Иосифо-Волоцкий Успенский монастырь — действующая православная мужская обитель, расположенная примерно в 20 км от Волоколамска у села Теряево.
Монастырь был основан в 1479 году преподобным Иосифом. В XVI веке он становится очень популярным местом паломничества у людей разных сословий. Одновременно власть использует его как темницу для инакомыслящих.
Вид на Иосифо-Волоцкий монастырь
Вскоре после революции в 1922 году монастырь был закрыт, его ценности переданы в музеи и архивы Москвы и Санкт-Петербурга, а на территории бывшей обители обосновались детский дом, школа и кинозал.
Перед входом в Иосифо-Волоцкий монастырь
Изразцы в Иосифо-Волоцком монастыре
Во время Великой Отечественной войны монастырские постройки были частично разрушены, после войны большинство из них восстановили и отреставрировали, кроме уникальной колокольни, взорванной в 1941 году советскими войсками при отступлении, так как она могла стать прекрасным наблюдательным пунктом, ведь с ее верхнего уровня в хорошую погоду можно было видеть Москву.
На территории Иосифо-Волоцкого монастыря
До наших дней на территории монастыря сохранились здания XVI-XVII веков:
-
Успенский собор — главный храм монастыря. Первая Успенская церковь была заложена преподобным Иосифом Волоцким в 1479 году. Она была деревянной, поэтому в 1484 году на ее месте строится каменный собор. За пару столетий он обветшал, поэтому его решили разобрать и на его месте в 1692 году появился новый грандиозный пятиглавый храм, поражавший современников размерами и богатым убранством. Стены нового собора были украшены цветными изразцовыми поясами, иконостас — искусной резьбой.
На нижнем этаже Успенского собора находилась усыпальница, в 1775 году там был обустроен отдельный храм, освященный в честь преподобного Иосифа Волоцкого.
Трапезная палата с церковью Богоявления при ней была заложена самим святым Иосифом Волоцким в 1504 году. Она построена подобно Грановитой палате в Московском Кремле — своды опираются на один столб.
Надвратная церковь Святых Апостолов Петра и Павла появилась в 1679 году. Прекрасный образец русского узорчатого стиля, она была украшена причудливыми деталями из кирпича и цветными изразцами.
Храм в Иосифо-Волоцком монастыре
На территории монастыря находятся захоронения русских князей, церковных иерархов, главного опричника Малюты Скуратова.
Главная святыня монастыря — хранящиеся в Успенском соборе мощи преподобного Иосифа Волоцкого, а также вериги святого. В 2009 году в память об основателе обители у монастыря был открыт памятник преподобному, созданный скульптором Сергеем Исаковым.
Памятник Иосифу Волоцкому
Адрес: Московская область, Волоколамский район, село Теряево. Тел.: +7 (985) 779-55-65 (паломническая служба и заказ экскурсий). E-mail: [email protected] Интернет: www.iosif-vm.ru
Как добраться: Из Москвы нужно сначала доехать до Волоколамска на автобусе от метро «Тушинская» или до станции Чисмена на электричке. Время в пути — около полутора часов. Там пересесть на автобус до села Теряево.
На автомобиле из Москвы нужно ехать по Новорижскому шоссе примерно 98 км, потом повернуть направо на станцию Чисмена, после железнодорожного переезда ехать до села Теряево, проехать его и обогнуть пруд. Начиная с поворота на Новорижское шоссе вам будут помогать указатели на монастырь.
Храмы монастыря:
Другие постройки и объекты:
5. Братский корпус с гостиницей (1910 г.)
6. Медовый амбар (нач. XX в.)
7. Старый келарский корпус (1808 г.; 1915 г.)
8. Малый певческий корпус (1808 г.)
9. Казначейский корпус (кон. XIX в.)
10. Настоятельский корпус (1785-1787 гг.)
11. Восточный (старый) братский корпус (1865 г.)
12. Часовня-сень
13. Баня (1900 г.)
14. Хозяйственная постройка (1990-е гг.)
15. Ограда (1677-1688 гг.)
16. Германова башня (1677-1688 гг.)
17. Кузнечная башня (1677-1688 гг.)
18. Никольская башня (кон. XVIII в.)
19. Часовая башня (1677 г.)
20. Воскресенская башня (1677-1688 гг.)
21. Петровская башня (1680 г.)
22. Старицкая башня (1681 г.)
23. Некрополь
24. Крест-памятник митрополиту Питириму и волоколамским архиереям (2004 г.)
25. Мемориал Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
26. Памятник Иосифу Волоцкому (2009 г.)
27. оз. Подстенное
28. Иосифовский пруд
Скиты монастыря:
Подворья монастыря:
- Церковь Вознесения Господня в Теряево
- Покровская церковь в селе Покровское (Чисменское сельское поселение)
- Покровская церковь в селе Покровское (Теряевское сельское поселение)
- Яндекс-карты
- Google maps
- OpenStreetMap
- Wikimapia
- 2Gis Карты
- Bing maps
- дороги
- спутник
- гибрид
- Статьи (7)
- Комментарии (1)
История Иосифо-Волоколамского монастыря
Основан преподобным Иосифом Волоцким в 1479 на земле удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого во имя Успения Божия Матери. Первоначально состоял в юрисдикции Новгородского митрополита, позже вошел в Московскую митрополию. Деревянный Успенский храм возведен в августе 1479, первый каменный собор построен при жизни преподобного Иосифа в 1485. Игумен Иосиф ввел в монастыре общежительный Студийский Устав. Во время польско-литовской интервенции в 1611 монастырь подвергся разорению, хотя мощные крепостные стены обители выдержали многодневную осаду войск гетмана Рожинского. В 15-16 вв. при Успенском монастыре в Волоколамском уезде существовали так называемые малые монастырьки: богорадный Введенский Спировский (в селе Спирово), устроенный для погребения неизвестных странников, которых поминали в родительские субботы «Бога ради», и Никольский Черленковский (в селе Черленково). В 16-17 вв. Иосифов монастырь использовался как тюрьма для видных русских государственных деятелей и опальных иерархов Русской Православной Церкви. В начале 17 в. здесь содержался низложенный царь Василий IV Шуйский, преподобный Максим Грек и его сотрудники провели здесь в заточении 12 лет, сюда был заключен сведенный с престола московский митрополит Даниил, пребывали в заточении до казни Матвей Башкин и Василий Курицын. Во время военных действий в начале 17 в. здесь содержались польские военнопленные, в кампанию 1812 пленные французы. С 1777 по 1823 в монастыре существовала школа для детей духовного звания.
До 1762 Успенский Иосифов монастырь был одним из крупнейших землевладельцев Московского государства. Ему принадлежали многие села, деревни и пустоши. После секуляризации церковных владений в составе земельной собственности Иосифова монастыря числилось 210 десятин 1301 сажень в Волоколамском и Клинском уездах, а также земля под подворьями в Москве на Ильинской улице и Большой Дмитровке. В 1913 монастырь приобрел дополнительно 240 десятин лесной и луговой земли. В Успенском Иосифове монастыре по приглашению преподобного Иосифа работал иконописец Дионисий с сыновьями; в древних монастырских описях упоминались иконы Андрея Рублева. Большую известность в окрестностях Волоколамска имел крестный ход, совершаемый в 6-е воскресение по Пасхе из Волоколамска в Иосифов монастырь с чудотворной иконой святителя Николая на сретение с древним образом преподобного Иосифа (в память чудесного избавления Волоколамской земли от чумы в 1771 молитвами Иосифа Волоцкого). Монастырь обладал замечательной ризницей, библиотекой с древними рукописями, ценным поместно-вотчинным архивом 15-19 вв. Собрание документов монастырского архива хранится в Российском государственном архиве древних актов (ф.1192). По штату в монастыре состояли: архимандрит, 18 монахов, 32 послушника.
В 1920-22 монастырь был закрыт и преобразован в музей (Музейный отдел МОНО Главнауки), затем на его территории располагался детский дом. Передан Русской православной церкви в 1990, в обители возобновлен мужской монастырь, ведутся реставрационные работы, организован церковный музей Библии. Наместником обители до конца своих дней состоял известный православный богослов и церковный археолог архимандрит Иннокентий (Просвирнин).
Из святынь монастыря были особенно примечательны: Владимирская икона Божией Матери в местном ярусе главного иконостаса собора; Смоленская Одигитрия (моленный образ преподобного Иосифа Волоцкого) в нижнем Иосифовском храме; икона Черниговской Божией Матери в приделе Рождества Богородицы; напрестольные кресты с мощами второй половины 17 в.; драгоценная плащаница 1558, пожертвованная удельным князем Владимиром Андреевичем Старицким и его матерью княгиней Ефросиньей.
Основатель монастыря преподобный Иосиф, почивший в 1515, в 1578 был причислен к лику святых. Его мощи почивают под спудом в Успенском соборном храме; на южной стене нижней церкви во имя преподобного Иосифа над мощами святого была устроена специальная драгоценная рака с сенью. В нижней церкви собора находились белокаменные гробницы волоколамских князей, митрополита Московского Даниила, архиепископа Новгородского Феодосия, епископов постриженников Иосифова монастыря Иеремии, Лаврентия, Саввы и Нифонта. На территории Иосифова монастыря были похоронены Скурат Бельский и его сын, любимец царя Ивана Грозного, Малюта Скуратов. На монастырском кладбище покоились многие благотворители помещики Волоколамского уезда Московской губернии Шаховские, Безобразовы, Голицыны, Муравьевы, теща А. С. Пушкина помещица села Ярополец Наталья Ивановна Гончарова.
Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря является замечательным памятником древнерусского искусства 16-17 вв. Соборный храм во имя Успения Божией Матери, со стилистическими элементами московского барокко, при традиционном пространственном решении, построен в 1688-96 на месте первого каменного собора 15 в. Трапезная палата с церковью Богоявления Господня датируется 1504. В первом ярусе высокой 9-ярусной колокольни в 1495 на средства князя Б. В. Волоцкого устроен храм Смоленской Одигитрии (взорвана во время Великой отечественной войны вместе с колокольней). Над Святыми вратами в 1679 сооружена церковь Святых Апостолов Петра и Павла. В монастырской ограде состояли: настоятельские покои, казначейский корпус, двухэтажные и одноэтажные братские корпуса, хозяйственные постройки. Первоначальные укрепления монастыря были воздвигнуты в 16 веке, перестроены во второй половине 17 в. Семь высоких башен построены во второй половине 17 в. Мощные крепостные стены имели три яруса боя. Комплекс монастыря включает каменные стены с шатровыми башнями (1543-66, перестроены в 1676-88 Т. Игнатьевым и др.), украшенными сложными узорами из кирпича, Петропавловскую надвратную церковь (конец 17 в.), трапезную (площадь около 450 кв.м) с церковью Богоявления (конец 17 в.) и монументальный Успенский собор (1688-92) в «нарышкинском» стиле (изразцовый фриз — «павлинье око» — мастер С. И. Полубес; резной ажурный иконостас с витыми колоннами — мастер Е. Леонтьев; иконы — Г. Антонов, Ф. и В. Потаповы).
За монастырской оградой на месте колодца, вырытого, по преданию, преподобным Иосифом, находился скит с храмом Всех Святых (1856-60), при котором находились больница и богадельня. Для приезжающих паломников к юго-западу от монастыря в 1865 была выстроена двухэтажная каменная гостиница. Монастырь располагался на трех прудах: большом, среднем и малом.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) был пострижен в монахи прп. Пафнутием Боровским. Он стал его преемником по игуменству и попытался ввести в Пафнутиевом монастыре общежительный устав, но встретил противодействие братии. Тогда он ушел странствовать по монастырям вместе со старцем Герасимом, а в 1479 г. вернулся в родные волоколамские пределы, испросил и получил согласие волоколамского кн. Бориса Владимировича устроить мужской монастырь, в который сразу стали стекаться пожертвования.
На месте, указанном свыше, Иосиф поставил крест и часовню с образом Богоматери Одигитрии, подаренным прп. Пафнутием. Вскоре Иосиф и кн. Борис заложили здесь деревянный Успенский храм (освящен в 1479 г.). В 1486 г. в новом монастыре выстроили каменный собор, расписанный знаменитым Дионисием, а в 1490-м — каменную колокольню. При жизни основателя в монастыре был особый строжайший устав. Уже в те времена монастырь был значительным центром древнерусской культуры. В. О. Ключевский писал: «Ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое находим в обители Иосифа». В Иосифовом монастыре иночествовали Гурий и Герман, будущие просветители Казани.
Иосиф Волоцкий участвовал в церковных соборах 1490, 1503, 1504 гг., осуждал ересь «жидовствующих», был главой партии «осифлян», отстаивав ших в спорах с «нестяжателями» право монастырей владеть землями и богатствами на том основании, что они необходимы инокам, чтобы служить бедным. Уже при жизни Иосиф прославился многими чудесами. Например, когда сын кн. Бориса Иоанн умер без покаяния, Иосиф своею молитвой оживил его, исповедал и причастил, чтобы тот отошел в мир иной как подобает христианину. Наследник и сын Бориса, похороненного в монастыре, кн. Феодор, притеснял монастырь в течение 10 лет. Потеряв терпение, Иосиф Волоцкий, нарушая феодальный суверенитет, «передался под руку» вел. кн. московского Иоанна Васильевича. Феодор пожаловался новгородскому архиеп. Серапиону в чьей юрисдикции находился Иосифов монастырь, и тот отлучил преподобного от церкви! Но Московский митр. Симон разрешил Иосифа от неправедного отлучения. Преподобный, которого в последние годы на руках носили в церковь, умер в 1515 г. В 1591-м его причислили к лику святых.
В XVI ст. в Иосифов монастырь часто приезжал Иван Грозный, делал сюда крупные вклады. Обитель была одной из богатейших на Руси: в 1570-е гг., например, она владела более 25 тыс. дес. земли. Все богатства она утратила в 1764-м при секуляризации. Служила обитель и боевой крепостью. Первые каменные стены появились здесь еще в 1543-1566 гг. В Смутное время монастырь осаждали поляки, его захватил на время сподвижник Лжедмитрия II кн. Рожинский, но был разбит отрядом воеводы Валуева. В память об этом событии в монастыре остались старинные пушки, из которых в XIX ст. стреляли во время водоосвящения.
Архитектурный ансамбль обители, напоминавший исследователям сказочный град Китеж на берегу озера, был завершен в XVII в. строительством большого собора и изумительной колокольни-«свечи». В украшении зданий изразцами участвовал знаменитый мастер Степан Полубес. Резной ажурный иконостас с витыми прорезными колоннами принадлежит мастеру Евсевию Леонтьеву, а живопись — Григорию Антонову, Фоме и Василию Потаповым.
В начале XX в. в монастыре было 5 храмов, неподалеку действовал скит Всех святых с «колодезем Иосифа Волоцкого». Жила обитель по древнему Студийскому уставу, управлял ею архимандрит. При монастыре действовали гостиница, странноприимный дом, богадельня, больница, церковно-приходская школа. Ежегодно совершалось 4 крестных хода.
В 1920-е гг. Иосифо-Волоколамский монастырь был закрыт. Книги монастырской библиотеки забрали в собрание ГБЛ, в 1929-1931 гг. были переплавлены все колокола. В монастыре разместился музей (филиал Волоколамского краеведческого, позднее — областного краеведческого). В 1941 г. была уничтожена монастырская колокольня, так до сих пор и не восстановленная.
Иосифо-Волоколамский мужской монастырь возрожден в мае 1989 г. В 1999 г. стал ставропигиальным.
Текст статьи из книги «МОНАСТЫРИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Справочник-путеводитель.» Выпуск 1. Изд. Моск. Патриархии. 2001 г.
Иосифо-Волоколамский монастырь — выдающийся памятник русского зодчества 16-17 веков. Монастырь основан в 1479 году видным церковным деятелем Иосифом Волоцким (Иван Санин) (1439-1515), главой «иосифлян», выступавшим против учения «нестяжателей», отрицавших права церкви на владение материальными ценностями. Он обосновал самодержавную власть московских государей и приобрёл поддержку со стороны Великого князя, оказавшего значительную помощь в монастырском строительстве. Монастырь был одним из крупнейших хранилищ древней иконописи, шитья, рукописей. С 1484 года и до начала 16 века здесь неоднократно работал известный московский иконописец Дионисий (1440-1502). С постройки каменного собора в 1484-1486 годах начался процесс постепенной замены прежних деревянных зданий кирпичными, завершённый возведением в 1543-1566 годах крепостных стен с боевыми башнями. Этот оборонительный пояс выдержал в начале 17 века польскую осаду, но получил при этом повреждения и к середине века обветшал. С 1670-х по 1690-е годы монастырский комплекс коренным образом перестраивался с сохранением старой планировки. Вновь созданный ансамбль, похожий на сказочный город, — один из красивейших в русском зодчестве.
В годы Великой Отечественной войны многие здания монастыря пострадали от варварства немцев. Взорвана многоярусная колокольня 15-17 веков, имевшая для ансамбля важное композиционное значение. Уцелело лишь основание восьмигранного столпа постройки 1490 года. Восстановление монастырских сооружений начато в 1956 году.
Успенский собор выстроен из кирпича на вклад дьяка Захария Богдана Силина и на царские пожертвования. Заложенный в 1688 году, как полагают некоторые исследователи, на месте собора 15 века, он вчерне был закончен в 1692 году. Внутренняя отделка затянулась до 1696 года. Собор строился при участии московских мастеров под наблюдением подмастерья каменных дел Кондратия Семёновича Мымрина (вт. пол. 17 в. — нач. 18 в.). Четырёхстолпный пятиглавый собор крестовокупольного типа с трёхчастным делением фасадов, завершённых закомарами, поставлен на высокий белокаменный подклет. С трёх сторон он имеет двухъярусные галереи со сводами. Над апсидами помещается ризничная и казённые полаты, куда ведут лестницы в толще алтарных стен. Зодчество собора носит переходный характер. При традиционной общей концепции детальная обработка выполнена в стиле московского барокко. Четверик под закомарами и восьмигранные барабаны опоясаны фризом полихромных ценинных изразцов «павлиное око», заказанных у известного московского мастера Степана Иванова (Полубеса). Очень хороши оконные решётки и прорезные золочёные кресты, купленные в Москве. В соборе стоит современный ему великолепный резной ажурный иконостас работы Евсевия Леонтьева. В его верхнем ярусе имеются иконы 1690-х годов, выполненные Фомой Потаповым и Василием Потаповыми. Возможно, в подклете собора сохранились настенные росписи 17 века.
Святые ворота с Петропавловской надвратной церковью сооружены зодчим Трофимом Игнатьевым (кон. 17 в. — нач. 18 в.) в 1679 году. Кирпичное двухъярусное здание в основании прорезано различными по величине проемами проездных ворот и калитки. Второй ярус занимает маленькая бесстолпная церковь, завершённая ярусами кокошников и пятью кирпичными главами, стоящими на сомкнутом своде. Храм с трёх сторон окружён сводчатой галереей на фигурных столбах. Внутрь помещения ведут резные белокаменные порталы. Сохранился пол из керамических плит. Замечательно декоративное убранство. Наряду с кирпичными богато профилированными карнизами и оконными наличниками в нём широко использована поливная керамика. Полихромные изразцы заполняют фризы и сплошь покрывают полуколонны, обрамляющие проездные арки ворот и калитки. На фасадах и порталах церкви имеются остатки многоцветной раскраски.
Трапезная палата с Богоявленской церковью — одна из старейших монастырских построек со сложной строительной историей. Кирпичное здание на подклете состоит из маленькой бесстолпной церкви, перекрытой коробовым сводом, и обширной палаты, крестовые вспарушенные своды который опираются на центральный столб. Одноглавый храм Богоявления был выстроен в 1504 году на средства князя Семёна Ивановича Бельского и Бориса Васильевича Кутузова (ум. 1501). Его скромная трапезная заново перестраивалась с частичным использованием стен прежнего здания в 1530 году на средства архиепископа Новгородского Феодосия (1491-1563). В конце 17 века при реконструкции монастырского ансамбля верх храма переделан в соответствии с формами завершения вновь выстроенной надвратной церкви. Древняя глава и закомары уступили место ярусам мелких кокошников, увенчанных декораивным пятиглавием. Работа производилась зодчим Трофимом Игнатьевым (кон. 17 в. — нач. 18 в.). Одновременно были расширены окна, обрамлённые богатыми наличниками. Они уничтожены при последующей растёске проёмов в 18 и 19 веках. В конце 19 века к трапезной с западной стороны примкнула трёхэтажная пристройка.
От настоятельского корпуса 17 века, помещавшегося справа от ворот, осталась лишь небольшая часть. В основном корпус капитально перестроен в конце 18 века.
Кирпичные стены и башни монастыря возведены во второй половине 17 века на месте разобранных укрплений 16 века. От последних сохранились лишь два северных прясла. План строительства, характер и констркукции сооружений разработал в 1645 году известный мастер Иван Неверов. Крепость предполагалось строить по образцу «города» московского Симонова монастыря. Создание крепостного ансамбля принадлежит талантливому подмастерью каменных дел Трофиму Игнатьеву, насытившему предложенную схему живым художественным содержанием. Его творчеству принадлежит шесть башен, выстроенных последовательно с 1677 по 1688 год: многоярусные Никольская, Воскресенская, Петровская, круглая Старицкая, квадратная проездная Германова и Кузнечная, а также прясла стен между ними. Две последние башнии сразу получили кирпичные шатровые завершения. Тесовые шатры остальных башен заменены каменными лишь к концу следующего столетия. Тогда же была перестроена от основания седьмая — Безымянная башня середины 17 века. Стены с тремя ярусами боя первоначально имели двускатное тесовое покрытие. Аркада по боевому ходу стен с металлической кровлей устроена в 18 веке. Мощные оборонительные сооружения обладают выразительным силуэтом и редкой красотой декоративной обработки. Тело башен украшают разнообразные узорные выкладки кирпичного «штучного набора» и многочисленные ширинки с цветными изразцами.
Источник: Подъяпольская Е.Н. «Памятники архитектуры Московской области». 1975
Иосифо-Волоцкий монастырь (Волоцкий Успенский Иосифов ставропигиальный мужской монастырь) — расположен на берегу озёр в селе Теряево, к северо-востоку от города Волоколамск Московской области.
Основан в уделе князя волоцкого Бориса Васильевича (у слияния рек Сестра и Струга) в 1479 году преподобным Иосифом Волоцким и иноками Пафнутьев-Боровского монастыря, откуда были перенесены 3 иконы Андрея Рублёва. С 1507 года Иосифо-Волоцкий монастырь находился под покровительством великого князя московского Василия III Ивановича, затем Ивана IV Васильевича. К концу XV века монастырь стал одним из крупнейших, в нём подвизалось до 400 насельников. Среди постриженников Иосифо-Волоцкого монастыря — митрополит Московский Даниил (умер в 1547 году), казанские святители Гурий (Руготин) и Герман (Садырев-Полев), архиепископ Ростовский Вассиан (Санин; умер в 1515 году), епископ Тверской Акакий (умер в 1567 году) и другие архиереи, а также крёстный отец царя Ивана IV — старец Кассиан Босой. Иосифо-Волоцкий монастырь отличался строгим уставом, вёл большую просветительскую и благотворительную деятельность. Один из крупнейших центров русской книжности, известен богатейшей библиотекой и архивом (составлены Хронограф 1512 года, Волоколамский патерик, летописи и прочее). Книжное и рукописное собрание Иосифо-Волоцкого монастыря хранится в РГАДА (фонд 1192), ГИМе и РГБ.
Как центр иосифлянства, Иосифо-Волоцкий монастырь играл важную роль в противостоянии нестяжателям, борьбе с ересями, был местом ссылки видных государственных деятелей и опальных иерархов Русской церкви. Преподобный Максим Грек и его сотрудники по ложному обвинению провели в заточении в обители 12 лет. В Иосифо-Волоцком монастыре были заключены низложенный царь Василий Иванович Шуйский, высланный из Москвы митрополит Даниил, М.С. Башкин, князь-инок Вассиан Косой (Патрикеев), польские (1612 год) и французские (1812 год) военнопленные. В Иосифо-Волоцком монастыре похоронены митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий, иконописец и собиратель книг Дионисий Звенигородский (умер в 1538 году), Г.Л. Скуратов-Бельский, князья Волоцкие, Шаховские, а также Безобразовы, Ржевские, Муравьёвы, Тютчевы, Кутузовы.
Имел важное оборонительное значение на северных подступах к Москве. В 1606 году был осаждён в ходе Болотникова восстания 1606-1607 годов, в 1610 году захвачен и разграблен гетманом князем Романом Ружинским (1575-1610 годы), освобождён русско-шведскими войсками во главе с воеводами Г.Л. Валуевым и Э. Горном. С середины XVII века восстановлен.
До 1652 года управлялся игуменами, затем — архимандритами. С 1764 года необщежительный второклассный монастырь. До середины XVIII века был одним из крупнейших землевладельцев Московского государства. Земельные владения в XVI-XVII веках располагались более чем в 10 уездах. После секуляризации церковных владений 1764 года в собственности Иосифо-Волоцкого монастыря числилось 210 десятин, 1301 сажень земли в Волоколамском и Клинском уездах, а также земля с подворьями в Москве, на Ильинской улице и Большой Дмитровке. В 1913 году Иосифо-Волоцкий монастырь приобрёл дополнительно 240 десятин лесной и луговой земли.
Первая деревянная церковь Успения Божией Матери построена в 1479 году волоцкими мастерами. В 1484-1486 годах возведён одноимённый каменный храм, иконы и росписи для которого выполнил Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием и др. В 1490-х годах (по другим данным, в 1510-х годах) сооружена 8-гранная 3-ярусная колокольня с церковью Смоленской иконы Божией Матери «иже под колоколы» (перестроена в 1671-1672 годах, в 1692-1694 годах достроена до 10 ярусов, общая высота 76 м, зодчий Никита Тимофеев Дюженок «со товарищи»; после взрыва в 1941 году сохранился подклет). В 1504-1506 годы на средства князя С.И. Бельского и Б.В. Кутузова возведена трапезная палата (расширена в 1530 году, западная паперть — 1827 год) с одностолпным залом по образцу московской Грановитой палаты (пол из чугунных плит — 1853 год, роспись — 1904 год) и одноглавой церкви Богоявления (1506–-1510 годы; верх с добавлением 5-главия перестроен в 1682 году; придел Святого Сергия Радонежского — 1806 год). В 1543-1566 годы деревянные стены XV века заменены кирпичными с 9 башнями (перестроены по образцу башен московского Симонова монастыря с дополнением островерхих кирпичных шатров у Германовой и Кузнечной башен и деревянных шатров у остальных; оформлены муравлеными изразцами и декоративной кладкой кирпича, 1645-1688 годы, зодчие Иван Неверов, Трофим Игнатьев). От стен XVI века сохранились лишь фрагменты; в концце XVIII века от основания перестроена Никольская башня и разобрана Круглая.
Большая часть ансамбля сложилась в 1670-1690-х годах. В 1679 году сооружены расположенные под углом к другим постройкам Святые ворота (столбы ворот украшены ценинными изразцами с изображением трав и райских птиц) с 5-главой бесстолпной церковью Апостолов Петра и Павла, также украшенной изразцами и окружённой крытой галереей с колоннами (зодчий Трофим Игнатьев; пол из керамических плит), и с примыкающим настоятельским корпусом (перестроен в 1785-1787 годах). В 1688-1692 годы на деньги царя Фёдора Алексеевича и дьяка Захария Силина на месте старого каменного храма зодчий Кондратий Мымрин возвёл новый Успенский собор с 2-ярусной крытой галереей с аркадами (2-й ярус — 1757 год), с архитектурными деталями в стиле нарышкинского барокко, с украшением ценинными изразцами типа «павлиний глаз» работы мастерской С.И. Полубеса. В высоком интерьере с круглыми столбами — ажурный иконостас (нижний ярус — 1694 год, мастер Евсевий Леонтьев; верхние — 1740-1757 годы; большая часть икон конца 1740-х годов), роспись (1904 год, артель Н.М. Сафонова по рисункам И.С. Кузнецова), покрывшая фрески конца XVII века. В подклете в 1777 году освящена церковь-усыпальница преподобного Иосифа Волоцкого (с приделами Святой Троицы и Рождества Богородицы) с его мощами (вновь обретены в 2001 году), захоронениями князей Бориса Васильевича и Фёдора Борисовича Волоцких. В церкви Успения Божией Матери находилась чтимая Владимирская (Волоколамская) икона Божией Матери (1571-1572 годы; ныне в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. А. Рублёва). В ансамбль Иосифо-Волоцкого монастыря также входят: корпуса — Большой и Малый певческие, казначейский (все XIX века), Новый братский корпус с гостиницей (1910 год, архитектор И.С. Кузнецов), деревянный Медовый амбар (начало XX века).
Близ Иосифо-Волоцкого монастыря — бывший скит (основан в 1855 году на месте первоначального поселения преподобного Иосифа; закрыт в 1920-х годах) с кирпичной церковью Всех Святых (1856-1860 годы), деревенским зданием богадельни (1903-1904 годы), кирпичной больницей (1900-е годы) и колодцем, вырытым преподобным Иосифом; церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Спирово (1810-1825 годы, колокольня завершена в 1849 году; деревянная фигура Николы Можайского XVI-XVII веков, с которой с 1771 года устраивался крестный ход из Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь) на месте одноимённого монастыря, основанного Иосифом.
Около 1920 года Иосифо-Волоцкий монастырь был закрыт и преобразован в Иосифовскую сельскохозяйственную трудовую коммуну (ликвидирована в 1922 году); на территории обители организованы школа-интернат, затем детский дом (закрыт в 1981 году), школа. В 1920-х — 1989 годах в Иосифо-Волоцком монастыре располагался Историко-бытовой и краеведческий музей. В 1929-1931 годах переплавлены все колокола. Монастырь сильно пострадал во время боёв в 1941 году. Реставрируется с 1956 года (Н.И. Иванов, Л.А. Белова). 15 мая 1989 Иосифо-Волоцкий монастырь передан РПЦ. С 29 декабря 1999 — ставропигиальный мужской монастырь. В селе Язвище (Волоколамский район, Московской области) Иосифо-Волоцкий монастырь имеет подворье с Свято-Троицкой церковью (1815-1820-е годы; трапезная — 1894 год).
Монастырь основан в 1479 году преподобным Иосифом во имя Успения Божией Матери. Происходил Иосиф из дворянской семьи, мужчины в которой находились на службе у удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого, родного брата великого великого князя Московского Ивана III. Отец Ивана Санина владел селом Язвищи, что рядом с Волоком Ламским. Ещё будучи совсем юным, Иван Санин первым в семье принял постриг, но позднее перешли в монашество все три его брата и отец. С восьми лет он учился грамоте у старца Арсения в Волоцком Крестовоздвиженском монастыре. Около 1459 года в возрасте около 20 лет вместе с товарищем Борисом Кутузовым, из того же сословия, решили принять монашество. Иван Санин сначала отправился в Савватьеву пустынь, что под Тверью, но быстро покинул её и удалился в Боровск, в обитель Пафнутия Боровского, отличавшуюся своим богатством и знаменитостью, где и прожил 18 лет под присмотром самого прп. Пафнутия. В 1459 году прп. Пафнутий постригает Иоанна Санина в монахи с именем Иосиф. В 1477 году, умирая, Пафнутий назначает преемником именно своего любимого ученика Иосифа. Здесь Иосиф пытался ввести общежительный устав, но встретив сильный отпор со стороны иноков, оставил монастырь и два года странствовал по русским монастырям в сопровождении старца Герасима Чёрного. Недовольный жизнью и обустройству обителей, в которых побывал, Иосиф вернулся в Боровский Пафнутьев монастырь с целью совершенствования обители по примеру Кирилло-Белозёрского монастыря. Братия встретила его настороженно и просила у великого князя Московского Ивана III другого игумена, но тот инокам тогда отказал. Тогда Иосиф, видя не приветливых братьев по вере, уходит снова в Волоцкие земли, к себе, на малую родину. Волоцкий князь Борис Васильевич с радостью принял его и дал ему землю под монастырь в двадцати верстах от города, а позже обеспечил строящийся монастырь рабочей силой, стройматериалами и обещал поддерживать иноков запасами из собственной житницы.
Существует легенда, что в 1479 году, ища подходящее место для будущей обители, обозначенную волоцким князем, Иосиф зашёл в болотистую местность, где существовала лесная чаща. Пока стоял он в раздумьях посреди леса, как вдруг сгустились грозовые тучи и ударила молния. Иосиф решил, что это Перст Господень, указующий ему на то место, где должен быть построен монастырь. И стоило ему об этом подумать, как началась буря, повалившая все деревья вокруг. Вот так и было найдено то место, где и был выстроен заботливыми руками прп. Иосифа и примкнувших к нему неравнодушных последователей его учения иноков красавец монастырь прп. Иосифа Волоцкого. В самой чаще у родника преподобный поставил деревянную келью, а потом срубил и часовенку. Позже на этом месте был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (1479-1486). Но это уже совсем другая история.
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №28, ООО «Де Агостини», 2009
Старицкая башня ансамбля Иосифо-Волоцкого монастыря
Юго-западная угловая Старицкая башня, построенная в 1681 г., отличается от других более строгим, аскетическим обликом, имеет 24-гранный цилиндрический нижний ярус. Каменный шатер Старицкой башни ниже, чем у других башен ограды, поэтому она кажется более приземистой. Башня меньше украшена, но её формы и пропорции, отдельные детали ее убранства исполнены особого благородства. Они выделяется контрастным сопоставлением тяжелой нижней части и легкого островерхого шатра. Из-за обилия граней основание башни кажется почти цилиндрическим. Вместе с тем кирпичные столбы, помещенные в нижнем ярусе, на ребрах, акцентируют её граненность.
Четыре тонких кирпичных пояса, три из которых оживлены муравлеными изразцами, охватывают основание. Круглые бойницы среднего боя обрамлены килевидными наличниками, что делает их похожими на теремные окна, лишая облик башни воинственной суровости. Имевшие ранее функциональное, фортификационное назначение, элементы превращаются в конце XVII в. в изящные орнаментальные детали декоративного убранства.
В 2013 г. проведены ремонтно-реставрационные работы – воссоздание оконных и дверных заполнений, сплошная обмазка стен и сводов специальным раствором, реставрация белокаменных поверхностей мастикой, путем устройства вставок, консервационные работы белокаменной поверхности, реставрация поверхности кирпичной кладки, реставрация методом ковки с последующей окраской декоративных решеток, монтаж балок перекрытия с их огнезащитной обработкой.
Также выполнено устройство дощатых покрытий с последующей отделкой, изоляция покрытий и перекрытий, подшивка потолков досками, устройство деревянных перегородок с утеплителем с последующей окраской, устройство винтовой лестницы с последующей отделкой, установка люков в перекрытиях.
Выполнены электромонтажные работы – установка электрооборудования, прокладывание проводов, установка розеток, ответвительных коробок, выключателей, установка светильников, конвектора, пуско-наладочные работы.
![]() |
VI Вселенский Собор. Фреска (Афон, Великая Лавра) |
VI Вселенский Собор, называемый также Трулльским [1], созван в 680 году в Константинополе против монофелитской ереси
Ересь монофелитов есть видоизменение ереси монофизитов и вышла из стремления византийского правительства во что бы то ни стало присоединить монофизитов к Православной Церкви. Император Ираклий (611-641 г.) принял на себя задачу уничтожить это религиозное разделение. В 620-х годах, Ираклий, во время похода на персов, виделся с епископами монофизитов, между прочим, с Афанасием, Сирским патриархом, и Киром, епископом в Колхиде, — и входил с ними в рассуждения по поводу спорного вопроса о двух естествах во Иисусе Христе. Монофизиты подали мысль, что они может быть согласятся присоединиться к Православной Церкви, если она признает, что в Иисусе Христе одно действование, или, что то же, одно обнаружение воли, одна воля. Вопрос об одной или двух волях в Иисусе Христе был еще не раскрыт Церковью. Но, признавая в Господе два естества, Церковь признавала вместе с тем две воли, так как два сомостоятельных естества — Божеское и человеческое — должны иметь каждое и самостоятельное действование, т.е. в Нем при двух естествах должны быть две воли. Противоположная же мысль, признание при двух естествах одной воли, есть само в себе противоречие: отдельное и самостоятельное естество немыслимо без отдельной и самостоятельной воли.
У императора Ираклия была одна цель — присоединить монофизитов: поэтому, не обращая внимания на сущность предлагаемого учения, он горячо взялся за дело присоединения их при помощи этого учения. По его совету, Кир, епископ Фазиса, обратился с вопросом о единой воле к Сергию, патриарху Константинопольскому. Сергий отвечал уклончиво, высказывая, что на соборах этот вопрос не решался и что некоторые из отцов допускали единое животворящее действие во Христе, Боге истинном; впрочем, если будет найдено у других отцов другое учение, утверждающее две воли и два действия, то на это следует согласиться.
Очевидно все-таки, что ответ Сергия благоприятствовал учению о единоволии. Поэтому, Ираклий пошел дальше. В 630 году он признал законным патриархом Антиохии монофизита Афанасия, согласившегося на унию, и в том же году, когда кафедра в Александрии была свободной, сделал в ней патриархом Кира, епископа Фазиса. Киру было поручено войти в сношение с Александрийскими монофизитами относительно соединения с православной Церковью на основании учения о единоволии. После некоторых переговоров с умеренными монофизитами Кир издал в 633 г. девять согласительных членов, из которых в одном (7-м) высказывалось учение о едином богомужном действовании во Христе или о единой воле. Умеренные монофизиты признали эти члены и вступили в общение с Киром; строгие же отказались. В это время в Александрии находился один монах из Дамаска, Софроний, любимый ученик известного Александрийского патриарха Иоанна Милостивого. Когда монофелитская ересь выступила открыто, Софроний первый выступил на защиту Православия. Он ясно и отчетливо доказывал Киру, что учение о единоволии в сущности есть монофелитство. Его представления не имели успеха у Кира, так же как и у патриарха Сергия, принявших 9 членов.
В 634 году Софроний был поставлен патриархом Иерусалимским и еще с большей ревностью защищал Православие. Он созвал в Иерусалиме собор, на котором осудил монофелитство, а в посланиях к другим патриархам изложил основания православного учения о двух волях во Христе. Хотя в 637 году Иерусалим был завоеван аравитянами-мусульманами и патриарх оказался оторванным от общецерковной жизни, но его послание произвело большое впечатление на православных империи. Между тем Сергий I Константинопольский писал к папе Гонорию по поводу учения о единоволии, и Гонорий тоже признал это учение православным, но советовал избегать бесполезных словопрений. Споры все-таки возникли. Ираклий, желая положить им конец, в 638 году издал так называемое «изложение веры» (экфесис), в котором, излагая православное учение о двух естествах в Иисусе Христе, запрещал говорить о Его волях, хотя и прибавлял, что православная вера требует признания одной воли. Преемник Сергия, Пирр, принял и подписал экфесис. Но преемники папы Гонория встретили его неблагосклонно. В то же время ярым защитником православия выступил константинопольский монах Максим Исповедник, один из глубокомысленных богословов своего времени.
Когда Кир издавал свои 9 членов, Максим находился еще в Александрии и вместе с Софронием восстал против них. В дальнейшем он переселился в северо-африканскую церковь, и отсюда писал горячие послания на восток в защиту православия. В 645 году там же, в Африке, он имел диспут и низложенным патриархом Пирром и убедил его отказаться от единоволия. Под влиянием Максима в Африке в 646 году состоялся собор, на котором монофелитство было осуждено. Из Африки Максим вместе с Пирром перешли в Рим, где с успехом действовали в пользу православия. Папа Феодор I отлучил от церковного общения нового патриарха Константинопольского Павла, принявшего ересь.
После Ираклия на императорский престол вступил Констант II (642-668 г.). Церковное разделение между Африкой и Римом было слишком опасно для государства, особенно в связи с тем, что мусульмане, уже завоевавшие Египет (640 г.), наступали все сильнее на империю. В 648 году он издал образец веры (типос), в котором заставлял всех веровать согласно с бывшими пятью Вселенскими соборами, запрещал говорить как об одной, так и двух волях. Православные справедливо видели в этом типосе покровительство монофелитству, так как с одной стороны эта ересь не осуждалась, а с другой — запрещалось учить о двух волях в Иисусе Христе. Поэтому они продолжали борьбу. Папа Мартин I в 649 году собрал большой собор в Риме, на котором осудил монофелитство и всех его защитников, а также экфесис и типос, а акты собора отправил императору с требованием восстановить православие. Констант счел такой поступок возмущением и поступил с Мартином слишком жестоко. Он поручил экзарху Равеннскому доставить его в Константинополь. В 653 году Мартина схватили в церкви и, после продолжительного путешествия, во время которого он вытерпел много стеснений, привезли в Константинополь. Вместе с Мартином захватили в Риме и привезли и Максима Исповедника.
Здесь папу ложно обвинили в политических преступлениях и сослали в Херсонес (654 г.), где он умер от голода (655 г.). Участь Максима была печальнее. Разного рода пытками его заставляли отказаться от своих сочинений и признать типос. Максим оставался непоколебимым. Наконец, император приказал отрезать ему язык и отрубить руку. Изуродованного таким образом Максима отправили на Кавказ в ссылку, в землю лазов, где он и умер (662 г.). После таких жестокостей православные замолкли на некоторое время. Восточные епископы были принуждены принять типос, западные не возражали.
Наконец, император Константин Пагонат (668-685 г.), при котором снова началась борьба православных с монофелитами, решился дать торжество Православию. В 678 г. он низложил патриарха Константинопольского Феодора и на его место поставил пресвитера Георгия, склонявшегося к православному учению о двух волях.
Затем император в 680 году собрал в Константинополе VI Вселенский собор.
Ход Собора
Папа Агафон прислал своих легатов и послание, в котором на основании послания Льва Великого раскрывалось православное учение о двух волях в Иисусе Христе. Всех епископов на соборе было 170. Были тут также патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Император также присутствовал. Всех заседаний собора было 18.
На защиту монофелитства выступил Антиохийский патриарх Макарий, самый ревностный его защитник. Ему возражали папские легаты, доказывая, что на основании древних отцов, необходимо признавать в Иисусе Христе две воли. С легатами согласились патриарх Георгий и другие восточные епископы. Но Макарий не хотел отказаться от ереси, поэтому был осужден собором, низложен и выслан из Константинополя. Некоторые монахи, бывшие на соборе, тоже не соглашались принять две воли. На 15-ом заседании, один из них, до фанатизма преданный ереси, Полихроний, предложил доказать чудом истинность монофизитсва: он вызвался воскресить умершего. Опыт был позволен, и разумеется, Полихроний не воскресил умершего. Собор осудил Полихрония как еретика и возмутителя народа.
В заключение всего собор определил православное учение о двух волях в Иисусе Христе:
Вместе с тем, запретив проповедовать иначе учение веры и составлять иной символ, собор наложил анафему на всех монофелитов, между прочим, на Сергия, Кира, Пирра, Феодора и папу Гонория. Заседания собора окончились уже в 681 г.
Последствия Собора
На так называемом пято-шестом Трулльском соборе 692 г., дополнившем определения 5 и 6 собора, догматическое определение последнего о двух волях в Иисусе Христе было подтверждено снова.
После соборных определений монофелитство на востоке пало. В начале VIII в. император Филлипик Вардан (711-713 г). восстановил было эту ересь в империи, в связи с утверждением себя на престоле при помощи партии монофелитов, но, с низвержением Филлипика, была низвержена и ересь.
Только в Сирии осталась небольшая партия монофелитов. Здесь в конце VII в. монофелиты сосредоточились в Ливане в монастыре и около монастыря аввы Марона (жившего в VI в.), выбрали себе патриарха, который тоже назывался Мароном, и образовали самостоятельное еретическое общество, под именем маронитов. Марониты существуют и до настоящего времени.
Использованные материалы
- Николай Дмитриевич Тальберг. История Церкви. Часть 1. Эпоха Вселенских Соборов. Шестой Вселенский собор
- http://lib.eparhia-saratov.ru/books/18t/talberg/history1/67.html
[1] По зале заседаний со сводами — так называемыми «труллами».