечания

Праздник имеет древнее происхождение. В поучениях на праздник Рождества Христова Епифа?ния Ки?прского, Амвро?сия Медиола?нского и Августи?на Блаже?нного уже соединяется хвала Иисусу Христу с восхвалением родившей его Богородицы [1] .

Официально празднование Собора Пресвятой Богородицы было установлено на Шестом Вселенском соборе в 681 году (правило 79) [2] .

Иконогра?фия Собора Пресвятой Богородицы иллюстрирует текст рождественской стихи?ры Иоанна Дамаскина?: Что? т? принесе?мъ: и является символическим вариантом иконы «Рождество Христово». Иконография Собора Богоматери имеет сербское происхождение и в русской традиции известна с XIV века.

Читайте так же:  Новгород собор святой софии

В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Её, в соответствии с текстом стихиры, окружают ангелы, пастухи и волхвы: Ка??ждо […] бл?годаре?нїе теб?? прино?ситъ: а??гг?ли, п??нїе: нб?са?, ѕв?зд??: волсви,? да?ры: па?стырїе, ч??до: земл??, верте?пъ: п?сты?н?, ???сли . На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви.

Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы — кафедральный собор Донской митрополии и Ростовской-на-Дону епархии, памятник архитектуры.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 История
  • 3 Внешний вид и внутренний вид храма
  • 4 Колокольня
  • 5 Соборная площадь
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

В конце XVIII века, после масштабного переселения в Солдатскую слободу окрестных солдат, мещан и купцов, было решено построить в той же слободе, возле нынешнего Центрального рынка (в те времена базара, а впоследствии Старого базара) храм Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был заложен 20 февраля 1781 года, а открыт 5 сентября 1781 года. И начало строительства, и готовый храм освящал протоиерей Иоанн Андреев. Однако, 27 декабря 1791 года от удара молнии храм сгорел.

Тогдашний городской голова — купец М. П. Наумов ходатайствовал перед митрополитом Гавриилом — главой Екатеринославской епархии, курировавшей в то время территорию нынешнего Ростова, о строительстве новой церкви. В 1795 году на том же месте была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы, имевшая статус купеческой. На её территории была размещена ещё одна, тёплая церковь во имя Трёх Святителей. В 1822 году указом Святейшего синода церковь стала соборной.

В связи с быстрым ростом населения города в 1854 году был высочайше утверждён проект новой каменной церкви вместо пришедшей в ветхость каменной с деревянными куполами соборной церкви.

Собор был построен в 1854—1860 годах по типовому проекту архитектора Константина Тона и внешне схож с другими храмами, построенным по его проектам: храмом Христа Спасителя в Москве, несохранившимися до наших дней Введенским храмом Семеновского полка в Санкт-Петербурге и Святодуховским кафедральным собором в Петрозаводске. Непосредственную «посадку» храма на местности выполнил архитектор А. С. Кутепов.

Главным попечителем строительства являлся церковный староста Константин Михайлов-Нефёдов. На средства потомственного почётного гражданина Ростова И. С. Панченко были расписаны стены собора, приобретены иконы, изготовлена дорогая церковная ограда и установлены ценные кресты на купола.

В 1887 году построена четырёхъярусная колокольня [?] .

После захвата Дона большевиками в начале 1920 года начались гонения на православную церковь. Вскоре здания собора и колокольни обнесли кирпичной стеной, южную паперть, выходившую на торговые ряды, разобрали. В 1929 году с куполов были сбиты кресты [1] . В 1937 году собор был закрыт и на его территории разместился зоопарк. Затем здание храма использовалось под склады и зернохранилища. Во время войны в 1942 году, при наступлении немецких войск, было принято решение о взрыве колокольни. Но успели взорвать только два верхних яруса.

Читайте так же:  Новочеркасск собор памятник

Снова собор открыт в 1942 году, в условиях немецкой оккупации; прихожане сами принесли всё необходимое для богослужения: церковную утварь, иконы [1] .

В конце 1940-х годов шли восстановительные работы, к которым был привлечён ростовский архитектор Л. Ф. Эберг. В 1948 году он разработал по заказу епархии проект восстановления колокольни «в объеме сохранившейся части». Однако проект был отвергнут городскими властями, и в 1949 году сохранившийся самый высокий и красивый ярус колокольни разобрали (уцелел только нижний четверик). В 1950-х годах на основании разрушенной западной паперти возвели притвор, увенчанный главкой [1] . В 1950 году в соборе был произведён ремонт и восстановлены росписи, в 1988 году проведена реконструкция внутреннего убранства храма.

В 1999 году, к 250-летию города Ростова, восстановлена колокольня в её первоначальном виде.

Самая грандиозная реставрация собора была начата в 2011 году. В результате масштабных работ, продолжавшихся семь лет, на основе архивных материалов воссозданы в мельчайших деталях соборные росписи, кресты, 15 колоколов. В собор вернулись его основные святыни: икона Божьей Матери Донская, часть пояса Пресвятой Богородицы и ковчег со святыми мощами. Новая реликвия собора — таганрогский мощевик [2] [3] .

27 октября 2019 года, в день памяти святых отцов VII Вселенского собора, патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения собора и возглавил служение Божественной литургии в обновлённом храме [1] .

Собор Рождества — пятикупольный каменный храм, в плане имеет форму креста, построен в русско-византийском стиле. Трехъярусный иконостас в восточной части собора выполнен в виде часовни, увенчанной шатром и главкой. На подворье собора расположены ещё малый требный храм во имя Иоанна Предтечи и крестильня Святителя Николая; а также колокольня и несколько служебных зданий: епархиальное управление, резиденция владыки Ростовской епархии, канцелярия и епархиальные отделы и комиссии; духовно-просветительный центр во имя Святителя Димитрия, митрополита Ростовского, издательство Ростовской-на-Дону епархии и типография, магазины церковной утвари и духовной литературы.

В 1875 году с западной стороны собора была заложена колокольня. Её проект был выполнен войсковым архитектор-инженером А. А. Кампиони при участии художника-архитектора Д. В. Лебедева. Строительство осуществлялось на средства купцов П. Р. Максимова и С. Н. Кошкина, табачного фабриканта и мецената В. И. Асмолова и уже ставшего тогда церковным старостой И. С. Панченко и было окончено в 1887 году.

Колокольня имеет высоту 75 м. В её проекте были использованы элементы классицизма и ренессанса. Главка купола синего цвета, украшена позолоченными звёздами. В верхнем ярусе были установлены четырёхциферблатные часы с четвертным боем. В средних ярусах размещаются колокола, первые из которых были повешены 15 октября 1887 года. Главный колокол, отлитый на средства И. С. Панченко в Москве на заводе Н. Д. Финляндского, весом 1032 пуда (16,5 т) был повешен 22 октября. Этот колокол был украшен четырьмя изображениями: Рождества Пресвятой Богородицы, великомученика Пантелеимона Целителя, Иверской иконы Божией Матери и Святого евангелиста Иоанна Богослова. Считается, что звон с колокольни был слышен за 40 вёрст.

Читайте так же:  Зубцов собор успения пресвятой богородицы

В 1882 году на первом ярусе был устроен малый храм-крестильня во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Во время Великой Отечественной войны возникли опасения, что колокольня может быть использована немцами как ориентир для артиллерии и авиации, и в июле 1942 года, на основании решения обкома ВКП(б), были взорваны два верхних яруса. А в 1949 году был разобран и второй ярус.

Колокольня была восстановлена в 1999 году. Над проектом восстановления работал архитектор Ю. Н. Солнышкин. Новые колокола были изготовлены на МП «Вера» (город Воронеж). При этом новые колокола отличаются от своих предшественников названиями и меньшими размерами. Теперь они были названы в честь небесных покровителей тогдашних духовных и светских руководителей региона:

  • колокол Великомученика Пантелеимона Целителя; вес колокола 4 тонны, имя связано с бывшим владыкой епархии;
  • колокол Святого равноапостольного князя Владимира; вес колокола 2 тонны, имя связано с бывшим губернатором;
  • колокол Архистратига Михаила; вес колокола 1 тонна, имя связано с мэром Ростова;
  • колокол Преподобного Сергия Радонежского; вес колокола 0,5 тонны, имя связано с бывшим настоятелем собора;
  • колокол Рождества Пресвятой Богородицы; вес колокола 0,25 тонны.

Несмотря на то что эксплуатация самой колокольни была начата в 1999 году, восстановление интерьеров первого яруса было окончено только 4 декабря 2011 году, когда часовня Николая Чудотворца была вновь освящена.

Перед собором, между улицам им. Станиславского и Московской, расположена Соборная площадь, история которой неразрывно связана с историей храма.

17 апреля 1890 года там был установлен памятник Александру II с надписью на пьедестале: «Император Александр II. Благодарные граждане Ростова-на-Дону». Памятник был возведён по проекту М. О. Микешина. Высота памятника составляла 10 м, а вес бронзовой скульптуры — 250 пудов (4 тонны). В 1920 году памятник закрыли фанерным ящиком с красной звездой, а в 1924 снесли.

В 1999 году, примерно на месте снесённого памятника императору, был возведён памятник Святителю Димитрию Ростовскому. Авторы: скульптор В. Г. Беляков и архитектор Н. Ф. Гмыря. Памятник, по настоянию администрации Ростова-на-Дону, был поспешно установлен в дни празднования 250-летия города [4] . Эта акция вызвала неоднозначную оценку. Памятник критиковали за низкий художественный уровень, неудачное расположение, надписи на нём, облачение Святителя [4] [5] . Многие ростовчане — историки, искусствоведы, архитекторы, художники, журналисты, краеведы, писатели и часть прихожан — считают, что памятник Святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому нужно было установить на территории бывшей крепости, к примеру, в Первомайском парке, либо в районе улицы имени С. Шаумяна, ранее носившей название Димитриевской, по имени святителя [4] .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *