В храм господень пойдем

Молитва перед походом в храм, текст на русском языке молитвы перед тем, как идти в церковь

Для верующего человека прийти в храм это уже жизненная необходимость, а для начинающего воцерковляться человека становление в вере. И молитва идущего в церковь, является благословенным началом для наших светлых побуждений. Чтобы душа настроилась на мир, почувствовала Божественную помощь и защиту, молитва перед тем как идти в церковь, должна быть камертоном нашего желания.

Молитва перед тем, как идти в церковь

Если идти в храм планируется утром, то накануне вечером желательно читать вечернее правило, а утром молитвы утреннего правила и молитву перед походом в храм. Найти их можно в каждом православном молитвослове. Но важно понимать, что не количество прочитанных молитв и само их чтение является нам помощью.

А искреннее желание быть с Богом, узнать Его, и одна молитва, исходящая от чистого сердца будет услышана быстрее, чем километры прочитанных молитв. К тому же современный ритм жизни не всегда даёт возможность уделить необходимое количество времени для духовной жизни, поэтому важно верно расставить приоритеты.

Кроме молитвенного духовного правила, есть правила для внешнего вида. Мужчина не должен приходить в шортах. И в церковь он входит с непокрытой головой. На женщине не должно быть брюк, вызывающих нарядов, коротких платьев и юбок. В макияже нельзя использовать помаду. Голова должна быть покрыта головным убором.

Перед храмом нужно осенять себя трижды крестным знамением.

Молитва идущего в церковь

Возвесели?хся о ре?кших мне?: в до?м Госпо?день по?йдем. А?з же мно?жеством ми?лости Твоея?, Го?споди, вни?ду в до?м Тво?й, поклоню?ся ко хра?му свято?му Твоему? в стра?се Твое?м.

Го?споди, наста?ви мя? пра?вдою Твое?ю, вра?г мои?х ра?ди испра?ви пред Тобо?ю пу?ть мо?й; да без преткнове?ния просла?влю Еди?но Божество?, Отца? и Сы?на и Свята?го Ду?ха, ны?не и при?сно и во ве?ки веко?в. Ами?нь.

Молитва перед походом в храм

Храм– это дом Божий на Земле. Место куда может прийти любой человек, желающий встать на христианский духовный путь. Христиане получают в храме очищение от своих грехов, учатся общению с Богом на Его языке – молитве.

Молитва помогает стать нашей душе внимательней, избавиться от суетных мыслей, укрепиться в желании — прийти в храм.

Важно знать, что молитва перед походом в храм это наша защита, ибо не всегда понятным образом, для человека, принявшего решение идти в церковь, вдруг начинают возникать неблагоприятные условия, только для того, чтобы он под каким-либо предлогом отказался от этого намерения.

И мысль «а в другой раз» взяла верх над, казалось бы, уверенным желанием – пойти на церковную службу. Его обязательно будут отвлекать различными ситуациями, появятся неотложные дела или вообще желание идти в церковь исчезнет. Иными словами человека начинают одолевать искушения.

Молитва при входе в храм

Вни?ду в до?м Тво?й, поклоню?ся ко хра?му свято?му Твоему? в стра?се Твое?м. Го?споди, наста?ви ми? пра?вдою Твое?ю, вра?г мои?х ра?ди испра?ви пред Тобо?ю пу?ть мо?й: я?ко не?сть в усте?х и?х и?стины, се?рдце и?х су?етно, гро?б отве?рст горта?нь и?х, язы?ки свои?ми льща?ху.

Суди? и?м, Бо?же, да отпаду?т от мы?слей свои?х, по мно?жеству нече?стия и?х изри?ни я?, я?ко преогорчи?ша Тя?, Го?споди. И да возвеселя?тся вси?, упова?ющии на Тя?, во ве?ки возра?дуются, и всели?шися в ни?х, и похва?лятся о Тебе? лю?бящии И?мя Твое?.

Я?ко Ты? благослови?ши пра?ведника, Го?споди, я?ко ору?жием благоволе?ния венча?л еси? на?с.

Воцерковляющимся людям полезно начинать с небольшого молитвенного правила и постепенно добавлять молитвы. Как правило, молитвы написаны на церковнославянском языке и поначалу не совсем понятны значения слов и смысл текстов.

Это не должно стать препятствием, потому что прочитать и понять молитву на русском языке, поможет словарик в конце молитвослова.

Если посещать церковные службы и Божественную литургию регулярно, то со временем вы убедитесь, что молитва на церковнославянском языке, станет такой же понятной, как и молитва на русском языке.

Молитва при входе в храм (на русском языке)

Поклоняюсь Тебе, Господу Богу моему, присутствующему благодатью Твоей в святом храме этом, более всего в Пречистых и Животворящих Таинствах. Тебе, истинному Христу Спасителю моему, колена сердца моего преклоняю. Поклоняюсь и Твоей Пренепорочной Матери, Пречистой Госпоже Деве Марии Богородице, помощнице, заступнице, ходатаице и единой надежде спасения моего.

Почитаю святого ангела, слугу Твоего, всегда хранящего Божественный алтарь Твой, и всех святых Твоих, на иконах изображенных и мощами покоящихся, с любовью почитаю.

И молю Тебя, благого Владыку моего: пусть всегда внемлют уши Твои молитвам людей, молящихся Тебе в этом святом Твоем храме, усопших же помяни в Небесном Твоем Царствии, простив все согрешения их, ибо Ты благ и милосерден во веки. Аминь.

Посещение храма и нахождение на Литургии это не какая-то традиция, а проявление нашего желания быть под покровительством Бога и чувствовать Его поддержку в нашей жизни. Помоги Вам, Господи!

Церковнославянский язык — значение и роль

Богослужение в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях ведется на церковнославянском языке. На русском языке могут читаться только отрывки из Священного Писания. Церковнославянский язык на слух воспринимается не всегда легко, поэтому на службы с собой можно брать распечатку текста с переводом.

Часто спрашивают: можно ли молиться по-русски и почему не переводят богослужение на русский язык?

По-русски молиться можно, в русском, как и в любом национальном языке, нет ничего скверного или недостойного молитвы. Однако в настоящее время полный перевод богослужения на русский невозможен: нормы и стилистика современного русского литературного языка постоянно меняются, язык очень быстро устаревает. К тому же, в русском языке попросту нет многих слов, которые используются в молитвенной поэзии.

Молитва идущего в церковь: на русском языке, читать перед тем, как идти

Единственно возможный способ коммуникации человека и Бога — молитва. Слово накапливалось на протяжении многих веков истории православной веры и в наши дни продолжает использоваться в качестве средства поддержания христианства. Действие молитвы, произнесенной в храме Божьем, возрастает в несколько раз и устремляется ввысь. Вот почему важно идти в церковь и молиться.

Подготовка к общению с Богом

Опытный христианин уже обладает необходимыми знаниями о том, что нужно настроиться на определенный лад до того, как направиться в святилище. По дороге читают специальную молитву идущего в церковь.

Молитвенное слово является важной составляющей во взаимодействии с Богом. Оно помогает открыть свою душу и сердце. Молитва идущего в церковь защитит его от темных сил и поможет прийти в церковь в благодушном состоянии и полностью открытым к общению с Богом.

Если вы только начали ходить в церковь, то когда у вас возникнет желание пойти в храм для общения с Богом, темные силы дьявола будут организовывать вам разнообразные препятствия:

  • вы попадете в пробку;
  • на вашем пути может встретиться человек, любящий длинные разговоры, и у вас просто не останется времени для посещения церкви;
  • могут занять все ваше внимание дети или повседневные бытовые заботы;
  • может стать очень тоскливо или резко ухудшится самочувствие уже в самом храме.

Вот такими изощренными способами черные силы могут вас остановить. При внимательном наблюдении за окружающим миром, можно заметить действие темных сил на вашу жизнь.

Люди получили в свое распоряжение большое количество молитвенных текстов от православных монахов и святых. Если вы направились в церковь, в пути предлагается читать псалмы 50 и 90 на староцерковном языке. Они есть и на русском. Перед тем как идти в храм, необходимо читать следующую молитву:

Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: да без преткновения прославлю Едино Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Это поможет настроиться на определенный лад перед общением с Богом.

Молитвенное слово в русской речи

Для людей, только пришедших к Богу, молитвенное слово помогает укрепить свою веру, а для набожного человека посещение храма Божьего превращается в непременное условие для его благополучной жизнедеятельности. Чтобы пребывать с собой в ладу, дорога к Господу необходима для человеческой души.

Каждый день должен начинаться и заканчиваться молитвенным словом. Тогда божественная помощь станет зримой, устремления светлыми, а намерения добрыми. Для сохранения бдительности и успешного противостояния многочисленным искушениям необходимо заранее подготовиться к посещению церкви.

Для этого нужно произвести несколько действий.

  1. Читать молитвенное слово вечером перед сном и утром после пробуждения. Лучше делать это перед иконами. Если уделять всего несколько минут в день своей духовной жизни, то таким образом можно непрерывно поддерживать связь с Господом и чувствовать его покровительство.
  2. Старательно умыться, одеться и отправиться в дорогу. Перед тем как выйти из дому, подумайте о Боге и прочитайте молитвенное слово.

Вначале у вас могут возникнуть сложности с чтением молитвы на староцерковном языке, на этот случай имеется молитва идущего в церковь на русском языке.

«Я обрадовался, когда мне сказали, что пойдем в дом Господень. Твоей милости войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе пред Тобою. Господи, дай мудрости идти правильным путем, угодным Тебе. Пусть ничто не помешает мне прославить Единого Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Сейчас и всегда и во веки веков. Да будет так. Аминь».

Читать молитву идущего в храм нужно, понимая, что она означает, быть внимательным к каждому слову и произносить их с осознанием вложенного значения. В русском варианте текст воспринимается легче, краткие разъяснения помогут проникнуть глубже в его суть.

В первой строке выражена радость верующего человека, когда он узнал, что получил приглашение в храм господний. Его душа испытывает огромную радость. Вторая строка выражает смиренность и кротость набожного человека, его понимание того, что возможность пойти в церковь — дар свыше, и он дается далеко не каждому.

Следующая строчка свидетельствует о том, что Создатель каждому приготовил свой путь. Чтобы пройти его, необходимы силы и понимание, куда направить свое движение. Предпоследняя строка говорит об одной из наивысших добродетелей в духовной жизни. Это восхваление Господа.

Правила поведения в храме

Если вы впервые отправляетесь в церковь, не помешает ознакомиться с общепринятыми правилами поведения. Это поможет чувствовать себя комфортно и более уверенно:

  • одежда должна быть чистой, опрятной и скромной, женщинам необходимо на голову надевать платок, а мужчинам, наоборот, предписано входить в храм без головного убора;
  • крайне нежелателен выразительный макияж и большое количество украшений;
  • непригодны для похода в церковь короткие женский юбки и блузки, имеющие глубокое декольте;
  • перед входом в храм необходимо трижды перекреститься, прочесть молитву и только потом зайти.

Молитва на входе

Молитва перед тем как идти в церковь, звучит следующим образом:

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху.

Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое.

Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

После прочтения молитвенного слова можно идти в храм. Очутившись внутри церкви, окиньте взором находящиеся там иконы, почувствуйте запах ладана, послушайте богослужение, можете поставить свечи. Примите участие в одновременной молитве всех прихожан.

Первый опыт встречи с Богом способствует очищению мыслей и настраивает на добрые деяния. Уйдут дурные помыслы и тревоги. Житейские разногласия в скором времени разрешатся наилучшим для вас образом.

Если я хочу помолиться, зачем мне идти в храм?

сайт Горловской и Славянской епархии

«Зачем идти в храм, ведь Бог — везде, и слышит нас повсюду? Там только толкаются, шуршат пакетами и отвлекают! Лучше уж дома, в тишине, перед своими иконами». Протоиерей Сергий Кравченко, настоятель храма мц. Александры в Белицком, объясняет, почему так думать неверно.

Прежде чем ответить на вопрос о смысле молитвы в храме, разберёмся, что такое молитва и храм. Молитва — это форма общения человека с Богом. Она может быть трёх видов: просительная, благодарственная и славословная. По словам святых отцов, последняя — наивысшая из всех.

Храм — это, прежде всего, дом Божий. В Священном Писании храмом называется и здание, и человек: каждый христианин — это храм Духа Святого. Наше тело — тоже храм, в котором живёт Бог.

Учимся у Христа

Мы, христиане, всю свою жизнь сопоставляем с учением и жизнью Христа, о которых узнаём из Святого Евангелия. Сам Господь дал нам пример молитвы в храме, куда сознательно приходил с самого раннего возраста.

Вспомним, как Он со Своими родителями в 12 лет был на праздничном богослужении и сказал: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Спаситель проповедовал в храме, учил там людей, рассказывал притчи.

Был случай, когда Он изгнал из храма торгующих: «и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13). В Новом Завете не единожды подтверждается, что Спаситель ходил в храм. Может ли христианин, любящий Его, игнорировать эти факты? — вряд ли.

Бывает молитва частная, когда мы молимся дома, и общая — церковная. В первом случае мы поступаем по евангельскому слову: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6).

В храмы же идём, потому что Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 8:20). Там мы «едиными усты и единым сердцем» прославляем Бога. Раньше все пришедшие на литургию христиане принимали в ней активное участие.

Отголосок той традиции — пение молитв «Символ веры», «Отче наш» на современных службах.

Почему же христианину нужно обращаться к Богу вместе с ближними? Когда Христа спросили, как нужно молиться, Он ответил: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое…» (Мф. 6:9).

Он не сказал «Отче мой»! То есть должно молиться обо всех, так как мы все — дети одного Бога.

В Евангелии есть масса примеров молитвы о ближнем: Господь молился о своих учениках, Иаир и самарянка — об исцелении своих дочерей, друзья расслабленного разобрали крышу и спустили ложе с другом к ногам Спасителя в надежде на его исцеление.

Если в храм, то зачем и в какой?

Четвёртая заповедь учит нас шесть дней трудиться, а седьмой отдать Господу. Как это сделать? Прежде всего — пойти в храм. Конечно, можно творить дела милосердия, но в первую очередь верующие люди по воскресным дням приходят в церковь для того, чтобы поблагодарить Бога за прожитую неделю и попросить благословения на следующую, по возможности — исповедаться и причаститься.

Таинства Церкви не совершаются келейно, за исключением каких-то особых случаев. Мы не можем крестить ребёнка без крёстных, священник не может один совершать литургию — в этом случае она теряет смысл. Само слово «литургия» переводится как «общее дело», то есть на ней должно собираться хотя бы несколько христиан.

Отмечу особо: не каждое место, которое называют храмом, есть храм, и не ко всем, собравшимся ради молитвы, приходит Христос. Сейчас много раскольников и различных вероучений, и все претендуют на то, что у них — истинная вера.

Но мы помним слова Спасителя: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18). Одну Церковь! Христос говорил о Церкви апостольской, а не самопровозглашённой.

И апостол Павел сказал: «Один Господь, одна вера и одно крещение» (Еф. 4:5).

Где же Бог: в храме или в душе?

Молитву в храме можно сравнить с хоровым пением: пока один тянет ноту, другой может перевести дыхание, и это не нарушит общей мелодии. Так и во время богослужения: даже если кто-то отвлечётся, другой в этот момент будет сконцентрирован на молитве, и таким образом она не прерывается. Мы помогаем друг другу.

Наверное, каждый священник слышал фразу: «Зачем молиться в храме, Бог — в душе!» В этой связи хочу привести такой пример.

Можно сидеть дома и знать, что где-то есть душистые яблоки, но это знание не поможет нам эти яблоки попробовать. Нужно встать, пойти, найти их — и только тогда можно будет попробовать.

То же и с лечением: все мы знаем, что есть врачи и лекарства, но почему-то никто не хочет лечиться одним этим знанием — все идут в больницы и аптеки.

Читайте так же:  Храмы греции строили из

Всё важно

Храмовая молитва ни в коем случае не исключает домашнюю. И та, и другая важна, однако то, что человек получает в храме, дома он получить не может.

Во время литургии в храме происходит слияние Церкви Небесной и земной. Все христиане, живые и усопшие, объединяются вокруг Христа. Храм — это особое место, где Небо спускается на землю, а островок земли поднимается горе. Дома человек не может участвовать в таком таинственном единении.

В Церкви человек получает помощь, какую не может получить нигде. Здесь его грехи омываются Кровью Христовой, а Бог через священника благословляет всех, кто пришёл на богослужение. И даже если кто-то пока ещё не умеет просить Бога о своих нуждах — за него попросят те, кто стоит рядом.

Христианин, прежде всего, — это духовный воин. Воюем мы не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной. Однако, как гласит народная мудрость, один в поле не воин.

Одному бороться очень тяжело, а вот вместе, помогая друг другу, по слову Евангелия «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2), всё-таки проще.

Так будем молиться друг о друге и дома, и в храме — тогда, если Бог сподобит, вместе помолимся и в Царствии Небесном.

Протоиерей Сергий Кравченко

Записала Екатерина Щербакова

сайт Горловской и Славянской епархии

Как пойти в церковь в первый раз, как вести себя в православном храме

Человек приходит в церковь для того, чтобы выразить благодарность Господу, покаяться в грехах, нравственно очиститься. Несомненно, что искренние молитвы обязательно будут услышаны Господом.

Однако, для многих существенным препятствием, для посещения церкви, является банальное не знание правил поведения в храме.

Основные правила, если вы впервые пришли в церковь

Женщине положено посещать храм в длинной юбке или платье. Считается, что брюки недопустимы. Также не рекомендуется одевать спортивный костюм или шорты.

Не рекомендуется использовать косметику, тем более, губную помаду. Если вдруг женщина захочет поцеловать икону, то след от помады явно не вызовет восторг у священнослужителей.

Считается, что все прихожане должны надевать одежду с длинными рукавами, в независимости от сезона.

Входить в церковь нужно спокойно, молча, с благоговением. По правилам мужчина должен снять головной убор, а женщина, наоборот, надеть платок.

Обычно те женщины, кто ходит в церковь не первый раз, берут свой платок. Для остальных – можно воспользоваться “дежурным платком”. И если его нет, то можно тихонечко спросить у работников церкви.

Обычно для этих случаев у них имеется несколько платков для прихожан.

На пороге церкви можно прочитать «Молитву идущего в церковь» или «Отче наш». Или сказать «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя».

Молитва идущего в церковь

Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой; да без преткновения прославлю Едино Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Отче наш

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Первый раз в церкви, как себя вести

Если вы не знаете эти молитвы наизусть, то можно переписать их на бумажку и прочитать с листа или воспользоваться современным вариантом – закачать молитвы на телефон.

Итак, когда вы вошли в церковь, совершите три земных поклона. В праздники совершается – три поясных поклона. После чего можно поклониться прихожанам в правую и левую сторону. Для некоторых это будет не простой задачей.

Так как чувство неловкости или даже стыда для некоторых будет помехой. Если для вас это проблема, то можно ограничиться обычным поклоном и трехкратным осенением себя крестом. Постарайтесь не думать, как вы будете выглядеть со стороны.

Просто поклонитесь и трижды перекреститесь.

Издревле считалось что левая сторона церкви отводилась во время богослужения для женщин, а правая соответственно для мужчин. Хотя это правило сейчас редко когда соблюдается, помнится, и уж тем более знается, можете им воспользоваться.

Во время богослужения, креститься и преклонять голову нужно тогда, когда батюшка осеняет крестом, Евангелием, образом или святой чашей. Во время осенения свечами, крестным знамением и кадилом нужно только преклонять голову.

Если службы нет, то можно подойти к любой понравившейся иконе, дважды перекреститься, поцеловать нижнюю часть образа и перекреститься в третий раз.

Во время богослужения не следует крутить головой, смотря по сторонам, рассматривать молящихся, спрашивать их о чем-либо, жевать жвачку, держать руки в карманах, здороваться за руку со знакомыми, разговаривать по телефону. Если в этом есть крайняя необходимость, то лучше выйти из храма и совершить звонок.

Во время месячных, женщинам лучше отказаться от посещения храма, так как считается, что тем самым женщина оскверняет святыню.

В церкви нельзя вести фото- или видеосъемку. Но если есть острая потребность в этом, то лучше заранее согласовать со священником этот вопрос.

Свечи лучше приобрести до начала службы. Для этого в храме есть специально отведенное место.

Свечу можно ставить любой рукой. Нельзя ставить свечи к иконам во время службы.

Свечи за здравие можно ставить к любым иконам. А свечи за упокой только на специальный канон. Обычно он располагается в начале храма и имеет квадратную форму.

Если вы ставите свечу в первый раз, то сделайте следующие: подойдите к канону и выберите пустое место, куда будете ставить. От соседней свечи зажгите свою и немного подогрев нижнюю часть своей свечи от соседней, поставьте свечу на канон.

Иногда прихожане делают следующее: покупают самые дорогие и толстые свечи и кладут их не зажигая на канон. Тем самым, как бы жертвую свечи. Если есть желание, можно последовать их примеру.

Если вы хотите поставить свечу какому-нибудь святому или помолиться ему, следует два раза перекреститься, поклониться в пояс, поставить свечу, еще раз перекреститься и совершить поклон.

Напоследок, можно взять святой воды. Святая вода обычно находится в специальной емкости в храме. Если вы не видите ее, то подойдите к работникам церкви и спросите. Обычно воду наливают сами прихожане.

Первый раз на службе в церкви, что делать

Если вы идете в церковь в первый раз или пока подумываете об этом, то можете поступить так. Оденьтесь, как указано выше, возьмите платок для женщин и емкость для святой воды (по желанию). Зайдите в церковь.

В церкви купите несколько свечей, поставьте на канон. Не уходите сразу. Постойте немного на службе, если она идет. Если не знаете когда креститься или кланяться, то можно “подсмотреть” у знающих прихожан. Они обычно стоят в первых рядах и подпевают во время службы.

Не стоит делать набожное лицо, открывать рот, будто вы также говорите молитву. Стойте молча, вслушиваясь в слова молитвы. Попробуйте почувствовать Бога внутри вас, ощутить божественную энергию. Если вы ничего не чувствуете, то это нормально. Возможно в будущем все изменится.

На службе стойте столько, сколько считаете нужным.

После службы можете сделать пожертвования. Для этого в храме есть специальные ящички, с вырезом наверху. Обычно они находятся вдоль стены храма. Когда будете опускать деньги, старайтесь сделать это так, чтобы не привлекать внимания прихожан. Каждый жертвует на храм столько, сколько считает нужным.

Также по желанию, можно купить понравившуюся икону. Помните, что дорогая икона ничем не отличается, от ее дешевого аналога. Покупайте ту икону, к которой лежит сердце. Некоторые рекомендует покупать Библию или Евангелие. Прежде чем сделать это, подумайте, будете ли вы ее читать.

Также, если есть желание, можно купить крестик или какое-либо церковное украшение. Если вы взяли емкость для воды, то перед уходом из храма воспользуйтесь ей. На этом ваше первое посещение церкви можно закончить. Выйдя их храма перекреститесь, сделайте поклон и идите с Богом.

Ну и напоследок помните, что настоящий христианин характеризуется своей верой, а не частотой посещения церкви, денежными пожертвованиями или разговором о духовности.

Email рассылка Telegram

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

Как ставить свечи

Неотъемлемой частью любого богослужения являются церковные свечи, которые зажигаются человеком во время вознесения молитвы перед святыми образами. Прихожанин самостоятельно решает, сколько свечей он хочет поставить и перед какими иконами. Их количество и стоимость абсолютно не влияют на то, будет ли услышана Господом ваша молитва, а грехи прощены. Купить свечи можно в лавках, которые работают при каждом храме.

Церковные свечи во время богослужения можно поставить как за здравие ныне живущих людей, так и за упокой умерших (располагаются на отдельном поминальном столе). Трижды поклонитесь и перекреститесь перед иконой, возле которой собираетесь молиться. Зажгите свечу от уже горящих и установленных на иконостасе.

Использовать спички или зажигалку в церкви запрещено. Помолитесь и аккуратно поставьте свою свечку.

Согласно православным канонам, зайдя в храм, верующий должен поклониться и поставить свечу перед центральной иконой (престольной), затем к образу Иисуса Христа, Божьей Матери, святым архангелам.

Молитвы идущего в церковь: текст

Молитва – единственная возможность общения человека с богом. За всю историю православия на Руси молитвенное слово накапливалось веками и служит средством поддержания веры.

В церкви сила молитвы увеличивается в несколько раз, устремляясь ввысь. Поэтому важно периодически посещать божий храм, дабы молиться в унисон с другими верующими о спасении.

Христианин с опытом знает, что перед тем как отправиться в храм, нужно настроиться, а по дороге читать молитву идущего в церковь.

Молитва очень важная часть при встрече с Богом, помогающая открыть душу и сердце. Чтобы прийти в добром расположении, открытым к диалогу с Господом, не поддаться темным силам поможет молитва идущего в храм.

Возвесели?хся о ре?кших мне?: в до?м Госпо?день по?йдем. А?з же мно?жеством ми?лости Твоея?, Го?споди, вни?ду в до?м Тво?й, поклоню?ся ко хра?му свято?му Твоему? в стра?се Твое?м.

Го?споди, наста?ви мя? пра?вдою Твое?ю, вра?г мои?х ра?ди испра?ви пред Тобо?ю пу?ть мо?й; да без преткнове?ния просла?влю Еди?но Божество?, Отца? и Сы?на и Свята?го Ду?ха, ны?не и при?сно и во ве?ки веко?в. Ами?нь.

Для чего нужна молитва перед походом в храм?

Если вы начинающий прихожанин, то при намерении пообщаться с Богом по пути в церковь темные силы сатаны будут чинить козни, всячески препятствуя.

Вас может одолеть лень, или вы плохо почувствуете себя в церкви, в общественном транспорте могут случиться задержки и трудности или встретится болтливый человек. Отвлечь могут дети, житейские заботы или просто нахлынет тоска.

Это действительно так, темные силы не дремлют. Если внимательно понаблюдаете за происходящим вокруг, то заметите влияние черных сил.

Православные монахи и святые оставили богатое наследие текстов молитв. По дороге в церковь рекомендуется читать 50 и 90 псалмы на древнецерковном языке. Чтобы благополучно и с чистой душой предстать перед Господом, нужно читать молитву перед походом в церковь.

Молитва идущего в церковь на русском языке

Для верующего человека посещение церкви становится необходимым условием жизни, для новичков — возможность укрепиться в вере. Чтобы жить в ладу с собой, дорога к Богу просто необходима каждому.

С молитвы должен начинаться каждый новый день и ею же заканчиваться. Тогда помощь Бога станет осязаемой, мысли светлыми, а помыслы добрыми.

Чтобы быть бдительным и не поддаться искушениям, готовьтесь к посещению храма заранее.

Накануне вечером читайте вечернее правило перед иконами, с утра утреннее правило. Правила – это обряд, серия молитв. Уделяя духовной жизни несколько минут в день, можно постоянно поддерживать связь с Богом и ощущать его защиту. Тщательно умойтесь, соберитесь, нарядитесь и трогайтесь в путь.

Думайте о Боге, читайте молитву дома перед тем, как идти в церковь. Если вы испытываете вначале трудности чтения молитв на староцерковном языке, можно читать молитву идущего в церковь на русском языке. Перепишите на листок и читайте в свое удовольствие.

Ведь не качество чтения нужно Богу, а вера и искреннее настроение на общение.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. С волею и верою дерзну вступить в твой православный Храм. Доведи меня до ворот прибежища, и помоги всем идущим не оступиться в греховности. Да будет воля твоя. Аминь.

Чудотворец Николай, Защитник и Спаситель. С бесконечной верой в Христа, иду по дороге в Храм православный. Пусть ноги не собьются с пути, помоги мне до цели дойти. Да будет воля твоя. Аминь.

Блаженная Старица, Матрона Московская. Огради меня от препятствий бесовских и болезней чертовских. Коли они искушают идущего, пусть сойдут с дороги влекущего. Да будет воля твоя. Аминь.

Правила поведения в церкви

Бывают случаи, когда человек спонтанно впервые решает зайти в церковь без всякой подготовки, намерение столь велико, что ноги сами идут, а душа летит впереди тела, знайте, это промысел господень.

Чтобы новичку почувствовать комфортно впервые в церкви, ознакомьтесь с правилами поведения. Одежда должна быть скромной и чистой, у женщин голова покрыта платком, мужчины должны быть с непокрытой головой. Обилие украшений и вычурный макияж не приветствуются.

У порога церкви необходимо три раза совершить крестное знамение, прочитать молитву при входе и войти.

Молитва при входе в храм

Вни?ду в до?м Тво?й, поклоню?ся ко хра?му свято?му Твоему? в стра?се Твое?м. Го?споди, наста?ви ми? пра?вдою Твое?ю, вра?г мои?х ра?ди испра?ви пред Тобо?ю пу?ть мо?й: я?ко не?сть в усте?х и?х и?стины, се?рдце и?х су?етно, гро?б отве?рст горта?нь и?х, язы?ки свои?ми льща?ху.

Суди? и?м, Бо?же, да отпаду?т от мы?слей свои?х, по мно?жеству нече?стия и?х изри?ни я?, я?ко преогорчи?ша Тя?, Го?споди. И да возвеселя?тся вси?, упова?ющии на Тя?, во ве?ки возра?дуются, и всели?шися в ни?х, и похва?лятся о Тебе? лю?бящии И?мя Твое?.

Я?ко Ты? благослови?ши пра?ведника, Го?споди, я?ко ору?жием благоволе?ния венча?л еси? на?с.

Посмотрите на иконы, вдохните запах ладана, постойте на службе, поставьте свечи, помолитеь с другими прихожанами в унисон. Совершите причастие, отстойте литургию. Первая практика встречи с Господом очищает помыслы, настраивает на добрые поступки. Дурные мысли и беспокойство отступят, а житейские неурядицы сами собой разрешатся.

Почувствовали успокоение после посещения храма? Приходите на службу регулярно, а по дороге обязательно читайте молитву идущего в церковь. Если поначалу трудно запомнить сложный текст старославянских молитв, существуют молитвы на русском языке.

Далее, укрепляясь в вере, посещение храма станет потребностью, вы осознаете философию религии, ее важную роль в жизни каждого человека.

(2 5,00 из 5) Загрузка…

Каким святым молиться в судебных делах?

Можно прочесть любую молитву, это уже принесет много пользы. Важно при этом верить словам, которые произносятся. Прежде всего нужно обращаться к Отцу Всевышнему. Он Всеведующий, помогает любому, кто покаялся, обратился к христианской вере. Молиться на успешное завершение дел можно Иисусу, Сыну Божьему, Богородице.

Обращаются с просьбами и к Николаю Чудотворцу о помощи,

об освобождении заключенного.

Вероятность вынесения оправдательного приговора возрастает, если произносится молитва матушке Матроне Московской, Анастасии Узорешительнице, Архангелу Михаилу (архистратигу), Спиридону Тримифунтскому, своему Ангелу-хранителю. Проблема решится в пользу обвиняемого, если читать молитвенные тексты и другим святым также.

Как правильно заходить в церковь и вести себя на богослужении?

Храм, другими словами дом Божий, представляет собой специальное помещение, в котором совершаются богослужения. Считается, что там пребывает особая благодать, посылаемая людям от Всевышнего через священнослужителей.

Закон Божий рассказывает о том, что сам Господь невидимо присутствует в святых местах, поэтому и вести себя там следует соответственно.

Каждый прихожанин должен знать, как правильно заходить в церковь и как вести себя на богослужении.

Церковные правила при входе в храм и подготовке к богослужению

Ко входу в храм христиане готовятся заранее. Не рекомендуется принимать пищу перед службой, все священные таинства обретаются натощак. Большое значение имеет внешний вид.

Одежда должна быть чистой, аккуратной, скромной, не яркой и не броской (для пасхальных и праздничных дней подойдут светлые тона одеяний, в скорбные даты лучше подбирать тёмные цвета). Женщины покрывают волосы платком и обязательно надевают юбку с подолом длиной ниже колена.

Верх платья или кофточки обязательно с длинным рукавом, прикрывающий плечи и без глубоких декольте. Наносить макияж также не рекомендуется. Мужчинам разрешается оставаться с непокрытой головой. Одежда также подразумевается скромная и опрятная. Никаких шорт и открытых ног, только классические брюки.

Остальные детали одеяния, аксессуары и дополнительные элементы гардероба не должны притягивать внимание окружающих и отвлекать от богослужения.

Восстав ото сна в день посещения храма нужно поблагодарить Создателя за мирную ночь и новый день, умыться, зажечь лампадку и прочитать утренние молитвы.

Читайте так же:  Храм виноградная сочи

Помните, лучше искренне и от всего сердца произнести одно обращение к Богу, чем долго и упорно читать молитвослов с мыслями о скорейшем завершении. По дороге в церковь следует произносить молитву Иисусу Христу.

А уже на пороге храма совершаются три крестных знамения перед образом Спасителя и три поясных поклона. К каждому из поклонов выговариваются следующие молитвы:

  • «Боже, милостив буди мне грешному» – к первому;
  • «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя» – ко второму;
  • «Без числа согреших, Господи, прости мя» – к третьему.

Креститься следует и во время церковных песнопений: при словах обращения к Вседержителю, Божьей матери и других святых; при начинании и окончании молитв; при посулах «Аминь» и провозглашениях «Аллилуйя»; при взываниях «Поклонимся» и «Припадём». При выносе даров полагаются земные поклоны.

Последние новости

  • Приходская жизнь (Декабрь 2020)
  • Приходская жизнь (Ноябрь 2020)
  • Семеновский благовест: Юбилей первого настоятеля нашего храма
  • Приходская жизнь (Октябрь 2020)

Новые статьи

  • Слово спасения
  • Рождественский пост
  • Почему люди редко ходят в церковь?
  • Вера в будущую жизнь
  • Промысел Божий о России
  • Вера – основа христианской жизни
  • Мцц. Вера, Надежда, Любовь, София

Ивановская митрополия

Кинешемская епархия

Ссылки

«Возрадовался я, когда сказали мне:»Пойдём в Дом Господень»

«Возрадовался я, когда сказали мне: “Пойдём в Дом Господень”» (Пс. 121)

Мы привыкли считать начало суток с 00 часов, или с 12 ночи. Во время земной жизни Иисуса Христа сутки начинались с 18 часов вечера, это было древнейшее установление. «И был вечер, и было утро – день один», – сказано в Библии. Церковные сутки также начинаются с вечера. И первая воскресная служба – это Всенощная. Господь сказал: «Шесть дней трудись, а седьмой – отдай Господу Богу твоему», т.е. посвяти воскресение Господу. Начинаем мы в церкви Воскресную Всенощную службу, а в храме нет никого. Где же христиане? Мне сказали, что в Пестяках христиане в это время моются в бане. Правильно ли это? За время атеистического пленения России многие православные традиции были нарушены. В сельской местности эти традиции ещё как-то удерживались лет 30-40. Я ещё помню, что после войны бани топили в пятницу с утра, вечером после работы парились, а в субботу утром домывались старухи с малыми детьми и делали постирушки – и всё это до обеда. А вечером – на Всенощную в храм. В субботу вечером мыться или стирать такой же грех, как если бы мы стали стирать и мыться в воскресение утром. Вот адвентисты-субботники те специально ходят мыться в баню в воскресение, чтобы осквернить этот день. Зачем же нам уподобляться им?

Вот и в воскресную Всенощную с 12 на 13 июня в нашем храме были только приезжие прихожане: 6 из Нижнего, 4 из Москвы, 2 из Иванова, и только одна единственная супружеская пара из Пестяков! После службы поднялся ветер, дождь с градом, буря, крест на храме прогнулся, а потом сорвало часть кровли с летнего алтаря и сдвинуло два листа над зимним алтарём. Это, конечно, знак от Господа по нашим грехам. Господь попустил это, чтобы мы задумались о своей жизни.

Господь попускает болезни малолетних детей, чтоб укоренялась и увеличивалась родительская и супружеская любовь. И наш храм, как больной ребёнок нуждается в любви прихожан. С какой любовью он был рождён, построен нашими предками! Был построен не как сельский, а как настоящий городской собор, монументальный, прекрасно расписанный (сохранились фрагменты), с удивительной акустикой! Был очень большой хор, регент, 3 священника, диакон, 3 псаломщика!

Прадедами храм был построен вручную, без всякой техники, за 8 лет с 1752 по 1760 год, а мы восстанавливаем его и никак не восстановим вот уже 20 лет! Стыд нам и срам! Слава Богу, Господь послал на помощь храму опытного специалиста Владимира Геннадиевича Максимова, дай ему, Господи, доброго здоровья. Помогает планировать и организовывать работы и сам работает: сварил очень красивые перила на хорах и у входа в летний храм. Отштукатурили летний алтарь, закончена стяжка пола в алтаре и на солее, заканчивается работа по стяжке полов в храме. Помог песком начальник ЖКХ Тюриков Е.И., помоги и ему, Господи! Заказали иконы для иконостаса, покупаем ещё один котёл для отопления зимнего храма, чтобы зимой было потеплее. Очень старые прогнившие рамы пропускают тепло, заказали 4 пластиковые рамы с тройным пакетом, а надо будет до зимы заменить ещё 7 рам.

Слава Богу, администрация с пониманием относится к нуждам православных христиан, дай, Господи, доброго здоровья Робустовой Любови Владимировне и Робустову Евгению Константиновичу, они помогают храму материалами: цементом, арматурной сеткой и другими. Кроме этого Робустовы выделили в мае на храм 20 000 руб., мы на эти деньги заказали большие иконы в Софрино для иконостаса: Спасителя, Успения Божией Матери, свт. Николая Чудотворца, свт. Петра Московского и Тайную Вечерю. Готов Престол и жертвенник для алтаря. Необходимо заказать Царские Врата и диаконские двери в алтарь. Дверь в храм берётся сделать сам Владимир Геннадиевич Максимов, надо только лист толстого железа раздобыть. Безотказно помогает храму Главный архитектор Барова И.А., подсчитывает стоимость различных работ, делает договорные документы на работы.

А как помогают школьники! Что бы мы делали без них? Соболев Валерий Константинович руководит старшими парнями, которые выравнивают пол перед заливкой, выносят землю, заносят песок, делают подсобные работы. Надежда Иосифовна Кучумова руководит средними классами и девочками, которые трудятся садовниками: делают клумбы, сажают цветы, постригают кустарники… Помогают даже православные из Нижнего Новгорода и из г. Семёнова, кто подаст 1 000 руб, кто 3 000, и даже 5000 руб.

Но главное – это молитва в храме. Ибо сказано: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его». Будем молиться, Господь не оставит нас, благословит и поможет. Как радостно видеть в воскресение на службе школьников, их учителей. Приходским активом читаем соборно и ежедневно Псалтирь. Начали читать Молитву по соглашению о храме, к чтению которой приглашаем всех православных.

Настоятель Свято-Успенского прихода
Протоиерей Игорь Иудин

Заповедь строительства Скинии и Храма — в еврейской Галахе повеление из поколения в поколение возводить Моиисееву скинию и новый Иерусалимский храм, — центров священнослужения еврейского народа и принесения жертвоприношения Единому Богу.

Содержание

  • 1 Источник заповеди
  • 2 Предназначение Скинии и Храма в Иудаизме
  • 3 Заповедь строительства Храма в наше время
  • 4 Примечания

Согласно Книге Исход, повеление о строительстве Скинии Моисей получил на горе Синай, ещё до получения скрижалей Завета. Это повеление приводится в Библии целиком, с большим количеством деталей и занимает около 7 глав (Исх. 25–31).

Скиния была построена в пустыне по образцу показанному Моше (Моисею) на горе Синай (Исх. 25). Первый Храм был построен в столице Израильского царства — Иерусалиме (более чем через четыреста лет после строительства Скинии) — царём и пророком Соломоном в соответствии с рекомендациями его отца — царя Давида, разработавшего план строительства Храма вместе с членами Синедриона (Сангедрина) также по Откровению свыше (1Пар. 28).

Не составляет труда понять назначение языческих храмов, ведь языческие божества имеют облик, и соответственно должны где-то обитать. Их естественно помещать в священные обители. Однако как объяснить, что Бог Израиля, который, по свидетельству Библии, не может иметь никакого облика, Тот, в ком заключен весь мир, выбирает для своего присутствия некое строение?

В иудаизме существует два основных мнения по вопросу о назначении Храма. С одной стороны, строительство Скинии, а позже и Храма, рассматривается как некое снисхождение к человеческой природе, в лучшем случае некое средство; с другой, напротив, Храм представляет собой вершину всех мыслимых совершенств. Оба эти подхода напрямую связаны с разногласием относительно датировки получения заповеди о постройке Скинии [1] .

  • Согласно первой версии [2] , заповедь о строительстве Скинии была дана в Йом Кипур, то есть в тот день, когда Всевышний простил евреям грехЗолотого тельца. До этого греха не было необходимости в Храме, так как Шехина (Слава Божия), обитала среди народа. [3]

Высказывания, ставящие под сомнение важность и осмысленность Храма, можно найти и в самом Танахе:

Так сказал Господь: Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих. Что за дом вы можете построить Мне? И что это за место, в котором Я упокоюсь?

«Храм, прообраз мироздания, назван „вратами небес“, ибо Божественный свет исходит из высшего мира в нижний и наполняет Храм, а из Храма распространяется по всей земле, и каждый элемент мира получает предназначенный ему свет из соответствующей детали Храма»

Таким образом, в иудаизме существует два образа понимания предназначения и смысла Храма, один расценивает его как ценность прикладную, второй — как безусловную.

Так или иначе, Творец, без всякого сомнения, выше любого здания — Он не нуждается в «жилой площади», не нуждается в жертвоприношениях, воскурениях, возлияниях и т. п. Всюду в тексте Писания, где сказано: «Моя жертва», «Мой хлеб», имеется в виду: «жертва, посвящённая Мне», «хлеб, посвящённый Мне». [6]

«Следует отметить, что в Торе сказано не „Я буду обитать В нём“, но „Я буду обитать среди них“, то есть среди людей. Это означает, что Слава Божия проявляется не столько через сам Храм, сколько через народ, построивший его. Не Храм является причиной раскрытия Славы Божией, а самоотверженное желание людей ощутить руку Всевышнего, управляющего миром везде и повсюду»

«Сказано: «Пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать среди [или: внутри] них» (Исх. 25:8) — в них, людях, а не в нём, в святилище. Все мы должны воздвигнуть Скинию в наших сердцах, дабы Бог обитал там.»

Тем самым, еврейские пророки [7] и законоучители неоднократно подчёркивали тот факт, что Храм нужен не Богу, а самим людям.

Согласно иудаизму, Храм будет восстановлен на прежнем месте, на Храмовой горе в Иерусалиме и станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества (Иез. 40–43).

По поводу процесса восстановления третьего Храма среди еврейских законоучителей нет единого мнения. Основных мнений два:

  • Крупнейший еврейский комментатор Торы и Талмуда Раши[8] считает, что Храм чудесным образом появится уже полностью отстроенным, останется лишь пристроить ворота и укрепления.
  • Великий еврейский философ Маймонид (Рамбам) [9] пишет, что Храм построит царь-Мессия (помазанник), после того как укрепит свой престол. Подобно тому, как это было во времена Давида и Соломона: после разгрома Давидом врагов Израиля его сын Соломон построил Храм. Тем самым, если будущий царь-помазанник действительно сможет это сделать, это будет неоспоримым свидетельством того, что он и есть Мессия, которого еврейский народ так долго ждал.

Многие сочетают оба этих подхода:

  • Саадия Гаон говорит, что вначале народ построит Храм, а потом на него опустится Шехина (Слава Божия), как это произошло во времена Моисея и во времена царя Соломона.
  • По мнению Махарша[10] , третий Храм соединит в себе все синагоги мира, которые чудесным образом соберутся в одном месте и составят третий Храм, который будет спущен с небес уже полностью отстроенным.

Вместе с тем, существует также мнение, что Храм будет построен людьми и, возможно, даже до прихода Мессии [11] . Это следует, например, из слов комментария Раши на книгу пророка Иезекиила [12] о том, что описание Храма нужно «для того, чтобы сумели его построить в нужный час» [13] . Во всяком случае, Раши, в своём комментарии на Танах и Талмуд, неоднократно пишет о том, что заповедь возведения Храма дана еврейскому народу на все времена. Маймонид в своих трудах также утверждает, что заповедь возведения Храма остаётся актуальной во всех поколениях.

По этой причине многие (в их числе, р. Шломо Горен, р. Шимон Баадани, р. Исраэль Ариэль и другие) считают, что никакая гипотетическая ситуация (которая, может быть, и возможна, однако не обязательна) не может, согласно их пониманию Раши и Маймонида, отрицать обязанность возведения Храма еврейским народом и, тем самым, отменить заповедь Торы. По их мнению, назначение царя было способно задержать лишь строительство первого Храма, который должен был обозначить «место, которое изберёт Господь». Однако, с тех пор, как это место стало известно, уже нет насущной необходимости в царе Израиля, как её не было и при строительстве второго Храма.

Однажды меня спросили люди: зачем так много храмов строится сейчас, наша эпоха – эпоха храмостроительства? И борются против храмов некоторые, восстают. Мы привыкли, что, скажем, на весь Саратов один храм. Или на всю Москву десять штук, например. А может быть, и хватит? Что так много-то?

Люди говорят: да мы знаем, зачем. Чувствуем, но не можем объяснить. Дайте нам слова! По сути, слова проповедника – это некое оружие. Вооружи нас, батюшка, раздай винтовки – скажи, что говорить. И мы скажем другим.

Я предлагаю вам, как вариант, одну мысль, которая может быть для вас как склад винтовок. Вас спрашивают: зачем так много строим? А мы можем отвечать так: люди будут строить всю жизнь. Человек такой, что ж он строит? Он строит свинарники, сараи, жилищные кооперативы, дороги, супермаркеты. Строить будем, 100%. Если мы не будем строить храмы – мы всё равно будем что-нибудь строить. И я вам скажу, что. Во-первых, тюрьмы. Потом мы будем строить интернаты для брошенных детей. Потом – диспансеры для психов различных и всяких наркоманов и зависимых. Ну, и ещё ряд вещей будем строить. Потому что храмов нет.

Когда начиналась безбожная свистопляска, была такая песенка про Красную Армию: «Мы разжигаем пожар мировой, церкви и тюрьмы сравняем с землёй». То есть в голове безбожных архитекторов нового человечества предполагалось, что церковь – это тюрьма души. Там ум, так сказать, закован в кандалы, там душа пленена догматами. А в тюрьме ты заключен телом. Разрушить нужно и то, и другое.

Так они и сделали. Но тюрьмы разрушить не успели, только храмы начали. Потом вдруг оказалось, что тюрем не хватает. И храмы, оставшиеся неразрушенными, превратили в тюрьмы. Следовательно – я делаю исторический вывод – там, где рушат храмы, нужно строить дополнительные тюрьмы. Поэтому, если мы не строим храмы, нам придется строить тюрьмы.

Вопрос на засыпку: где больше всего тюрем в мире? В Штатах. Больше всего осуждённых на тысячу населения – где? В Штатах, между прочим. Даже по цифрам их там больше, чем в Китае, хотя в Китае население больше в четыре или пять раз, чем в Штатах. Это обратная сторона демократии.

Не хочешь строить храмы – будешь строить тюрьмы. Кроме этого, будешь строить психические лечебницы, потому что люди будут с ума массово сходить. Чем занимали пустующие корпуса монашеских келий, которые отобрали коммунисты в советское время? В Почаеве, например, было отделение для буйнопомешанных. Такие же новые отделения нужно будет строить в каждом городе. От того, что люди не молятся, не каются, не примиряются друг с другом, не обнимаются в братском поцелуе, не прощают грехов один другому, не читают Евангелие, не слышат Его – они будут просто буйно помешаны. Я даже не удивлюсь, если в Екатеринбурге, в котором не дали построить храм, в конце концов построят какой-нибудь корпус для сумасшедших. Чтобы они наблюдали за екатеринбургской природой из-за своих зарешеченных окон. Потому что храма здесь нет, а помешанных стало больше.

Вот вам простой ответ на простые вопросы. Мы строим храмы для того, чтобы не строить диспансеры для больных, помешавшихся в рассудке. Чтобы не строить больницы для наркоманов и алкоголиков. Для того, чтобы не строить интернаты для брошенных детей. Потому что только безбожники, зачиная детей, бросают их. Только безбожники ложатся спать с женщиной и оставляют в ней семя без всякой тревоги о том, будет ребёнок или не будет ребёнка, будет аборт или нет.

Если будет храм – будет меньше брошенных детей. Меньше абортированных младенцев. И не нужно будет строить федеральными силами эти печальные здания. Не будет брошенных стариков, кстати. Не нужно будет строить гериатрические комплексы для никому не нужного папы, никому не нужной мамы, никому не нужной бабушки. Потому что храмовые люди либо возле себя построят что-нибудь сами, своими силами, без помощи государства, либо в семью примут или в семье оставят человека. И, как пса в его старые годы, на улицу не выбросят.

Поэтому не хочешь строить церкви – будешь строить тюрьмы, психушки, абортарии и дома престарелых. Вот, собственно, и простое оружие на простые выпады.

Автор фото, Getty

Восстановление Храма Христа Спасителя в Москве было одним из символов возрождения современной России, однако вскоре стало объектом для все более острой критики — за очевидные расхождения нового проекта собора с оригинальным замыслом архитектора Константина Тона

Почему одним кажется, что в современной России не хватает церквей, а другие протестуют против слишком назойливого, по их мнению, миссионерства Русской православной церкви?

Статистика и эксперты-религиоведы свидетельствуют, что ответ на этот вопрос связан не только — и даже не столько — с идеологическим противостоянием общественных групп с разными взглядами на религиозность.

В продолжающемся четвертую неделю конфликте вокруг парка «Торфянка» на северо-востоке Москвы, где в четверг прошел митинг противников строительства в парке храма, многие местные жители подчеркивали, что сами являются православными верующими и не хотят конфликтовать с РПЦ.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал стороны конфликта в «Торфянке» к примирению. Активисты по обе стороны «баррикад» его не услышали, но сам призыв можно трактовать как готовность патриарха согласиться с будущим решением суда, назначенного на 31 июля.

В итоге, как и в большинстве других подобных конфликтов, государству приходится решать в «Торфянке» проблемы, которое оно само же и создало — своими волюнтаристскими решениями и преференциями одной конфессии в ущерб другим.

Мифы о храмах

Число православных храмов в России уже приближается к 20 тысячам, а с учетом зарубежных приходов Русской православной церкви Московского патриархата давно перевалило за половину от количества храмов, насчитывавшихся до революции.

Эти цифры во многом противоречит сложившемуся стереотипу о том, что за время советской власти по Русской православной церкви был нанесен столь мощный удар, что ей не стоит и мечтать о восстановлении своего влияния на постсоветском пространстве.

По крайней мере в деле строительства и восстановления храмов РПЦ за последние 25 лет добилась ощутимого прогресса: к 1917 году в Российской империи было около 50 тысяч приходов, на закате Советского Союза в 1987 году насчитывалось всего 6500 действующих церквей, но уже в 2008 году патриарх Алексий II отчитался о том, что число приходов достигло 28 тысяч.

Строительство типовой церкви в московском Крылатском напротив ТЭЦ не вызывает протестов местных жителей, если не считать тех, кто раньше выгуливал на этом месте своих собак

Однако статистика не подтверждает и другую точку зрения, которую часто высказывают противники массового строительства православных храмов в Москве и в других регионах: о том, что в последнее время это строительство резко активизировалось и стало чаще вызывать недовольство местных жителей.

Цифры говорят о том, что в 90-е годы церквей в России строили больше, чем сейчас, а в Москве — несмотря на принятую пять лет назад «Программу 200 храмов» — темпы возведения культовых сооружений вовсе не меняются уже последние 20 лет.

И это несмотря на особый статус РПЦ в стране, где церковь по конституции отделена от государства.

Московская аномалия

Религиовед Николай Митрохин, ассоциированный научный сотрудник центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете, предлагает оценивать масштабы строительства церквей в России в процентах от уже действующих приходов — и по его данным, темпы строительства не превышают 2-3%.

Это приблизительно 250-300 храмов ежегодно.

«Темпы снижаются по сравнению с 90-ми и даже 2000-ми годами, но все-таки строительство осуществляется. То есть в Москве каждый год строится 10-12 храмов, эти темпы достаточно стабильны на протяжении последних 25 лет», — утверждает Николай Митрохин.

Тем не менее, ныне действующая московская «Программа 200 храмов» является по-своему уникальной не только для России, но и для стран бывшего Советского Союза.

РПЦ получает помощь от государства или городских властей по всей стране, но только в Москве принята совместная программа строительства храмов, по которой город взял на себя обязательства безвозмездно предоставить землю сразу для двухсот строительных площадок, а также бесплатно подвести к ним коммуникации.

Идея «храмов шаговой доступности» появилась еще при бывшем мэре Юрие Лужкове, официально программа начала действовать с 2011 года, а осенью 2012 года патриарх Кирилл освятил первую церковь, построенную в ее рамках — храм Иоанна Предтечи в Братееве.

Храм около метро «Войковская», против которого в 2013 году безуспешно протестовали местные жители, за минувшие два года обзавелся куполами, но на окончательную отделку здания денег пока не хватает

Церковные власти никогда не скрывали, что надеются построить в Москве значительно большее числа храмов, однако взять на себя обязательства на 600 церквей (как просил патриарх Кирилл) московские власти в тот момент не решились.

Николай Митрохин называет принятие «Программы 200 храмов» личной инициативой ее нынешнего куратора, депутата Госдумы Владимира Ресина, который в то время работал заместителем Лужкова и отвечал за строительство.

По мнению эксперта, эта программа стала для Ресина способом сохранения влияния (а возможно, и свободы) в ситуации конфликта прежнего президента России Дмитрия Медведева с Лужковым, в результате которого прежний мэр был отправлен в отставку и его место занял Сергей Собянин.

«Медведев сильно осерчал на Лужкова и его группировку в московской власти. Второй де-факто человек в Москве после Лужкова — Ресин. Там была ситуация, что их вполне могли отдать под суд, начались расследования и прочее. Ресин решил, что есть вариант избежать наказания и сохранить свое влияние на московскую строительную индустрию. Поэтому он договорился с патриархом Кириллом и супругой Медведева Светланой о том, что начинается такая масштабная программа по православному возрождению», — считает Митрохин.

Храмы строятся без государственного финансирования, исключительно на пожертвования, и программа, как признают представители РПЦ, может растянутья на долгие годы, если не десятилетия.

Несмотря на цифру «200» в названии программы, в реальности власти Москвы выделили пока около 150 участков для строительства и пообещали еще столько же, но на территории так называемой «Новой Москвы» — присоединенной к столице в 2012 году части Подмосковья.

И уже в двух десятках случаев строительство храмов на выделенных участках было отменено — из-за протеста местных жителей.

«Застройщик сильнее»

Местные жители зачастую настроены против любого нового строительства, будь то церковь или торговый центр, считает Александр Верховский, глава информационно-аналитического центра «Сова», занимающегося мониторингом конфликтных ситуаций между церковью и обществом.

В этом мнения правозащитника и куратора «Программы 200 храмов» Владимира Ресина совпадают — оба призывают не сводить конфликты вокруг строительства церквей к идеологическому противостоянию.

«Практика трех лет показала, что конфликты, которые возникают вокруг строительства храмов, можно поделить на две части. Первый случай — когда жители недовольны выбором участка под строительство храма: например, он расположен близко к домам, или находится на территории, где люди привыкли гулять и отдыхать», — признал Ресин в интервью «Коммерсанту» осенью 2014 года.

О втором типе протестов Ресин отзывается резко негативно — это «когда конфликт раздувается из ничего активистами, которые даже не являются жителями района».

Однако Александр Верховский отмечает, что разделение конфликтов на идеологические и неидеологические весьма условно: недовольные местные жители все чаще и охотнее находят (и принимают) поддержку со стороны общественных и политических активистов и тем самым вольно или невольно идеологизируют конфликт.

«В 2012 году — на фоне дела Pussy Riot и церковной позиции по протестному движению — у противников строительства появляются более идейно мотивированные союзники, и все это приобретает уже не вполне локальный характер. Хотя до сих пор нет никакого единого движения против строительства церквей – это лишь совокупность разрозненных локальных событий. Но многими участниками они осмысливаются как часть некоего большого конфликта, который они описывают как «клерикализацию», — объясняет Александр Верховский.

Автор фото, Getty

Участницы панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина сейчас намного более востребованы за границей, чем в России — недавно они выступили на крупнейшем музыкальном фестивале в английском Гластонбери

Руководитель центра «Сова» скептически относится к перспективам подобного протеста, отмечая, что «застройщик вообще сильнее, чем средний житель».

«В случае с церковью у нее есть некий дополнительный ресурс, которым она, разумеется, пользуется. Административный – и символический все-таки. Потому что есть много людей, которые готовы – даже если они не собираются в эту церковь ходить – выступить в той или иной форме в поддержку строительства храма. Потому что это им кажется важным из каких-то отвлеченных соображений. За торговый центр таких добровольцев не наберется», — отмечает Верховский.

С ним не согласен историк Николай Митрохин, считающий, что исход противоборства вокруг строительства храмов напрямую зависит от сплоченности и массовости протестующих.

«Есть критические, пороговые величины — если собирается 50-100 человек, то скорее всего это строительство будет заблокировано. Ресурса РПЦ не хватает, потому что у РПЦ на самом деле число «боевиков», скажем так, — православных активистов, добровольных или даже нанятых — составляет порядка 50 человек на всю Москву. И когда наступает, что называется, клинч — одна группа против другой — православные, как правило, оказываются в меньшинстве», — говорит Митрохин.

Он, впрочем, признает, что многое зависит и от местных властей, причем не городских, а на уровне префектур. Префект, считающий необходимым поддерживать РПЦ, может «продавить» любое строительство, в то время как занимающие нейтральную позицию чиновники будут склонны идти навстречу местным жителям, предполагает эксперт.

Торфянка и Малиновка

Ситуация в московском парке «Торфянка» может служить примером конфликта, который довольно сложно классифицировать и исход которого по-прежнему не ясен.

Многие активисты подчеркивают, что сами являются православными и считают неправильным считать их протест «идеологическим».

«Жители протестуют против строительства в парке. К нам приезжали разные депутаты, экологи, юристы, теперь к нам подключаются еще некоторые политические силы и, наконец, у нас такими большими силами решили провести большой митинг», — рассказал Русской службе Би-би-си один из противников строительства храма Артур Макаров.

Пока обе стороны противостояния — местные жители и так называемые «православные активисты», часть которых причисляет себя к движению «Сорок сороков» — продолжают круглосуточно дежурить у выделенного под строительство церкви участка.

По словам Макарова, он и другие недовольные местные жители успели быстро заблокировать стройку, так что на площадку даже не успели завести строительную технику.

Но протестующие подчеркивают, что конфликт далек от разрешения — префект округа лишь приостановил строительство, а суд о законности выделения участка перенесен на 31 июля.

В активе противников строительства есть и решение Бабушкинской межрайонная прокуратура, признавшей нарушения в процедуре согласования участка под храм с местными жителями в 2012 году.

«Самое главное для защиты парка — это привлечение внимания средств массовой информации, — признает Артур Макаров. — Мы хотим еще раз напомнить о себе, сказать, что такая проблема действительно существует, она никуда не делась. Потому что некоторые СМИ представляют конфликт исчерпанным. Это на самом деле не так».

В четверг на митинг противников строительство пришло около 500 человек, в паре десятков метров от них — в «лагере» защитников строительства — было около 100 человек, и еще пара десятков полицейских патрулировала «разделительную полосу», чтобы не допустить столкновений конфликтующих сторон.

Похожая история — только без круглосуточного дежурства активистов — параллельно развивается в Санкт-Петербурге, где посреди парка «Малиновка» на проспекте Косыгина власти разрешили строить огромный собор святых Жен-Мироносиц высотой 67 метров.

Впрочем там местным жителям, несогласным со строительством, удалось получить поддержку губернатора, и ожидается, что Законодательное собрание Петербурга вскоре отменит собственное решение о переводе участка в зону деловой застройки — и законных оснований строить в парке «Малиновка» снова не будет. Собор, как сообщает портал «Фонтанка», будут сооружать поблизости, в трех кварталах от парка.

Однако ситуацию в парке «Малиновка», где город встал на сторону местных жителей, можно назвать скорее нетипичной для Петербурга, власти которого постепенно расширяют сотрудничество с РПЦ.

Церковные власти считают необходимым строительство в городе не менее 100 храмов — не намного меньше, чем планируется в Москве.

О планах, подобных московской программе, в Петербурге пока не объявлялось, но за последнее время в пользование РПЦ было безвозмездно передано сразу пять земельных участков.

По мнению Николая Митрохина, протесты против строительства храмов в России отнюдь не единичны, но лишь некоторые привлекают внимание СМИ.

«Из Питера, например, раз в два-три месяца видны сообщения, что там протестуют, в Москве то же самое — против «Программы 200 храмов» постоянные выступления. В российской провинции тоже достаточно много их. В Орле, например, блокировали строительство кафедрального собора на месте парка в центре города. Это распространенное достаточно явление — другой вопрос, что федеральные медиа этого практически не замечают», — сетует историк Николай Митрохин.

«Это дурно выглядит»

Митрохин подчеркивает, что решения о строительстве новых зданий для религиозных организаций нигде не выдаются легко.

«В частности в той же Германии участки под строительство новых религиозных организаций выделяются вдоль железнодорожных путей или в промышленных зонах. Местное население как правило не любит ничего нового и ничего религиозного. Поэтому попытки провести на уровне округа референдум по вопросу «а давайте мы здесь откроем новый храм экзотичной новой религиозной конфессии» — практически всегда оканчиваются неудачей. А вот выкупить где-то в индустриальной зоне землю и построить там — это вполне реалистично», — объясняет Митрохин.

В России, по его словам, такой подход пока невозможен, так как власти предпочитают сами определять, где кому строить и строить ли вообще.

«Можно сказать, что в Татарстане такой диспропорции нет, а в Москве она совершенно очевидна, — подтверждает Александр Верховский из правозащитного центра «Сова». — И да, представители тех религиозных объединений, которые в зданиях нуждаются, но не могут их построить, чувствуют себя обиженными. Самый простой пример — это мусульмане, которым определенно недостаточно. В больших городах количество мусульман увеличивается, причем за счет людей, которые склонны чаще ходить в мечеть, чем традиционные городские жители. А мечеть не построишь. В Москве это совсем беда. Конечно, это дурно выглядит».

При этом Александр Верховский уверен, что московские власти были бы только рады строительству новых мечетей — но не могут преодалеть всё тот же протест местных жителей, на этот раз направленный против мусульман.

Николай Митрохин обращает внимание на то, что и у протестантов в Москве проблема с помещениями для богослужений стоит не менее остро, чем у мусульман.

«Например, у нас в Москве протестантов численно не меньше, чем православных. Тех, кто реально ходит в церкви. Но протестантам строиться не дают. То же самое с мусульманами — острейшая проблема. В Москве нужно не меньше сотни мечетей, а их реально пять», — отмечает эксперт.

По его словам, протестантские общины по всей России вообще очень многочисленны.

«Я уверен, когда в России все-таки наступит демократия, общественное мнение обнаружит, что в стране много крупных неправославных общин и у всех них тоже есть свои интересы. Если мы возьмем типичный российский город, то неизвестно ещё, кого больше — приходящих на богослужение по воскресеньям в православные или протестантские храмы. Скорее будет больше протестантов, чем православных. Это по всей России. Причем за Уралом это в гораздо большей степени, чем до Урала», — отмечает Митрохин.

Без запроса снизу

Хотя православная церковь в России почти наполовину восстановила число разрушенных в СССР приходов, эксперты уверены в том, что вернуться к прежнему уровню религиозности в обществе невозможно.

И это никак не связано с количеством храмов.

«Дело даже не в религиозности как таковой, которая, понятно, гораздо меньше, чем была в предреволюционной России, — уточняет Верховский. — А в том, что характеристики этой религиозности изменились. Грубо говоря, средний дореволюционный православный гораздо чаще ходил в церковь в принципе. Он от этого не лучше православный и не хуже. И это не только про Россию, это про весь современный мир: люди меньше ходят в церковь, а также в синагогу, в мечеть и прочие места. Они предпочитают проявлять свою религиозность иначе».

Николай Митрохин согласен с такой точкой зрения.

«В большинстве стран вопрос [о строительстве новых храмов] не стоит, потому что уровень религиозности падает и недостаточно верующих для того, чтобы обслуживать и существующие храмы, то есть наполнять, финансировать и поддерживать их существование. Кстати, в России та же проблема наблюдается на уровне провинции, потому что храмы, открытые в селах и деревнях в 90-е и начале 2000-х годов, сейчас проще закрыть, чем поддерживать их существование — из-за сокращения сельского населения. Такие примеры в России уже есть — когда закрывали православные церкви», — уверен Митрохин.

В России новой и дореволюционной принцип строительства новых храмов, на первый взгляд, один и тот же: государство оказывает помощь и обеспечивает преференциями, но в основном это делается на пожертвования.

Однако пропорции помощи и пожертвований тогда и сейчас существенно разнятся.

По мнению экспертов, в дореволюционной России был значительный запрос «снизу».

«А сейчас этот запрос снизу не то чтобы отсутствует, он, конечно, присутствует, но платежеспособный запрос снизу как-то не очень себя проявляет. И это тоже вряд ли скоро изменится», — полагает Александр Верховский.

В то же время помощь государства увеличилась в разы — если иметь в виду рыночную стоимость предоставляемых РПЦ бесплатно земельных участков. Без этой поддержки, уверены Верховский и Митрохин, никакая «Программа 200 храмов» в Москве была бы просто невозможна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *