В пещере горного короля картинки

В ПРОГРАММЕ:
Иоганн Себастьян Бах
Прелюдия соль мажор, BWV 541

Эдвард Григ
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт», соч. 46 № 1

Модест Мусоргский
«Лимож» из цикла «Картинки с выставки» (транскрипция Жана Гийю)

Антонио Солер
«Имперские фанфары»

Модест Мусоргский
Пять пьес из цикла «Картинки с выставки» (транскрипция Жана Гийю)

Эдвард Григ
«В пещере Горного короля» из сюиты «Пер Гюнт», соч. 46 № 4

Модест Мусоргский
«Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки» (транскрипция Жана Гийю)

Арам Хачатурян
«Танец с саблями» из балета «Гаянэ»

Николай Римский-Корсаков
«Три чуда», симфоническая картина из оперы «Сказка о царе Салтане»

25 ИЮНЯ | 19:00 | ОНЛАЙН-трансляция из Филармонии

В ПЕЩЕРЕ ГОРНОГО КОРОЛЯ

Онлайн-концерт будет доступен до 12:00 часов следующего дня

В программе:
Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь»
Ф.Шуберт. «Двойник»
Ф. Шуберт. Баллада «Тульский король»
Ф. Шуберт. «Гретхен за прялкой»
К. Лёве. «Герр Олуф»
Ф. Мендельсон. «Песня ведьм»
Ф. Мендельсон. «Новая любовь» («Neue Liebe»)
К. Шуман. «Лорелея»
Э. Григ. «Лебедь»
Э. Григ. «Песня Сольвейг» из муз. драмы «Пер Гюнт»
Э. Григ. «В пещере горного короля» из муз. драмы «Пер Гюнт»
Э. Григ. «Танец эльфов» из «Лирических пьес»
Э. Григ. «Шествие гномов» из «Лирических пьес»
Ф. Лист. Сонет Петрарки №12

Мистическая, таинственная, чаруюшая – такими характеристиками награждают музыку Франца Шуберта, Эдварда Грига и Феликса Мендельсона, которую они написали в жанре баллады. И прославили этот жанр! Ведь стоит только сказать баллада, как на язык просится «Лесной царь» Ф. Шуберта, написанный на стихи великого Гёте. Не менее известны его баллады «Гретхен за прялкой», «Тульский король». Они и откроют концерт, в программе которого собраны шедевры камерной музыки композиторов романтиков XIX века.

В сокровищницу балладной музыки попало и сочинение женщины-композитора – Клары Шуман «Лорелея», а также вокальные произведения Феликса Мендельсона «Новая любовь» и «Песня ведьм».

Своими корнями баллада уходит в средневековье, но свой расцвет она пережила в XIX веке, затем на долгий срок была забыта, однако в начале XXI века наметилось возрождение этого жанра. Пережив длительную эволюцию, баллада сложилась в эпико-драматический жанр со своими типическими признаками.

Прежде всего – это произведения сюжетные. Сюжеты баллад легендарны, иногда навеяны отдалёнными историческими событиями или старинными преданиями, преображёнными народной молвой. Развитие действия часто происходит на мрачно-фантастическом фоне, в необычных условиях. Например, в таких, которые рисует Эдвард Григ в музыкальной драме «Пер Гюнг». Самые известные фрагменты из этого произведения – «В пещере горного короля», «Шествие гномов» прозвучат в исполнении лауреата международных конкурсов Павла Шинкевича (фортепиано).

Читайте так же:  Саблинский водопад и пещеры

«В пещере горного короля» Григ (подготовительная группа)

Цель: познакомить с норвежским композитором, его произведением «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»,научить слушать произведение и слышать характер музыки.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Ребята, все вы знаете и любите сказки. В сказках добро часто встречается со злом, в них повествуется о фантастических персонажах, волшебных превращениях. Пьесу, которую вы сейчас услышите, написал её Эдвард Григ( Слайд 2 ). Григ- норвежский композитор. Норвегия- это северная страна с очень красивой природой( Слайд 3 ). Григ, сочиняя музыку, воспевал красоту природы Норвегии. Ему казалось, что природа рассказывает, о чем- то о своем. Своей музыкой Григ рассказывал разные истории и сказки. Маленький Григ слышал немало рассказов о том, как погибали шахтеры, и ему казалось, что кто-то очень злой живет в пещерах.

Когда Эдвард вырос и стал композитором, по своим детским впечатлениям он написал музыку, которую мы сейчас послушаем. Называется она «В пещере горного короля».

В скандинавских странах существуют сказки про злых духов — троллей. Это враждебные людям фантастические существа. Тролли строят в пещерах в горах целые дворцы( Слайд 4). В пьесе Э. Грига «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» рассказывается о таких волшебных существах, изображается картина подземного царства троллей( Слайды 5-8 ). Давайте с вами послушаем.

Слушание музыки

Музыкальный руководитель: Как звучит эта музыка?

Д е т и: Музыка страшная, таинственная, сказочная.

Музыкальный руководитель: Да. В начале пьесы музыка звучит тихо, издалека, низко, отрывисто, будто тролли крадутся. Постепенно звучность усиливается, одна и та же мелодия становится все громче, быстрее, будто тролли приближаются. В оркестре играют контрабасы( показ картинки ), фаготы( показ картинки ) — низко, зловеще. Потом к ним присоединяются

другие инструменты. Музыка похожа на марш, а в конце — на танец,

суровый, фантастичный, мрачный, таинственный, зловещий. В конце пьесы слышатся колдовские заклинания и угрожающие выкрики. Таинственная горная сказочная природа изображается в этой музыке. ( Повторно звучит запись.)

Читайте так же:  Заблудился в пещере

Цель: Учить детей различать изобразительность музыки, выразительные средства, создающие образ.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Посмотрите, пожалуйста, на портрет композитора. Скажите как его зовут? А теперь мы послушаем его произведение.

Слушание пьесы(Видеопросмотр)

Музыкальный руководитель: Как называется пьеса? О ком она? Какой характер музыки? Какой инструмент( оркестр) исполняет? Как звучит музыка в начале? Как потом?( ответы детей).
Музыкальный руководитель:

Пьеса«В пещере горного короля» начинается с основной темы, написанной для виолончели, фагота и контрабаса. Мелодия звучит в нижнем регистре, затем повышается и снова возвращается в прежнюю тональность. Тема начинается медленно, с каждым повторением все больше и больше ускоряется.

Гномы держали долгий путь до пещеры горного короля, они любовались природой. Вот гномы пришли и начали танцевать вокруг большого пламени (огня). Там были чёртики и много другой нечистой силы . Вот обряд закончился . Все приветствуют горного короля .

Цель: Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку, закрепить характер произведения, развивать логическую речь.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель показывает картинку гнома

Музыкальный руководитель: Ребята, кто это?( Ответ ). Правильно. Сегодня гном пришёл к нам в гости и принёс письмо.(сзади на картинке-кармашек, в нём-письмо и портрет композитора Грига. Музыкальный руководитель читает его):

«Здравствуйте, ребята. Я- весёлый гномик Бим. Недавно я слушал одну очень таинственную музыку. И вот беда : забыл как она называется. Поэтому очень загрустил. Прошу вас помогите мне: назовите композитора и пьесу, которую он написал, ответьте на мои вопросы и напишите мне об этом.»

( музыкальный руководитель показывает портрет Э.Грига. Дети называют композитора и пьесу, которую он написал).

Музыкальный руководитель: Сегодня мы ещё раз послушаем фрагмент из этой сюиты под названием « В пещере горного короля» Представьте как главный герой Пер Гюнт попадает в пещеру, где живет горный король и его поданные.

Слушание « В пещере горного короля»

Музыкальный руководитель(смотрит в кармашек): А ещё гномик хочет нам задать вопросы. Попробуем ответить на них(дети достают по одному вопросу, музыкальный руководитель читает их):

Какой характер музыки? Как она изменятся?

Какой инструмент ( оркестр) исполняет?

Расскажите о ваших впечатлениях(Дети отмечают характер произведения).

Читайте так же:  Выход из пещеры в кризисе

Музыкальный руководитель( подводит итог ): Музыка таинственная, сказочная, танцевальная, волшебная, фантастическая. В данном музыкальном произведении звучит симфонический оркестр.

В самом начале музыка тихая, достаточно медленная. Затем она постепенно меняется: усиливается звук и ускоряется темп. В конце музыка похожа на бешенную скачку.

Давайте с вами попробуем сочинить для гномика сказку как мы были с вами в пещере горного короля и что там видели? Кого встретили? А ещё я думаю: давайте ему отошлём свои рисунки о прослушанной музыки.

Я, думаю, гномик прочитает наше письмо и развеселиться.

(Пример сказки: Мы были в пещере горного короля. Эта пещера ни чем не хуже царского дворца. Все было красиво украшено. Создавалось впечатление, что все там покрыто золотом, алмазами, серебром. Все так блистало и сияло, что глаза как будто бы ослепли.Но вот мы проснулись и поняли что это сон. Это был очень красивый сон. как хочется опять попасть туда. )

Концерт будет сопровождаться фрагментами из мультфильмов, а музыковед Лариса Воронцовская расскажет интересные истории о композиторах и их сочинениях.

Программа:
Модест Мусоргский – сюита «Картинки с выставки»
«Ночь на лысой горе»
Эдвард Григ – музыка из сюиты «Пер Гюнт» и «Лирических пьес»

Рекомендуем в местах скопления людей соблюдать социальную дистанцию и пользоваться средствами индивидуальной защиты: масками, перчатками или антисептиками. Гелем для дезинфекции рук можно будет воспользоваться на входе. На мероприятии будет соблюдаться шахматная рассадка.

Возрастная категория: 6+

«>В рамках цикла «Музыка и детям, и взрослым» Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением главного дирижера Максима Алексеева исполнит сочинения Модеста Мусоргского и Эдварда Грига. Слушатели отправятся в сказочное музыкальное путешествие и побывают на выставке, вершине лысой горы и в пещере горного короля.

Концерт будет сопровождаться фрагментами из мультфильмов, а музыковед Лариса Воронцовская расскажет интересные истории о композиторах и их сочинениях.

Программа:
Модест Мусоргский – сюита «Картинки с выставки»
«Ночь на лысой горе»
Эдвард Григ – музыка из сюиты «Пер Гюнт» и «Лирических пьес»

Рекомендуем в местах скопления людей соблюдать социальную дистанцию и пользоваться средствами индивидуальной защиты: масками, перчатками или антисептиками. Гелем для дезинфекции рук можно будет воспользоваться на входе. На мероприятии будет соблюдаться шахматная рассадка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *