В пушкине открыли церковь

Архитектура исторического центра Санкт-Петербурга — сплошной классицизм, ампир и модерн. И неожиданно посреди этого выверенного талантливейшими зодчими ансамбля взгляд упирается в разноцветные купола, кирпичное узорочье, кокошники и пилястры, живо напоминающие Собор Василия Блаженного на Красной площади. Кто и почему позволил разрушать строгий и величественный образ имперской столицы подобными вольностями? Причина была трагической — на этом месте народоволец-террорист Игнатий Гриневицкий смертельно ранил Александра II Освободителя. Спас на Крови — мемориальный храм, поставленный на месте цареубийства.

Немного истории

В конкурсе на лучший проект собора принимали участие известные архитекторы страны. Основными требованиями нового императора Александра III были русский стиль здания и отдельный придел на месте, где пролилась августейшая кровь. Только с третьей попытки выбрали проект Альфреда Парланда, профессора Академии художеств. Заложили храм в 1883 г., построили быстро, а вот отделывали целых 10 лет и освятили в 1907 г.

После революции, как водится, собор закрыли, какое-то время использовали в качестве овощехранилища, в блокаду — морга, а после войны — как склад театральных декораций. Несколько раз его собирались разрушить, но в 1970 г. начали реставрацию. С 1997 г. обновленный храм открыли для посетителей, в 2004 г. возобновились богослужения.

Поговаривали, что когда со Спаса на Крови снимут строительные леса, то рухнет Советская власть. Их демонтировали перед самым августом 1991 г.

Что посмотреть

Однопрестольный трехапсидный храм возведен в виде традиционного четверика. Вокруг высокого 8-гранного шатра теснятся 4 главки, каждая с особой кровлей из разноцветной черепицы, меди, и смальты. Вплотную стоит колокольня высотой 81 м. Фасады богато и разнообразно украшены поясками, изразцами, наличниками, кокошниками, отделаны гранитом и мрамором. Над входами размещены мозаичные панно по эскизам В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. А. Парланда, В. В. Беляева и Н. А. Бруни на евангельские сюжеты.

Поразителен интерьер собора, украшенный уральскими самоцветами и разноцветным мрамором. Главная святыня — укрытый толстым стеклом участок мощеной булыжниками мостовой, где принял смерть Александр II. Над ней, на серо-фиолетовых колоннах из алтайской яшмы сооружена сень с крестом из горного хрусталя, изнутри усыпанная звездами из топазов.

Все стены, своды и столбы сплошь покрыты мозаикой общей площадью около 6000 кв. м. Смальтовые образа «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» на мраморном иконостасе по эскизам В. М. Васнецова производят неизгладимое впечатление, хотя и нарушают общепринятые каноны. Восстановление этих шедевров заняло больше времени, чем потребовалось на строительство.

В ходе работ была обнаружена застрявшая в перекрытиях купола неразорвавшаяся немецкая бомба.

Спас на Крови — это одновременно действующий храм Санкт-Петербургской епархии РПЦ и часть музейного комплекса Исаакиевского собора.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2. Веб-сайт.

Как добраться: на метро до ст. «Невский проспект», затем пешком по наб. канала Грибоедова.

Время работы: с 10:30 до 18:00, выходной день — среда. Богослужения проводятся по воскресным и праздничным дням, начиная с 7:00; всенощная литургия по субботам с 18:00. Цена билета для взрослых — 250 RUB, учащихся, студентов, пенсионеров — 50 RUB. Цена билета на тематические и вечерние экскурсии — 400 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Це?рковь Рождества? Пресвято?й Богоро?дицы — домовый православный храм в Пушкине, расположен на Набережной улице. Ранее являлся церковью при Царскосельской Николаевской гимназии.

Православный храм
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
59°42?55? с. ш. 30°24?44? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Пушкин (Санкт-Петербург), Набережная улица , 12/66
Конфессия Православие
Епархия Санкт-Петербургская
Благочиние Царскосельское
Тип здания Церковь
Архитектурный стиль эклектика
Автор проекта И. А. Монигетти, А. Ф. Видов
Строительство 1870—1872 годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781721203350006 (ЕГРОКН ). Объект № 7810465000 (БД Викигида)
Состояние Восстанавливается
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектура, убранство и устройство церкви
  • 3 Чтимые святыни, реликвии
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Литература

Здание Николаевской гимназии было построено по проекту И. А. Монигетти архитектором А. Ф. Видовым. Проект предполагал устройство храма, но в день открытия гимназии 8 (20) сентября 1870 года церковь не была ещё освящена, так как не имела утвари, облачений и внутреннего убранства, кроме иконостаса.

В этот день в храме был совершён епископом Ревельским Павлом (Лебедевым) только молебен в присутствии императора Александра II.

Для того, чтобы устройство церкви шло быстрее, педагогический совет гимназии выделил из специальных средств 4 (16) ноября 1870 года 300 рублей, а директор И. И. Пискарёв лично от себя 240 рублей. Тогда же из представителей от гимназии и городского общества был образован особый совещательно-распорядительный комитет. В результате деятельности комитета к 1872 году были собраны денежные и вещественные пожертвования на сумму более 15 тысяч рублей.

2 (14) января 1872 года состоялось торжественное перенесение из часовни городского госпиталя в гимназическую церковь престола, который потом был реставрирован и приготовлен к освящению.

29 октября (10 ноября) 1872 года церковь была освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы митрополитом Исидором (Никольским) в сослужении епископа Палладия (Раева). Освящение церкви состоялось во имя Рождества Богородицы, а не во имя святителя Николая Чудотворца, как первоначально предполагалось, потому, что день открытия гимназии совпал с этим церковным праздником и с днем рождения в цесаревича Николая Александровича.

Со дня освящения до 1878 года церковь была приписана к Екатерининскому собору. С 1878 года при храме был учреждён самостоятельный причт. Первым настоятелем 6 (18) марта 1878 года был определён священник А. В. Рождественский, будущий отец поэта В. А. Рождественского.

Богослужение в церкви совершалось во все воскресные и праздничные дни года, за исключением летних каникул, в родительские субботы и ежедневно в Великий пост на 1-й, 4-й и Страстной седмицах для постящихся. Особенностью службы было постоянное поминовение почивших императоров, начиная с Николая I, императриц, начиная с Марии Александровны, и цесаревича Николая Александровича на литургиях, а в особые дни памяти и на панихидах. Пение, чтение и служебные обязанности в алтаре всегда исполнялись воспитанниками гимназии.

Гимназический хор певчих первоначально, кроме воспитанников, состоял из нескольких любителей церковного пеня, как служащих в гимназии, так и посторонних лиц, а затем только из учащихся.

4 (17) декабря 1909 года в гимназической церкви было совершено отпевание бывшего директора гимназии И. Ф. Анненского.

Церковь была закрыта в апреле 1922 года. Одна часть церковного имущества была отправлена в Троцк Отделу местного хозяйства Троцкого уездного исполкома, а другая, включая иконостас храма, — сданы администрации школы.

С 1988 года на протяжении нескольких лет в помещении гимназической церкви размещался кукольный театр «Деревянная лошадь», затем склад. В настоящее время в здании гимназии располагается межшкольный центр информатики «Интеллект».

19 октября 2006 года на совместном заседании администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга и представителей прихода Вознесенского (Софийского) собора было принято решение о возвращении храма. 6 ноября 2006 года было подписано соглашение о сотрудничестве между МЦИК «Интеллект» и приходом Софийского (Вознесенского) собора.

В январе 2007 года на куполе церкви был установлен крест, а 25 января 2007 года храм был возвращён Церкви и освящён малым чином. 27 января была состоялась первая литургия. На неё пригласили детей из интерната № 67 и «Детской деревни-SOS-Пушкин», которые прислуживали в алтаре во время литургии. В церковном хоре пели студенты из разных вузов Санкт-Петербурга (СПбГАУ, СПбГЭТУ (ЛЭТИ), СПбГУ, СПбГУКиТ) [1] .

Богослужения в храме осуществляются в воскресные и праздничные дни. Со стороны руководства арендаторов здания постоянно вводятся ограничения доступа в храм.

От большинства домовых храмов церковь Рождества Пресвятой Богородицы отличается своим устройством. Она является не залом, обращённым в церковь, а устроенным внутри здания храмом в форме креста, в строго выдержанном греческом стиле, с одним большим куполом.

Находится церковь в центре здания, на втором этаже. Все три части (алтарь, храм и притвор) нишеобразной формы и отделены друг от друга арками. Алтарь помещается в четырёхугольнике здания, выдающемся на угол Малой и Набережной улиц, имел на восточной стене снаружи выбитый в стене крест, под ним окно, первоначально заложенное из алтаря стеной. Под окном, на мраморной доске, находилась надпись: «Во славу Божию, вечной памяти в Бозе почивших Государя Императора Николая I И Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича посвящен дом сей гражданами города Царского Села образованию юношества».

Длина церкви без алтаря составляет 15 метров, а с ним — 19 метров; ширина в средней части под куполом 10,5 метров; в алтаре и притворе — 6,5 метров. Солея с клиросами и алтарь находятся на возвышении в 2 ступени (40 сантиметров). В храме и куполе 13 узких стрельчатых окон высотой в 3 метра и шириной около 60 сантиметров.

Читайте так же:  Ярославль церковь в коровниках

Потолок и стены всей церкви были окрашены клеевой краской и орнаментированы по рисункам А. Ф. Видова. Изображения на стенах отсутствовали, кроме голубя над престолом на потолке и четырех надписей в храме под куполом, составленных из евангельских изречений четырех евангелистов:

  • «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небеснаго» (Мф. 18,10);
  • «Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10, 14-15);
  • «В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче. Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Лк. 10, 21);
  • «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35).

Резной иконостас был изготовлен Александровым из американского орехового дерева «по золоченому фону». Он был сделан по рисунку И. А. Монигетти, снятому с одной из древних церквей на южном берегу Крыма. Высота иконостаса составляла 4 метра. В нижней части было трое врат (Царские и диаконские) и иконы Спасителя и Богородицы, а в верхней — иконы малого размера Тайной вечери и мучениц Софии, Веры, Надежды и Любви. Венчал иконостас деревянный резной крест.

Иконы храма были написаны писаны художниками К. А. Горбуновым, Васильевым и Травиным на полотне по золотому фону. Помещались они в резных ореховых киотах и рамах работы Александрова по рисунку А. Ф. Видова.

Освещался храм двумя паникадилами: большим, под куполом, на 72 свечи; и малым, в притворе, на 36 свечей — а также лампадами и канделябрами. Все светильники были выполнены в византийском стиле, работы Блюма по рисункам А. Ф. Видова.

Отапливался храм двумя голландскими печами. Пол в церкви был деревянным, паркетным. Ризница помещалась под алтарем в отдельной комнате. Главный вход в церковь осуществлялся через большие филенчатые, вверху стеклянные, двери из коридора, выходящего на главный подъезд; другой вход вёл из нижнего этажа через ризницу по чугунной витой лестнице прямо в алтарь.

На чердаке в слуховом окне были помещены 5 колоколов. Вес всех колоколов составлял 365 килограмм. Они были пожертвованы в 1872 году.

Главной достопримечательностью церкви до её закрытия был престол. Он первоначально принадлежал походной церкви императрицы Екатерины I. После устройства в 1716 году первой постоянной деревянной Успенской церкви, походная церковь поставлена была в её приделе, а затем, в 1724 году перенесена в другую вновь построенную Благовещенскую церковь. Последняя в 1728 году сгорела от молнии до основания, а походная была перенесена в Царскосельскую богадельню и помещена в часовню городского госпиталя. В 1872 году, по ходатайству главного доктора Царскосельского госпиталя Ф. Ф. Жуковского-Волынского, престол был перенесён в гимназический храм.

Престол состоял из двух частей — верхней и нижней. Верхнюю его часть составлял квадратный ящик 1 метр шириной и 35 сантиметров высотой; верхняя доска этого ящика была дубовая, остальные — сосновые. Нижнюю часть составляли выполненные из липового дерева вызолоченные символические изображения евангелистов с разогнутыми книгами Евангелия, поддерживающие с четырех углов ящик престола: впереди — справа орел, слева ангел, с обратной стороны — слева лев и справа телец. Символы укреплены на деревянном постаменте в виде ящика высотой 13 сантиметров. Высота всего престола 75 сантиметров. Верхняя часть престола облачалось одеждами, а нижняя оставалась открытой.

Из икон обращали на себя внимание две большие священно-исторические картины: «Спаситель, благословляющий детей» и «Вход Господень в Иерусалим», помещённые за клиросами одна напротив другой. Это дар Александра III. Они были написаны в 1872 году в Академии художеств художником Бодаревским.

Екатери?нинский собо?р в Пушкине — воссозданный (2007—2010) после разрушения православный храм на Соборной площади в центре города.

Православный собор
Екатерининский собор
Собор святой великомученицы Екатерины

Воссозданный Екатерининский собор
59°43?13? с. ш. 30°24?26? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Пушкин (Санкт-Петербург), Соборная площадь
Конфессия Православие
Епархия Санкт-Петербургская
Благочиние Царскосельское
Архитектурный стиль псевдорусский
Архитектор К. А. Тон
Первое упоминание 1831 год
Дата основания 1840
Строительство 1835 — 1840 годы; восстановление: 2006—2010
Приделы Главный — святой великомученицы Екатерины; северный — священномученика Иоанна Царскосельского; южный — святых царственных страстотерпцев.
Статус Выявленный объект культурного наследия народов РФ (нормативный акт). Объект № 7831574002 (БД Викигида)
Состояние Действующий
Сайт soborekaterina.ru
Медиафайлы на Викискладе

Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Царскосельского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Никита Геннадьевич Зверев.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 1835—1917
    • 1.2 1917—1939
    • 1.3 Восстановление и освящение (2010 год)
  • 2 Архитектура, убранство и устройство собора
    • 2.1 Первое здание
    • 2.2 Восстановленное здание
  • 3 Чтимые святыни
    • 3.1 Оригинальный храм
    • 3.2 Современный храм
  • 4 Приход
    • 4.1 Приписные храмы
    • 4.2 Настоятели собора
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

1835—1917 Править

Царскосельский городской собор святой великомученицы Екатерины был заложен в 1835 году по указанию Николая I. Строительство велось по плану и под наблюдением архитектора К. А. Тона. Средства на постройку выделял Кабинет его величества.

Освящение собора произошло 24 ноября (6 декабря) 1840 года духовником императора протопресвитером Николаем Музовским в присутствии самого Николая I и цесаревича Александра Николаевича. Собор изначально состоял в епархиальном ведомстве, и в него в том же году был переведен причт Знаменской церкви со всеми окладами содержания.

Причт, переведенный в 1841 году к собору от Знаменской церкви, состоял из протоиерея, ключаря, двух священников, диакона, двух дьячков и пономарей. В 1875 году вакансия одного пономаря была упразднена.

Весь 1842 год шли благоустроительные работы на площади храма под руководством садового мастера Федора Федоровича Лямина. Было устроено 12 дорожек, сходившихся к собору. На площади также высажено 200 сизостволых тополей, привезенных из Голландии.

Собор пострадал от пожара в деревянном Гостином дворе, произошедшем в 1862 году. Наиболее существенно была повреждена позолота глав. В 1865 году, ввиду проступившей ржавчины, главы собора были закрашены кронгельмом, а в 1869 году — жёлтой краской, с оставлением нижних четырёх рядов, сохранивших позолоту.

15 (27) июня 1874 года причт Екатерининского собора обратился к управляющему города с прошением перелить треснувший колокол и устроить особую для него нишу в арке над западным фасадом. 11 (23) октября колокол сняли и в 1875 году перелили с увеличением веса. В мае того же года священники собора обратились к управляющему города с просьбой устроить для колокола временную деревянную колокольню. В 1876 году по проекту архитектора А. Ф. Видова в юго-западной части Соборной площади, недалеко от главного входа собора сооружена временная деревянная колокольня. В 1889 году великопостный колокол был поднят на прежнее место без всякого изменения фасада. В 1910 году причт Екатерининского собора обратился к городским властям с просьбой о пристройке «колонной колокольни, соответствующей красоте храма, сооружение которой послужило бы ознаменованию памяти 200-летнего юбилея основания Царского Села». Однако колокольня не была построена.

В апреле 1890 года к 50-летнему юбилею начат самый большой ремонт собора, закончившийся в ноябре.

При соборе в двухэтажном каменном доме на Колпинской улице располагалась Екатерининская церковно-приходская школа. В школе в начале XX века бесплатно обучалось около 180 учеников.

К храму была приписана часовня святого благоверного князя Александра Невского в находящемся рядом Гостином дворе (построена в 1862—1864 годах).

1917—1939 Править

В 1917 году количество прихожан в соборе резко сократилось: «Настоятель Екатерининского собора в Царском Селе протоиерей Н. Смирнов отмечает, что в его храме в одну праздничную всенощную был всего один богомолец» [1] .

С ноября 1916 года до своей кончины 31 октября (13 ноября) 1917 год в соборе вторым священником служил протоиерей Иоанн Кочуров. В конце октября 1917 года Царское Село стало местом вооружённого конфликта большевистских вооружённых формирований и казачьих войск под командованием генерала Петра Краснова, сохранявших верность Временному правительству [2] . 30 октября (12 ноября) 1917 год, во время артиллерийского обстрела Царского Села большевиками, отец Иоанн с другими клириками собора участвовал в крестном ходе с особыми молитвами о «прекращении междоусобныя брани». 31 октября (13 ноября) 1917 год отряды большевиков вступили в Царское Село и священники, возглавлявшие крестный ход, были арестованы; отца Иоанна отволокли на царскосельский аэродром и там зверски убили [3] на глазах сына-гимназиста. По просьбе прихожан, 4 (17) ноября отец Иоанн был погребён в усыпальнице собора. 24 ноября (7 декабря), в престольный праздник собора, митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) совершил в соборе литургию и подарил приходу икону Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» [4] .

Читайте так же:  Церковь при нацизме

В 1920—1930-х годах власти часто устраивали «атеистические шествия» вокруг собора, с красными флагами и песнями, особенно в дни церковных праздников, на Пасху, когда вокруг собора шел пасхальный крестный ход. Шествия организовывал комсомол, революционными песнями комсомольцы старались перекричать церковное пение и звон колоколов [5] . Первые «наказы» о закрытии храма были зарегистрированы в 1934 году. Требования появлялись до 1937 года.

10 июля 1937 года архитектурно-планировочный отдел Ленсовета предписал Детскосельскому райисполкому произвести позолоту глав собора, но в августе предписание было отменено.

12 марта 1938 года настоятель собора протоиерей Феодор Забелин был освобождён от этой должности, а 27 апреля двадцатка собора возбудила ходатайство перед Ленинградским митрополитом Алексием (Симанским) о направлении в Екатерининский собор нового священника, но получила устный ответ: «Священников нет, прислать некого, и придётся сдать собор». 11 мая двадцатка инициировала процедуру сдачи имущества собора. 1 июня президиум Пушкинского райсовета возбудил перед президиумом Ленсовета ходатайство о закрытии собора и сносе «как не представляющего собой культурной ценности». Ходатайство было удовлетворено. По постановлению президиума Леноблисполкома от 11 июля 1938 года Екатерининский собор был закрыт. Организованная 24 октября специальная комиссия после обследования здания предложила использовать здание под театр и кино, а подвальное помещение — как газоубежище.

В мае 1939 года собор был обнесён глухим дощатым забором. Рабочие сняли кровлю, церковная мебель, иконостасы и картины были вывезены. Иконы кололи топорами и сваливали в кучу, а затем сжигали в подвале, в храмовых печах.

10 июня 1939 года в 5 часов 30 минут утра собор святой Екатерины был взорван. Взрывными работами руководил горный инженер Нильсен [6] .

Практически сразу появились проекты обустройства бывшей площади: предлагалось установить памятник Александру Пушкину, бассейн с фонтанами и окантовкой цветами, детские игровые площадки; создание большого зелёного массива, парково-архитектурного ансамбля, посвящённого творчеству Пушкина, «его стихам, сказкам, поэмам, трагедиям и повестям»; превратить площадь в «пантеон великих людей дореволюционной эпохи». Но планы осуществить не удалось.

В 1947 году в Берлине искусствовед Анатолий Кучумов, входивший в комиссию по ликвидации собора, в пакгаузе восточной гавани на Шпрее обнаружил икону из собора «Тайная вечеря» работы Фёдора Бруни.

К 1950 году гора остатков Екатерининского собора постепенно осела и превратилась в обычный городской сквер. 22 апреля 1960 года, на гребне новых антицерковных гонений в СССР, вошедших в историю под названием «хрущёвских», на месте собора был открыт памятник Ленину.

Восстановление и освящение (2010 год) Править

В связи с канонизацией Архиерейским собором Русской православной церкви 4 декабря 1994 года протоиерея Иоанна Кочурова, 5 февраля 1995 года на бывшей Соборной площади, рядом с местом, где находился до своего разрушения Екатерининский собор, был воздвигнут семиметровый восьмиконечный деревянный крест. За установку креста по представлению районного прокурора в отношении протоиерея Геннадия Зверева было возбуждено дело об административном правонарушении, его оштрафовали на 388 тысяч рублей, обязав демонтировать крест [7] . В свою очередь, верующие Пушкина заявляли, что готовы взять на себя все расходы по демонтажу памятника Ленину. В апреле того же года комиссия мэрии Санкт-Петербурга приняла решение о демонтаже памятника Ленину в Пушкине (а также у Варшавского вокзала).

В 2000 году главный архитектор музея «Царское Село» Кедринский выполнил эскизный проект реконструкции главной площади, предполагавший восстановление в два этапа Екатерининского собора.

В 2001 году фундамент собора был отнесен КГИОПом к выявленным объектам культурного наследия народов России [8] .

3 ноября 2003 года на Соборной площади был установлен и освящён новый деревянный крест, изготовленный на Соловецких островах монахом Георгием. Он был подарен Царскосельскому благочинию благотворительным фондом «Возрождение памятников архитектуры русского Севера».

В ночь с 5 на 6 апреля 2004 года памятник Ленину был сброшен с пьедестала неизвестными лицами (с помощью мощной автомобильной лебёдки, прикреплённой к дереву). В результате падения памятник разбился [9] .

3 июня 2006 года экспедицией Института истории материальной культуры РАН были начаты масштабные археологические раскопки фундамента. 4 августа КГИОП заявил о возможном восстановлении храма, отметив необходимость проведения консервации обнаруженного фундамента и продолжения научно-изыскательских работ в архивах. 25 августа были завершены археологические раскопки фундамента собора, в процессе которых обнаружены также элементы инженерных коммуникаций, остатки архитектурных деталей и церковной утвари. 1 ноября фундамент собора был законсервирован.

20 июля 2006 года был учреждён Благотворительный фонд «Воссоздание собора святой Екатерины в Царском Селе» (зарегистрирован 26 октября). 10 ноября фонд утвердил благотворительную программу воссоздания собора. Закладка храма произошла 7 декабря 2006 года. Перед будущим алтарём храма установлен памятный знак в виде камня, на котором выгравирована надпись о происшедшем событии: «На сем месте будет построен храм-памятник как дань глубокого почтения самоотверженному и величественному подвигу жителей Царского Села, в память о трагических днях 1917 года. (7 декабря 2006 года)».

13 февраля 2007 года Правительство Санкт-Петербурга подписало распоряжение о мерах по выполнению работ по сохранению собора святой Екатерины в Царском Селе. 15 февраля научный совет по сохранению культурного наследия Правительства принял концепцию воссоздания собора по проекту архитектора Михалычева.

Фундамент собора был расконсервирован 7 апреля 2007 года, затем началась подготовка и оборудование строительной площадки. 16 октября закончилась заливка фундамента собора.

26 ноября 2008 года председатель Правительства России Владимир Путин подписал распоряжение о создании организационного комитета по подготовке празднования 300-летия основания Царского Села [10] , важнейшим элементом которой станет воссоздание собора.

4 августа 2009 года на здание храма была поднята центральная глава, а на следующий день — четыре малые.

7 декабря 2009 года в строящемся соборе была отслужена первая литургия, а также освящён новый звон из семи колоколов, являющийся копией утраченного. Колокола были водружены на звонницу 11 февраля 2010 года.

1 июня 2010 год на фасаде установлена мозаичная икона Святой Великомученицы Екатерины, выполнена творческой мастерской Екатерины Огородниковой по эскизу Михалычева.

27 июня 2010 года (в дни проведения торжеств, посвящённых 300-летию со дня основания Царского Села), патриарх Кирилл в сослужении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, епископов Солнечногорского Сергия (Чашина), Петергофского Маркелла (Ветрова), Выборгского Назария (Лавриненко) и духовенства Санкт-Петербургских храмов совершил чин великого освящения храма [11] .

К 19 января 2014 года завершено золочение всех куполов.

Первое здание Править

Первоначально в храме был один престол — святой Екатерины; в 1851—1852 годах были устроены правый придел во имя святого Александра Невского (освящён 18 [30] ноября 1851 года) и левый — Константина и Елены (освящён 21 мая (1 июня) 1852 года).

Антиминсы главного алтаря и левого придела были освящены епископом Гермогеном 30 июня 1848 года, антиминс правого придела освящен 1 (13) октября 1850 года митрополитом Никанором (Клементьевским).

Собор был одноэтажный, с подвалом. В подвале помещались: ризница, свечная кладовая, дрова и склеп для временного помещения умерших. В подвале же были погребены строитель храма, управляющий Царским Селом генерал от артиллерии Я. В. Захаржевский, и священномученик Иоанн Царскосельский.

Алтарь полукруглый. Длина собора — 38 метров, ширина — 30 метров. Собор был каменным, цоколь из путиловского камня; с трех сторон — три крыльца из путиловской же плиты. Стены собора снаружи были отштукатурены и выбелены. На всех сторонах — арки с барельефами святых и лепными изображениями ангелов. Кровля была окрашена медянкою, четырёхскатная. Из фонарей четыре заделаны в своем основании от сырости и для сохранения тепла; средний фонарь — открытый. Пять глав собора были поставлены прямо на шее фонарей. Кресты железные, вызолоченные через огонь, восьмиконечные, укрепленные в железных яблоках. Окна помещены на 10,5 метров от пола; в алтарях по два окна, а в церкви — по три на каждой стороне и одно — на хорах; в фонарях — по четыре окна; в подвале — малые окна с железными решетками. Кроме трех дверей в церковь были входы в алтарь и в подвал.

Читайте так же:  Если в церкви пролилась кровь

Над притвором были устроены хоры; притвор отделяелся от храма стеклянными дверьми. Столбы, державшие купол, обставлены образными киотами. Пол храма — из серой плиты. Своды алтаря были скреплены железными связями, которые в 1846 году разорвались и сняты по требованию епархиального начальства и городского архитектора.

На престол главного алтаря был устроен в 1863 году серебряный «киворион» с зеркальными стеклами. На верхней, серебряной, доске изображен святой антиминс, а по сторонам его — два чеканных серебряных образа. Жертвенник был подобным престолу. Иконостас резной, золоченый, в 5 ярусов. На образах Царских дверей были сребропозлащенные ризы. Солея возвышена на 5 ступеней. В западном углу собора — надгробная плита, обозначающая место погребения Я. В. Захаржевского; рядом — образ святого апостола Иакова, пожертвованный Захаржевскому дворцовыми крестьянами.

В 1883 году собор внутри был выкрашен масляною краскою из английских белил с кобальтом, образа были поновлены, оконные рамы исправлены, и переделаны 7 железных печей собора. Все это было сделано благодаря активности церковного старосты, почетного гражданина Парамона Парфентьева.

В 1894 году была произведена архитектором С. А. Данини реставрация. Возобновлена позолота куполов, сильно пострадавшая от пожара 1862 года, уничтожившего старый деревянный Гостиный двор; внутри собор был выкрашен и расписан темными цветами.

Из колоколов был самый большой «воскресный» (треснувший и перелитый в 1875 году) в 4,7 тонны. На нём находился образ святой Екатерины и надпись: «Вечер и заутра и полудне возвещу и услышат глас мой»; на нижнем круговом поясе было написано: «Колокол сей перелит в 1870 году для Царскосельского Екатерининского собора, с добавлением в 161 пуду 20 ф. нового металла весом 124 п. 2 ср. усердием прихожанина Парамона Парфентьева, при настоятеле, протоиерее Андрее Ветвеницком и при церковном старосте Александре Кривцове».

В храме находились иконы, написанные знаменитыми художниками, пожертвованные в собор Николаем I, из при устройстве двух приделов. Из них профессору Ф. А. Бруни принадлежали иконы святой великомученицы Екатерины, царицы Александры и Тайной Вечери (прибыли из Рима в августе 1841 года); А. Е. Егорову — запрестольный образ Воскресения Христова и Архангелов Гавриила и Михаила на боковых дверях; К. П. Брюллову — евангелисты в куполе, местные образа, образ Аарона и трех святителей. Примечательны также были копии картин: «Распятие» Ван Дейка и «Слава Богородицы» Поля Веронезе [12] (поступили в 1850 году из Гатчинской дворцовой церкви).

Восстановленное здание Править

Современный храм был построен в соответствии с проектом К. А. Тона с учётом им же внесённых корректив. Купола позолочены.

В соборе три престола: главный — святой великомученицы Екатерины, правый — святых царственных страстотерпцев и левый — священномученика Иоанна Царскосельского.

Интерьер храма находится ещё в стадии реконструкции. Стены выбелены, орнамент отсутствует. Обрамление дверных порталов оформлено под розовый мрамор.

Иконостас восстановлен по образцу дореволюционного, белый, с позолоченными архитектурными деталями. Отличием является иконопись — образа иконостаса написаны в древнерусском стиле на золотом фоне.

Вокруг западных столбов установлены киоты-поставцы. На солее устроены раки: у северо-восточного столба — с мощами священномученика Иоанна Царскосельского; у юго-восточного — с частицей мощей святой великомученицы Екатерины.

В подвальном помещении храма 24 июня 2014 года был открыт музей Царскосельского благочиния (истории храмов Царского Села, Павловска и окрестностей). На экспозиции представлены материалы, обнаруженные во время раскопок, портреты священнослужителей, макеты храмов, экспонаты, переданные из музея «Царское Село».

Оригинальный храм Править

До закрытия в соборе были следующие особо чтимые святыни:

  • Ковчег, пожертвованный грузинским князем Ираклием в память его двоюродной сестры, грузинской царевны Елены Фарнабазовны, скончавшейся в Царском Селе 7 (19) июля1867 года. В него был помещён большой перст святого великомученика Георгия, часть Древа Господня, Ризы Пресвятой Богородицы и мощи разных святых;
  • Икона святого великомученика Пантелеймона, с нагрудной частицей его мощей, пожертвованный 20 августа (1 сентября) 1871 года вдовой придворного лакея Агафьей Константиновой. На серебряной оправе частицы — греческие и грузинские надписи, а также сургучная печать патриарха Анфима. Образ помещался у левой колонны, перед ним с 1872 года, по четвергам, после литургии, читали акафист святому Пантелеймону; а 27 июля обносили икону вокруг собора [13] . Икона была изъята в марте 1938 года, затем вывезена немцами в Прибалтику. После Великой Отечественной войны возвращен в Ленинград, и митрополит Григорий передал его в Гатчинский собор;
  • Крест с мощами, в память умершего сына Сергия, с малолетства страдавшего от падучей болезни, пожертвовала госпожа Волкова;
  • Крест с мощами святого Феодора Тирона и великомученицы Варвары;
  • Икона с частицей мощей святого Авраамия;
  • Икона Владимирской Божией Матери в сребро-позлащенной ризе, устроенная в память коронования Александра II и Марии Александровны. Драгоценные камни пожертвованы разными лицами;
  • Икона святителей московских, присланная Московским митрополитом Филаретом6 (18) октября1867 года в сопровождении послания: «Божие благословение, мир и благоденствие. Не иное что, как любовь вашу к православной церкви и ея священноначалию вижу в том, что вы издалека благим оком воззрели на меня, и на мой день, милостив Божией мне дарованный, и мне послали не только слово привета, но и священный дар — икону праведного Филарета. С утешением благодарю вас, потому что с утешением вижу ваше духовное расположение. По долгу взаимности и по желанию некоторых из вас, препосылаю вам святую икону Святителей и Чудотворцев московских. Их благоприятныя молитвы благодатно да покрывают ваши души и ваш град. 6 октября 1867 года. Филарет, митрополит московский»;
  • Потир сребро-позлащенный с финифтяными образами и разноцветными стразами. Он был пожертвован императрицей Екатериной II в 1783 году в Софийский собор, когда он был приходским. В Екатерининский собор потир был передан после Отечественной войны1812 года;
  • Потир серебряный с выпуклым изображением иконы Тайной Вечери;
  • Ковчег серебряный в виде горы с гробницей Спасителя, окруженной ликами святых, бывших при погребении Господа. Вес серебра — 7,371 килограммов;
  • Крест напрестольный, сребро-позлащенный, с финифтяными изображениями и разноцветными стразами, и, вместе с ним, Евангелие, украшенное таким же образом; крест и Евангелие — дар Екатерины II.

Современный храм Править

  • Мощи священномученика Иоанна Царскосельского.
  • Мощи великомученицы Екатерины.
  • Список иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» с подписью, сделанной священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским.
  • Список иконы Божией Матери «Продромитисса», переданный собору из румынского скита Продром (Афон).

Приписные храмы Править

К приходу Екатерининского собора приписаны храмы:

В России немало мест хранят память об Александре Сергеевиче Пушкине. Кроме особняков и усадеб, где бывал поэт, есть и храмы, связанные с его именем, а теперь вошедшие в туристические маршруты.

Александр Пушкин родился в Москве, в Немецкой слободе, и был крещен в Богоявленской Елоховской церкви 8 июня (по старому стилю) 1799 года неподалеку от отчего дома. Его юность прошла в Царскосельском лицее под Петербургом. Однако свою любовь, Наталью Гончарову, Пушкин встретил в Москве, и здесь же, в церкви Вознесения Господня в Сторожах у Никитских Ворот, в 1831 году молодые обвенчались. К 200-летию поэта вблизи храма открыли фонтан-ротонду «Натали и Александр», возле которого сегодня назначают свидание влюбленные.

Жила семья Пушкиных, конечно, в столице. В Санкт-Петербурге, в квартире на набережной реки Мойки, прошли последние годы Александра Сергеевича. Здесь он скончался после дуэли. Отсюда несли его тело на отпевание в храм Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади. Николай I лично дал разрешение на проведение обряда в этой придворной церкви и сам оплатил все долги поэта. Могила Пушкина находится в Успенском Святогорском мужском монастыре в Пушкинских Горах: таково было завещание поэта – быть похороненным подле матери.

В первый день службы церковь посетило свыше сотни военных.

Накануне в новом храме при Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова прошла торжественная литургия. В первый же день службы в церкви побывали более ста курсантов военно-учебного заведения Петербурга.

Как сообщили телеканалу «Санкт-Петербург» в пресс-службе Министерства обороны, храм носит имя Андрея Первозванного не случайно, поскольку в среде военных моряков его считают своим покровителем.

По мнению заместителя главнокомандующего ВМФ России Владимира Касатонова, открытие храма — это большой праздник для курсантов и преподавателей военно-морской академии. Настоятель храма протоиерей Александр в свою очередь добавил, что люди проявляют особый интерес к церкви, поскольку в храме можно крестить своих детей и проводить беседы и встречи с верующими.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *