Ватикан музей экспонаты

Музеи Ватикана с 7 километрами художественных галерей являются одними из крупнейших в мире. В этой статье вы узнаете, какие шедевры нужно непременно посмотреть и как найти жемчужины среди такого огромного музея.

Сикстинская капелла со знаменитым потолком Микеланджело

Внимание! Если вы собираетесь посетить музеи Ватикана, то очень рекомендую взять гида по Ватикану.

Даже в этой длинной статье я смогу рассказать лишь о некоторых экспонатах, а гид даст вам куда больше полезной и интересной информации. Подробнее я расскажу в конце статьи.

А теперь вернёмся к музеям.

В этой статье я предлагаю увидеть 10 лучших работ. Почему именно эти 10?

В Музеях Ватикана так много всего интересного, что если я перечислил бы всё это здесь, то статья была слишком длинной. Я часто бываю в Ватиканских Музеях и скажу честно – каждый раз вижу что-то новое.

Если это ваш первый визит в Музеи Ватикана, или у вас не очень много времени, то эта десятка точно для вас.

Важный совет: заранее планируйте ваш визит в Ватикан! В туристический сезон и на праздники (Новый год и Рождество, например) часто нет билетов в кассе. Поэтому бронируйте билеты в Ватиканские музеи заранее.

Содержание

Список лучших объектов составлен в том порядке, как вы будете их видеть по мере продвижения по музеям. Учтите, что их намного больше, и они не ограничиваются этим списком.

Также есть полезная информация для тех, кто хочет посетить музеи:

Лестницы Браманте в Ватикане

Лестницами Браманте в Музеях Ватикана называют две лестницы. Оригинальная лестница была построена в 1505 году по проекту архитектора Браманте. Сейчас вы вряд ли сможете её увидеть, так как она закрыта для публичного посещения.

Старая лестница Браманте

Четыре века спустя, в 1932 году, вдохновлённый оригинальной лестницей, архитектор Джузеппе Момо построил вторую лестницу, современную.

Его лестница, как и у Браманте, представляет собой двойную спираль, с аллегорией на молекулу ДНК. Она состоит из двух лестниц, которые позволяют людям подниматься и опускаться, не пересекаясь друг с другом. Но, к сожалению, одна лестница закрыта, поэтому по этой лестнице можно только для выйти из Музеев Ватикана.

Если вы посещаете музеи Ватикана с экскурсией, вы будете выходить из музеев не по этой лестнице, а после Сикстинской капеллы и сразу пройдете в Собор Святого Петра. Гид, конечно, может показать вам эту лестницу, но не у всех туристических компаний в экскурсии по музеям Ватикана запланирован её осмотр.

Если вы идёте самостоятельно, вот что вам нужно знать, чтобы не пропустить эту знаковую лестницу:

  1. Как только вы подниметесь по эскалаторам, справа от вас будет большой сувенирный магазин. Заходите туда. Не советую что-либо здесь покупать, так как впереди вам встретится ещё много таких сувенирных лавочек. Поэтому не стоит в самом начале пути загружать себя пакетами с подарками.
  2. Пройдя через этот магазин, вы как раз увидите эту необыкновенную лестницу! Теперь вы можете спокойно подойти и полюбоваться ею, а также сделать много фотографий.
  3. Только ни в коем случае не спускайтесь по лестнице, потому что тогда вы сразу выйдите из Музеев и повторно войти уже не сможете. После того как вдоволь нафотографируетесь, вернитесь обратно через сувенирный магазин к эскалаторам и продолжайте осмотр остальных музеев.

Вид лестницы снизу. Она красива со всех сторон!

Почему эта лестница в моём списке обязательных мест для посещения в Ватикане? Современная Лестница Браманте стала одним из самых фотографируемых объектов в Музеях Ватикана. Она действительно прекрасна, её легко увидеть, и это не отнимет у вас много времени, так что обязательно посетите это место!

Пинакотека Ватикана

Ватиканская Пинакотека – это, по сути, картинная галерея.

Этот музей живописи часто упускают из виду и недооценивают. Очень жаль, потому что там есть несколько шедевров, которые, на мой взгляд, нужно обязательно увидеть при посещении Ватикана.

Пинакотека – это одно из последних дополнений к Музеям Ватикана, построенное в 1931 году. В 18 залах вы можете увидеть работы мастеров разных эпох – от средневековья до 19 века, все произведения представлены в хронологическом порядке.

Если вы планируете увидеть её самостоятельно, то посетите эту галерею в первую очередь, так как она находится сразу после входа в Музеи Ватикана (как только вы подниметесь по эскалаторам, Пинакотека будет справа от вас).

Здесь есть много картин, которые мне очень нравятся, например, Караваджо «Положение во Гроб».

Но жемчужиной всей выставки является последняя работа Рафаэля, написанная им прямо перед смертью – «Преображение».

Имейте в виду, что Пинакотека закрыта в пятницу вечером.

Картина Рафаэля «Преображение»

«Преображение» изображает двойственную человеческую и божественную природу Иисуса Христа. Верхняя половина написана в светлых тонах и показывает Иисуса в окружении пророков Илии и Моисея. Он кажется единственным безмятежным местом на картине.

Нижняя половина полотна тёмная, потому что она олицетворяет земную жизнь с тёмными сторонами человеческой натуры. С правой стороны мы видим мальчика, который, по-видимому, одержим. Его родители страдают. Апостолы замерли в предвкушении чуда, поскольку они понимают, что вера может исцелить больного мальчика. Их протянутые руки связывают низ и верх картины.

Картину заказал кардинал Джулио Медичи, который должен был стать папой Климентом VII. Но Рафаэль не успел закончить свой шедевр, так как неожиданно умер в 1520 году.

Первоначально картина предназначалась для алтаря церкви во Франции, но папа решил сохранить её в Риме. Позже, картина была вывезена во Францию Наполеоном. Но после поражения Наполеона, была возвращена в Пинакотеку Музеев Ватикана. К счастью для нас!

Почему эта картина так значима и почему она в моём списке, что нужно обязательно посмотреть в Музеях Ватикана? «Преображение» является своеобразным мостом между живописью периода Возрождения (начало 1500-х годов) и живописью в стиле Барокко (начало 1600-х годов).

В отличие от многих предыдущих картин Рафаэля, люди на этой картине изображают очень человеческие эмоции: трепет, неверие, тоску.

Интересный факт. Эта картина вдохновила Микеланджело на «Страшный суд» на стене Сикстинской капеллы (о ней мы поговорим чуть позже).

Микеланджело «Страшный суд»

Таким образом, на эту картину не просто приятно смотреть, но это ещё и очень важная часть истории искусства.

Я могу гулять больше часа по залам Пинакотеки. Но если вы хотите увидеть только картину «Преображение», пройдите сразу в зал №8.

Двор Сосновой Шишки

Дворик Сосновой Шишки назван в честь почти 4-метровой шишки, которая установлена на площадке около Бельведерского дворца. Гигантская шишка создана в I веке до нашей эры, она полностью вылита из бронзы.

Два бронзовых павлина по обе стороны сосновой шишки являются копиями древних скульптур, обрамлявших вход в Мавзолей Адриана (сегодня Замок Святого Ангела). Оригиналы можно увидеть в Браччо Нуово – отдельном крыле Музеев Ватикана.

Двор Сосновой Шишки является частью обширного сада, дизайн которого спроектировал архитектор Браманте в 1506 году (именно он первым начал работу над проектом купола Собора Святого Петра, которую закончил Микеланджело, также Браманте построил Винтовую лестницу, о которой я говорил выше).

Этот двор, называемый Бельведерским двором, должен был объединить Ватиканский Дворец с виллой Бельведер (эту постройку возвели специально для осмотра прекрасного вида на Рим, отсюда и его название belle – красивый, vedere – смотреть). Сегодня Вилла Бельведер входит в состав Музеев Ватикана.

Бельведерский двор был первым в своём роде, его дизайн стал вдохновением для проектирования внутренних дворов во всём мире на века вперёд. Позже посередине была построена библиотека, которая уменьшила этот двор, и он стал таким, каким вы видите его сегодня. И библиотека, и вторая половина двора закрыты для посетителей.

Так что насчёт этой шишки? Она была найдена рядом с Пантеоном в Термах Агриппы (термы названы в честь Агриппы, построившего Пантеон, он был другом и «правой рукой» императора Августа). Когда-то сосновая шишка была гигантским фонтаном, из верхушки и из чешуек которого струилась вода. Это было очень красиво!

Почему Двор Сосновой Шишки находится в этом списке?

  • Во-первых, я думаю, что такая работа ещё со времён Древнего Рима сама по себе является чем-то очень удивительным.
  • Во-вторых, потому что в центре этого двора расположен необычный золотой шар – шедевр современного искусства и один из самых фотографируемых объектов в Музеях Ватикана.
  • В-третьих, в этом месте вы отдохнёте, подышите свежим воздухом, приведёте свои мысли и впечатления от увиденного в порядок и настроитесь на осмотр других объектов в музеях.

Вы не пропустите это место, только если вы сразу не направитесь к Сикстинской капелле. Загляните во Двор Сосновой Шишки либо после посещения Пинакотеки, либо после посещения музея Пио-Клементино.

Визит может занять минут 10 или чуть больше, в зависимости от того, сколько времени у вас уйдёт, чтобы сделать фотографии и просто отдохнуть, а может даже и перекусить в местном кафе.

Здесь вы можете перекусить

Музей Пио-Клементино

В Музее Пио-Клементино находятся одни из лучших образцов древнегреческих и римских скульптур, найденных во всем мире. Музей назван в честь двух Пап Римских, которые основали его в конце 1700-х годов: Климента XIV и Пия VI.

Пио-Клементино довольно большой и в нем много комнат, каждая из которых полна шедеврами искусства.

Этот музей легко пропустить, если вы спешите к Сикстинской капелле, поэтому чтобы увидеть Пио-Клементино, включите его в ваш план заранее.

Перед входом в музей вы увидите внутренний дворик под открытым небом, называемый восьмиугольным двориком.

Когда вы подойдёте к этим музеям, вы уже увидите множество скульптур в других частях Музеев Ватикана. Я знаю, что эти древнегреческие и римские статуи могут удивить любого… и, в конце концов, у вас может начаться «скульптурная усталость», когда уже не захочется смотреть ни на какие «шедевры».

Но, по крайней мере, на две известные работы в Пио-Клементино стоит посмотреть: «Лаокоон и его сыновья» и «Аполлон Бельведерский».

Скульптура «Лаокоон и его сыновья»

«Лаокоон и его сыновья» – скульптурная композиция, найденная в 1506 году на Эсквилинском холме в Риме. Скульптура, датируемая около 30 г. до н.э., изображает смертельную борьбу Троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей с двумя морскими змеями.

Последнее упоминание скульптуры нашли в трудах историка Плиния Старшего. Он описал статую как шедевр, сделанный тремя скульпторами из Родоса, и находящуюся во дворце римского императора Тита (который построил Колизей). Теперь и мы можем любоваться шедевром.

Сюжет Лаокоона взят из сказаний о Троянской войне. Я думаю, вы помните историю, как греки создали знаменитого Троянского коня, с помощью которого уничтожили Трою. Так вот Лаокоон, троянский священник, предупредил троянцев не принимать лошадь в качестве подарка. Боги Афина и Посейдон, которые помогали грекам, послали двух морских змеев, чтобы убить священника за это.

Историю Лаокоона также изображали и многие художники

А один из героев троянской войны, Эней, прислушался к предупреждению священника и бежал из Трои к берегам Италии с небольшим отрядом. Впоследствии Эней положил основание Римскому государству, став одним из предков Ромула и Рема, судя по римской мифологии.

Почему скульптура Лаокоона входит в десятку лучших шедевров музеев Ватикана?

  • Во-первых, как я уже сказал, здесь важную роль играет сама история, римляне верили в важность пророчества Лаокоона, без него не было бы Рима.
  • А во-вторых, эта скульптура особенная, учитывая, что она изображает настоящую человеческую агонию. Несмотря на то что бесполезность борьбы и неотвратимость гибели здесь очевидны, в скульптуре чувствуется сила и достоинство священника.
Читайте так же:  Музей высоцкого в москве цены

Статуя «Аполлон Бельведерский»

«Аполлон Бельведерский» – это мраморная греческая скульптура, датируемая I веком до н. э. Когда-то она считалась одной из величайших древних скульптур.

Статуя была найдена в XV веке и принадлежала кардиналу Джулиано делла Ровере. Как только он был избран Папой Юлием II, статую перенесли в Бельведерский двор (отсюда и произошло название статуи). Это было первое произведение искусства в художественной коллекции Ватикана, скульптура была ещё до того, как появились сами Музеи Ватикана.

Скульптура изображает бога Аполлона, прекрасного юного парня, который стреляет из лука. Его лицо безмятежно, и даже расслабленное тело изображает бога, который находится в покое и не утруждает себя усилием стрельбы из лука. Аполлон демонстрирует «идеальное» мужское тело без единого изъяна – в то время это был эталон искусства.

В 18 веке, в разгар неоклассицизма, немецкий искусствовед Иоганн Винкельман сказал: «Из всех произведений античности, которые избежали разрушения, статуя Аполлона представляет высший идеал искусства».

К сожалению, к концу 1800-х годов Аполлон Бельведерский начал разрушаться, и сегодня уже не считается вершиной художественной красоты.

Почему скульптура Аполлон Бельведерского находится в этом списке того, что нужно обязательно посмотреть в Музеях Ватикана?

  1. Во-первых, это одна из лучших скульптур древности (хоть сейчас уже и не в лучшем состоянии).
  2. Во-вторых, именно с этого произведения началась вся коллекция Музеев Ватикана.
  3. В-третьих, это любимая работа Наполеона, которую он взял из Ватикана в Лувр (конечно, после падения Наполеона статую вернули).

Зал Ротонда и порфировая чаша

Много интересного можно увидеть в зале Ротонда:

Во-первых, этот зал смоделирован по образцу Пантеона, вплоть до отверстия в потолке (только здесь он застеклён). Он меньше по масштабам, чем Пантеон, но всё равно впечатляет.

Во-вторых, советую вам внимательно осмотреть пол: он состоит из крошечных, замысловато оформленных мозаик, которые относятся примерно ко 2-му веку. Выглядит просто потрясающе. Ранее они использовались для украшения терм Отриколи в Умбрии, и дошли до наших дней невероятно красочными и неповреждёнными.

В-третьих, но определённо не в последнюю очередь – гигантская (около 12 метров в диаметре) порфировая чаша в центре зала. Но что же такое порфир, спросите вы?

Порфир – это тип горной породы, которая создана из охлаждённой лавы. В ней много полудрагоценных камней, поэтому мастерам очень трудно работать с такой породой. А ещё она невероятно тяжёлая.

Так вот представьте, что около 2000 лет назад император Нерон заказал ванну для своего дворца. После этого кто-то взял огромнейший кусок застывшей лавы, вывез его из Египта в Рим и высек такую невероятную ванну, стерев не одну сотню зубил из-за прочности материала. Вот такое сильное было желание понравиться императору и остаться в истории.

Итак, почему Зал Ротонды находится в этом списке? Из-за купола комнаты, изящной мозаики на полу и гигантской порфировой чаши. Я думаю всё это вместе действительно потрясает.

Галерея гобеленов в Ватикане

Вы точно не пропустите посещение Галереи Арацци (или так называемой Галереи гобеленов), так как вам придётся пройти через неё, чтобы добраться до Сикстинской капеллы.

Зато вы запросто можете промчаться мимо, не обратив должного внимания. Большинство экскурсий охватывают хотя бы часть Галереи гобеленов, но если вы осматриваете Музеи Ватикана сами по себе, не пропустите следующие важные вещи.

Прежде всего, взгляните вверх. Потолок как будто украшен гипсовыми барельефами. Но на самом деле он нарисован!

Что касается гобеленов, то они относятся к двум разным периодам и регионам. Те, что справа – были сделаны в 17 веке в Риме для папы Урбана VIII и изображают сцены из его жизни. Они безусловно красивы, но всё-таки самые красивые гобелены вы увидите вдоль левой стены.

По левую сторону размещены гобелены, сотканные в Брюсселе в 16 веке. Эти работы созданы по рисункам учеников Рафаэля и они изображают жизнь Иисуса.

На изготовление каждого гобелена уходили годы. Они были сотканы лучшими ткачами того времени из Фландрии и Бельгии, из шерсти, а также из шелка, золотых и серебряных нитей. Обратите особое внимание на гобелен Воскресения Иисуса (фотография ниже).

«Воскресение Иисуса» – удивительное произведение, не пропустите его

Моя фотография, конечно, не может передать всей красоты этого гобелена. Рассмотрите его очень внимательно, чтобы увидеть, насколько удивительно он соткан. Обратите внимание на все тени и даже на то, как ткачи смогли изобразить человеческие эмоции… используя нитки!

Но знаете, какая самая удивительная особенность этого гобелена? По мере приближения слева внимательно смотрите в глаза Иисуса… продолжайте идти и следите за его глазами. Даже когда вы уже почти пройдёте весь гобелен, глаза Иисуса будут всё ещё будут смотреть на вас!

Это замечательный пример «движущейся перспективы» – техники, которую вы можете увидеть на некоторых картинах (например, на «Мона Лизе»).

Но чтобы сделать это на гобелене требуется гораздо больше мастерства и таланта, нежели с помощью красок. Вы должны быть действительно искусным ткачом!

Вот, например, гобелен по другим углом

Почему я внёс Галерею гобеленов в список того, что нужно обязательно посмотреть в Музеях Ватикана? Несмотря на то, что вы все равно посетите её, вы должны обратить внимание на особые детали: на потолок, на удивительные гобелены, в частности, на «Воскресение Иисуса».

А ещё я всегда люблю наблюдать за лицами людей, когда они понимают, что глаза Христа следят за ними. Я думаю, что этот уровень работы и мастерства заслуживает вашего внимания.

Галерея Географических Карт в Ватикане

После того как вы пройдёте через Галерею Гобеленов, вы попадёте в Галерею Географических Карт. Конечно, по ней так же можно просто быстро пройти, если вы направляетесь прямо в Сикстинскую капеллу.

Но невозможно не заметить прекрасный потолок этой галереи, который является одним из самых фотографируемых потолков в музеях (кроме Сикстинской капеллы).

Потолок галереи Географических Карт сам по себе – шедевр

Галерея карт содержит самую большую коллекцию географических картин, когда-либо созданных. Эти настенные карты изображают Италию и итальянские провинции, и были заказаны Папой Григорием XIII в 16 веке.

Карты, основанные на рисунках доминиканского монаха Игнацио Данти, удивительно точны, учитывая, что они были созданы в 1500-х годах!

Кстати, на некоторых картах изображены морские чудовища и сам бог Нептун. Посмотрим, сколько Нептунов вы сможете найти?

Подробная карта Италии, Сардинии и Корсики

Почему я добавил Галерею карт в этот список? Как и Галерею гобеленов, её слишком легко пройти, не обратив внимания на искусство. Но карты действительно гениальны, я очень советую подробнее рассмотреть их.

Папские апартаменты

Раньше Папы жили в тех помещениях, которые сейчас принадлежат Музеям Ватикана. Сейчас эти залы называются «Папскими апартаментами», хоть и не имеют ничего общего с тем местом, где проживает нынешний Папа.

Два самых впечатляющих зала – это апартаменты Борджиа и станцы Рафаэля. Их легко пропустить, если направляетесь сразу к Сикстинской капелле.

Апартаменты «Борджиа» в музеях Ватикана с фресками Пинтуриккьо

Апартаменты Борджиа, украшенные фресками Пинтуриккьо (современником Рафаэля), расположены этажом ниже станц Рафаэля. Так что если в свой визит по Музеям Ватикана вы включите посещение станцов Рафаэля, то сможете увидеть ещё один шедевр – апартаменты Борджиа.

Станцы Рафаэля и его картина «Афинская школа»

Хоть в Папские апартаменты есть на что посмотреть, мы сосредоточим наше внимание на самых жемчужинах музея.

И такой является известная картина Рафаэля «Афинская школа». Это одна из самых известных картин в Музеях Ватикана, конечно, за исключением картин Микеланджело в Сикстинской капелле.

Папы Юлий II и Лев X, возглавлявшие Ватикан во времена эпохи Возрождения, приглашали лучших художников того времени, чтобы они украсили их дома. Так, в 1508 году Папа Юлий II нанял Рафаэля для росписи комнаты под названием «Станца делла Сеньятура». И это было сразу после того, как он поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской Капеллы.

Только представьте, какая власть и сила была у Пап Римских, что они могли позволить себе нанять таких мастеров, причём одновременно!

Вернёмся к «Афинской школе». В Станца делла Сеньятура, где написана «школа», есть на самом деле четыре картины Рафаэля – по одной на каждой стене. Они раскрывают 4 темы: теология, поэзия, философия, правосудие. «Афинская школа» как раз символизирует философию.

На этом произведении собраны величайших философы, математики и мыслители классической древности. Они объединены все вместе, хотя пришли из разных мест и разных времён. Это уже причудливо само по себе.

Но то, что сделал Рафаэль, было ещё веселее. Он поместил туда лица своих приятелей:

  • Платон, в центре разговаривающий с Аристотелем, имеет лицо Леонардо да Винчи;

  • Донато Браманте (о котором мы говорили выше, и кто первый спроектировал купол для Собора Святого Петра), появляется в виде Евклида, который чертит что-то на доске;

  • Сам Рафаэль тоже там, в правом нижнем углу, смотрит на нас.

Однажды во время работы над своим шедевром, Рафаэль заглянул в Сикстинскую капеллу и был поражён, увидев, какое грандиозное полотно создаёт Микеланджело…

После этого он решил поместить Микеланджело на свою картину, представив его в образе греческого философа Гераклита (он тот, кто сидит в сапогах на ступеньках, положив голову на руку) и расположив его одновременно впереди и в центре Афинской школы.

Подробнее про «школу» и об остальные шедевры в этих залах вы можете прочитать в полной статье про станцы Рафаэля.

Так что же особенного в «Афинской школе» и почему она входит в список, что нужно обязательно посмотреть в музеях Ватикана?

Многие искусствоведы и эксперты считают «Афинскую школу» одной из величайших картин эпохи Возрождения. То, как Рафаэль использовал цветовую палитру, смешение античных и современных римских фигур, сама тема произведения, все это превращает картину в величайший шедевр эпохи Возрождения.

Сикстинская капелла

Ни одно посещение музеев Ватикана не будет полным без осмотра Сикстинской капеллы.

Бывает, что это единственная причина, по которой люди приходят в музеи Ватикана. И так как Сикстинская капелла завершает осмотр, вы не пропустите её.

Потолок Сикстинской капеллы

Поскольку внутри Сикстинской капеллы строжайше запрещены разговоры, то гиды перед входом в зал, подробнейшим образом описывают здесь всё то, что туристам предстоит увидеть, рассказывая обо всех персонажах фресок.

Если вы посещаете Сикстинскую капеллу самостоятельно, без гида, вот на что в первую очередь, вам надо обратить внимание:

Фреска Микеланджело «Сотворение Адама»

Я думаю, что самая известная часть Сикстинской капеллы – это серия картин Микеланджело на потолке. Эти фрески изображают 9 сцен из «Книги Бытия». И самая известная фреска из этой серии, и одна из самых знаковых картин в мире, это «Сотворение Адама».

Но вы также должны осмотреть и остальные композиции на потолке, потому что они не менее прекрасны.

Фреска Микеланджело «Страшный Суд»

Звездой композиции потолка Сикстинской капеллы, расписанного Микеланджело, бесспорно, является картина «Сотворение Адама». Это вершина творчества великого мастера.

Но не торопитесь покидать самый известный зал Сикстинской капеллы – насладитесь осмотром ещё одного великого творения Микеланджело – фреской «Страшный суд».

Читайте так же:  Музей толерантности вакансии

Микеланджело «Страшный суд», 1536-1541

Эта картина была сделана позже, между 1535 и 1541 годами. К этому времени Микеланджело было уже за шестьдесят. Он думал, что покончил с живописью, считая себя прежде всего скульптором. Но новый Папа Павел III убедил Микеланджело вернуться и заказал грандиозное полотно – фреску «Страшный суд». Он также поручил художнику закончить оформление Собора Святого Петра.

На картине изображено второе пришествие Христа в День Апокалипсиса. Обратите внимание на положение Иисуса в центре, он не стоит и не сидит, он парит в движении. В левом нижнем углу находятся души, выбранные для прохода на небеса, а в правом нижнем углу – проклятые души, которые Харон перевозит в ад по реке Стикс.

С возрастом Микеланджело стал более набожным, но в душе его всё равно велась борьба между христианским видением мира и язычеством. Поэтому картина оставляет после себя более гнетущее ощущение, чем его фрески на потолке.

Посмотрите внимательнее на содранную кожу святого Варфоломея, который расположен на картине чуть ниже Иисуса и справа от нас, и вы увидите на ней лицо Микеланджело, его автопортрет. Это был его своеобразный способ искупления.

Эта картина для меня – один из шедевров Музеев Ватикана. Её должен увидеть каждый, кто посещает их. Она показывает своеобразную трансформацию искусства Микеланджело: от ясного и светлого к драматическому и экспрессивному.

Пол Сикстинской капеллы

Осматривать в Сикстинской капелле нужно не только стены и потолок. Обратите внимание на красивый пол. Узор на нём выполнен в стиле косматеско, названный так в честь семьи Космати, которая создала этот стиль и украсила им церкви по всей Италии, и особенно в Риме, в 12-м и 13-м веках.

Здесь я рассказал про основные особенности капеллы. Если вы хотите узнать о ней подробнее, то переходите на полную статью про Сикстинскую капеллу.

На этом обычно экскурсия по музеям Ватикана заканчивается и посетитель либо выходит на улицу, либо проходит внутрь собора Святого Петра.

Полезная информация

Дальше информация пригодится для тех, кто планирует посетить музеи.

Как добраться до музеев Ватикана

  • На метро – линия А, остановки Cipro-Musei Vaticani или Ottaviano-S. Pietro. От обеих остановок идти примерно 10 минут;
  • На автобусе – маршруты № 32, 81 и 982 до площади Рисорджименто (Piazza del Risorgimento). Идти пешком примерно 5 минут;
  • На трамвае – маршрут № 19, остановка Piazza del Risorgimento.

Если не знаете, как всем пользоваться, то прочитайте статью про общественный транспорт Рима.

Время работы музеев Ватикана

Часы работы музеев Ватикана:

  • С понедельника по четверг 10:00-20:00 (последний заход в 18:00) и пятница и суббота с 10:00-22:00 (последний заход 20:00);
  • Дни в 2020 году, когда музеи закрыты: каждое воскресенье, 11 и 29 июня, 14 и 15 августа, 8, 25 и 26 декабря;
  • Каждое последнее воскресенье месяца вход бесплатный, музей открыт с 9:00 до 14:00 (последний заход в 12:30);
  • Внимание! Режим работы Музеев Ватикана может меняться в зависимости от религиозных и других праздников и проведения мероприятий.

Билеты в Ватикан

Билеты в музеи Ватикана можно забронировать на сайте Tiqets.

Для этого выберете дату, когда планируете посетить музеи Ватикана, и время посещения, затем нажать кнопку забронировать.

Далее вам предложат выбрать количество человек взрослых и детей. Также на этом этапе вы можете выбрать брать обычные билеты или билеты с аудиогидом.

После вы вводите ваше имя, оплачиваете билеты и получаете их на электронную почту. С этими билетами вы сможете пройти сразу ко входу к музеям, минуя очередь.

Советы посетителю

  • В Музеях Ватикана всегда толпы туристов, особенно в летние месяцы. Часто здесь теснота, как в час пик московского метро. Поэтому рекомендуем отправляться в Ватикан осенью или весной.

Но если поездка уже запланирована, то обязательно купите билеты заранее, чтобы хотя бы не ждать в очереди по 2-3 часа.

Как получить максимум впечатлений от посещения

Главная проблема при посещении Музеев Ватикана, что вы рискуете не понять смысла большинства произведений. Это действительно трудно для неподготовленного человека так много и долго воспринимать искусство.

Поэтому есть 3 варианта, которые помогут с решением этой проблемы: индивидуальные экскурсии, групповые экскурсии и аудиогиды.

  1. Индивидуальные экскурсии. Рекомендую оставить заявку на Italy4travel.ru – это отличная команда гидов.
  2. Групповые экскурсии. Не рекомендую этот тип экскурсий, так как минусов больше чем плюсов. Но если этот вариант для вас, уверен сможете найти.
  3. Аудиогид. Продаётся при входе в музеи Ватикана, в нём около 200 аудиозаписей об экспонатах, но оратор читает довольно монотонным голосом, поэтому может быть немного неинтересно.

Конечно, есть вариант просто прогуляться по музеям, но, честно – мало что будет понятно, просто красивые картины и скульптуры без истории, с которой они создавались.

Заключение

У каждого может быть свой список того, что нужно обязательно посмотреть в Музеях Ватикана.

Надеюсь, что эта статья поможет вам составить собственный список.

Безусловно посещение музеев Ватикана является одним из самых особенных, захватывающих и красивых событий, которые могут произойти с вами в Риме.

Удачного погружения в искусство!

Привет! Меня зовут Александр, я живу в Италии и делюсь полезной информацией об этой стране. Каждая статья это мой личный опыт, который вы можете применить на практике.

Музеи Ватикана (Musei Vaticani) – музейный комплекс, находящийся на территории Ватикана. Здесь хранятся коллекции, собранные римскими папами: огромное количество картин, полотен, скульптур и других произведений искусства.

Фото: Pani Garmyder / Shutterstock.com

Фото: Gaelfphoto / Shutterstock.com

Огромная очередь на входе в музеи не останавливает ценителей искусства – трудно представить себе посещение Рима без прогулки по Ватикану, его музеям и Собору Петра.

История возникновения Музеев Ватикана

Основателем музеев считается папа Юлий II. В 1506 году в виноградниках Эсквилина была найдена скульптура «Лаокоон и его сыновья», сделанная из мрамора.

Скульптура «Лаокоон и его сыновья»

Фото: MisterStock / Shutterstock.com

Как только римский папа узнал об этой находке, он отправил Микеланджело Буонаротти и Джулиано да Сангалло для подтверждения ее подлинности. После этого Юлий II разместил скульптуру в особой нише в Бельведере Ватикана: любой желающий мог взглянуть на нее.

Украшение фресками

В 15 веке папа Николай V (Parentucelli) заказал у мастера Фра Анджелико цикл фресок для украшения его часовни в апартаментах в Апостольском дворце. Его преемник – папа Александр VI – поручил отделку стен своих апартаментов в крыле этого дворца Бернардино ди Бетто (Bernardino di Betto).

В 1508 году Юлий II поручил Микеланджело Буонаротти (Michelangelo Buonarroti) выполнить роспись Сикстинской капеллы. Он также заказал отделку комнат Рафаэлю. В том же году архитектор Донато Браманте начал роспись лоджий, а после его смерти дело закончил Рафаэль.

Пополнение коллекции археологическими находками

Коллекция Ватикана была значительно расширена во второй половине 18 века, благодаря раскопкам в Риме и Лацио. Тогда же появился музей Пио-Клементино.

После грандиозного пополнения собрания древнеримскими находками появился музей Кьярамонти: он был открыт в 1806 году. Папа Пий VII также создал коллекцию в Галерее Лапидария.

Большой вклад в развитие музеев внес папа Григорий XVI (Cappellari), который основал Григорианские египетский и этрусский музеи в 1839 году. Кроме того, была открыта галерея гобеленов и музей Грегориано Профано в Латеранском дворце.

В середине 19 века папой Пием IX был основан музей Пио-Кристиано. В нем были объединены рельефы со стен музея Ватиканской апостольской библиотеки и саркофагов, найденных в римских церквях.

Что посмотреть в Музеях Ватикана

Будьте готовы провести много времени в Музеях Ватикана, по меньшей мере три часа, чтобы посмотреть самые важные залы. Для осмотра всех музеев не хватит и дня.

Программа-минимум включает посещение следующих залов и музеев:

  • Сикстинская капелла;
  • Капелла Николина;
  • Ватиканская пинакотека;
  • Апартаменты Борджиа;
  • Станцы Рафаэля.

Ниже перечислены наиболее интересные музеи: выбирайте те, которые вам понравятся, исходя из ваших предпочтений и количества свободного времени.

Грегорианский египетский музей (Museo Gregoriano Egizio)

Основателем Григорианского египетского музея, созданного в 1839 году, является Папа Григорий XVI.

В коллекции содержатся египетские артефакты, в том числе голова фараона Ментухотепа, саркофаги, мумии, папирусы, статуи богов и пр. Многие экспонаты датируются приблизительно 3 веком до нашей эры.

Музей разделен на девять комнат. Из большого полукруглого зала можно выйти во двор Сосновой шишки (Nicchione della Pigna).

Грегорианский этрусский музей (Museo Gregoriano Etrusco)

В Грегорианском этрусском музее, открытом в 1837 году Папой Григорием XVI, хранятся найденные при раскопках древней Эртрурии артефакты.

Осматривая многочисленные экспонаты, можно проследить развитие этруссков с 9 по 1 век до нашей эры. Кроме того, здесь находятся бронзовые, стеклянные, керамические и другие древнеримские предметы, датируемые 5 веком нашей эры, а также древнегреческие артефакты.

В нескольких залах выставлены фрески, созданные в 16 веке Федерико Бароччи (Federico Barocci), Федерико Цуккари (Federico Zuccari), Санти Ди Тито (Santi di Tito) и другими мастерами эпохи Возрождения.

Музей Пио-Клементино (Museo Pio Clementino)

В музее Пио-Клементино представлены предметы изначальной коллекции, собранной папой Юлием II в начале 16 века.

Название музея происходит от имен двух пап, которые участвовали в расширении собрания в 18 веке. Это Климент XIV Ганганелли (Clement XIV Ganganelli) и Пий VI Браски (Pius VI Braschi).

Здесь собраны главным образом античные экспонаты.

Древняя римская статуя «Река Тигр»

Фото: David Carillet / Shutterstock.com

Потолок расписан фресками Томмазо Конка в Зале Муз.

Фото: Kate Connes / Shutterstock.com

Музей Кьярамонти (Museo Chiaramonti)

Музей назван по имени папы Пия VII Кьярамонти. Занимает длинную лоджию, соединяющую Бельведер с дворцами Ватикана.

В коллекции представлено свыше тысячи предметов античной скульптуры с 5 века до нашей эры.

Галерея географических карт (Galleria delle Carte Geografiche)

Созданием Галереи карт занимались математик Игнацио Данти (Ignazio Danti) и художники во главе с Джироламо Музиано (Girolamo Muziano) по заказу папы Григория XIII (Boncompagni).

Фото: Natalia Bratslavsky / Shutterstock.com

Фото: Elaine Davis / Shutterstock.com

Открытие состоялось в 1581 году. В зале длиной 120 метров изображены различные регионы Италии и ее острова.

Галерея Лапидария (Galleria Lapidaria)

Галерея Лапидария содержит более трех тысяч фрагментов римских и греческих надписей, относящихся к языческому и христианскому периодам. Считается одной из самых крупных в мире. Находится в южной части коридора, соединяющего Ватикан с дворцом Бельведер.

Основателем галереи считается папа Климент XIV (18 век). Изначально называлась Галерея Брамента – по имени архитектора, спроектировавшего ее. Со временем коллекция дополнялась новыми предметами, в том числе благодаря понтификам Пию VI и Пию VII.

На стенах можно увидеть многочисленные латинские надписи, на полу находятся остатки фундаментов, алтари и саркофаги.

Галерея Браччо Нуово (Braccio Nuovo)

Браччо Нуово или Новое крыло находится с правой стороны от Галереи Кьярамонти. Представляет собой длинный зал с античными колоннами и цветным мрамором считается важным образцом архитектуры в стиле неоклассицизма.

Галерея спроектирована Рафаэлем Стерном (Raffaele Stern), которого нанял папа Пий VII в начале 19 века. После смерти архитектора работу продолжил Паскуале Белли (Pasquale Belli). Открытие состоялось в феврале 1822 года.

Вдоль стен находится 28 ниш, в которых размещены статуи императоров и копии греческих статуй.

Скульптура речного бога Нила

Фото: Chanclos / Shutterstock.com

Грегорианский музей светского искусства (Museo Gregoriano Profano)

В Грегорианском музее светского искусства выставлены экспонаты, найденные при археологических раскопках в Риме и близлежащих окрестностях. Здесь можно увидеть различные скульптуры, рельефы и другие предметы со времен Древней Греции до позднего периода Римской империи.

Читайте так же:  Шлиссельбург музей

Коллекция была основана по приказу папы Григория XVI (Gregorio XVI) в середине 19 века. Изначально находилась в Латеранском дворце в Риме (Palazzo del Laterano), пока в 1960-х годах экспонаты не передали в Музеи Ватикана.

Музей Пио-Кристиано (Museo Pio Cristiano)

В музее Пио-Кристиано, основанном папой Пием IX (Pius IX) в 1854 году, хранятся саркофаги, барельефы, скульптуры, эпиграфики и другие экспонаты раннехристианского искусства. Они датируются 3-5 веками и располагаются в хронологическом и тематическом порядке.

Изначально собрание размещалось в Латеранском дворце, пока папа Иоанн XXIII не переместил ее в Ватикан. Значительная часть коллекции привезена из римских катакомб.

Пинакотека (Pinacoteca)

Пинакотека в Ватикане была открыта 27 октября 1932 года. Здание для размещения коллекции построил архитектор Лука Бельтрами (Luca Beltrami) по приказу папы Пия XI.

Изначально коллекция насчитывала 118 картин, собранных в 1790 году папой Пием VI. Большая часть картин была вывезена в Париж во время войны с Наполеоном и возвращена только в 1817 году.

В настоящее время в Пинакотеке выставлено около 460 картин с 12 по 19 века, которые находятся в 18 залах. В числе наиболее знаменитых:

  • «Мадонна ди Фолиньо», «Преображение», «Коронование Марии» Рафаэля;
  • «Св. Иероним» Леонардо да Винчи;
  • «Мадонна с младенцем и святыми» и «Воскресение» Перуджино;
  • «Положение во гроб» Караваджо;
  • «Венчание Богоматери» Филиппо Липпи.

Музей этнологии Anima Mundi

Этнологическая коллекция насчитывает около 80 000 предметов, связанных с религиозными культами различных стран – Китая, Кореи, Монголии, Тибета, Африки, Америки, Японии и др.

Первая выставка была открыта по приказу папы Пия XI в Латеранском дворце в 1926 году. В ней было представлено всего около 40 000 экспонатов. В 1963 году папа Павел VI переместил коллекцию в Ватикан. Постепенно собрание дополнили новыми экземплярами, собранными со всего мира.

Сикстинская капелла (Cappella Sistina)

В знаменитой Сикстинской капелле вас ждут изумительные фрески на стенах и потолке, завораживающие своей красотой. Находится часовня в бывшей церкви, построенной архитектором Джордже де Дольчи в 1473-1481 гг. по приказу папы Сикста IV.

Росписи выполнены в период с 1481 по 1483 годы знаменитыми художниками эпохи Возрождения — Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), Перуджино (Perugino), Козимо Рассели (Cosimo Rosselli) и их помощниками.

Изначально фресок было 16, однако до наших дней сохранилось только 12. Росписи с изображением портретных фигур охватывают два цикла:

  • На северной стене находятся сцены из истории Христа:
    • «Крещение Христа» Перуджино;
    • «Искушение Христа и очищение прокажённого» Боттичелли;
    • «Призвание первых апостолов» Гирландайо;
    • «Нагорная проповедь» Козимо Росселли;
    • «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино;
    • «Тайная вечеря» Козимо Росселли.
  • На южной стене размещены сцены из истории Моисея:
    • «Обрезание сына Моисея Елиазара» Перуджино;
    • «Избиение еврейских младенцев в Египте и призвание Моисея» Боттичелли;
    • «Переход через Красное море» Козимо Росселли;
    • «Дарование заповедей и золотой телец» Козимо Росселли;
    • «Возмущение против законов Моисея» Боттичелли;
    • «Смерть и завещание Моисея» Лука Синьорелли.

И, конечно, знаменитая фреска «Страшный суд» Микеланджело: художник выполнил ее на алтарной стене в период с 1536 по 1541 годы по заказу папы Павла III. Ранее он расписал свод с распалубками и люнетами фресками, заказанными папой Юлием II: работы проводились в период с 1508 по 1512 годы.

Фото: byggarn.se / Shutterstock.com

В центральной части потолка находятся знаменитые фрески Микеланджело:

  • «Сотворение светил и планет»;
  • «Сотворение Адама»;
  • «Грехопадение и Изгнание из Рая»;
  • «Потоп»;
  • «Отделение света от тьмы»;
  • «Отделение суши от вод»;
  • «Сотворение Евы»;
  • «Жертвоприношение Ноя»;
  • «Опьянение Ноя».

Вокруг центральных росписей находятся изображения сивилл и пророков, а по углам библейские сюжеты – «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «Медный змий», «Наказание Амана».

Невозможно оторвать взгляд от масштабной фрески «Страшный суд», которая занимает всю алтарную стену. Художник создал ее за 4 года. В центральной части композиции изображены Христос, Дева Мария и блаженные, в верхней — летящие ангелы, в нижней – ангелы Апокалипсиса, вознесение праведников в рай и падение грешников в ад.

Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello)

Станцы Рафаэля представляют собой три комнаты, к которым примыкает большой зал. Изначально они были частью квартиры, которая находилась на втором этаже Папского дворца (Palazzo Pontificio). Здесь проживал понтифик Джулио II делла Ровере (Giulio II della Rovere).

Рафаэль Санти и его ученики занимались росписью комнат в период с 1508-1524 гг.

  • Stanza di Eliodoro – служила для частных аудиенции папы римского. Здесь находятся фрески, темой которых является божественное покровительство церкви: «Изгнание Элиодора», «Месса в Больсене», «Изведение Петра».
  • Stanza della Segnatura содержит самые известные фрески Рафаэля, которые связаны с духовной жизнью человека. Они посвящены четырем сферам: философии («Афинская школа»), богословию («Диспута»), поэзии и музыке («Парнас»), а также гуманистическим ценностям («Мудрость, умеренность и сила»).
  • Stanza dell’Incendio di Borgo – использовалась для судебных собраний при папе Юлии II в 16 веке. На фресках изображены эпизоды из жизни папы Льва X, связанные с его политическими устремлениями. Наиболее знаменитой является «Пожар в Борго».
  • Sala di Costantino — предназначался для официальных приемов. Его название происходит от имени римского императора. Стены украшены фресками, повествующими о четырех эпизодах из его жизни.

Кроме того, в Ватикане имеются лоджии Рафаэля. Они украшены фресками, выполненными знаменитым художником и его учениками: иллюстрируют сцены из Ветхого и Нового заветов.

Апартаменты Борджиа (Appartamento Borgia)

Апартаменты Борджиа названы по имени папы Александра VI (Rodrigo de Borja). Они служили в качестве резиденции папы в период с 1492 по 1503 годы. Находятся на следующем этаже ниже после станц Рафаэля.

Росписью стен и потолков в 1490-е годы занимался Бернардо Пинтуриккьо с художниками из его мастерской. С 1816 года в апартаментах разместили картины, возвращенные на родину после падения Наполеона по приказу папы Пия VII.

При папе Льве XIII отреставрированные залы стали доступы для публичного посещения.

Здесь находится несколько залов:

  • Зал сивилл (Sala de Sibille), расположенный в Башне Борджиа. Украшен изображениями пророков, сивилл и астрологическими символами.
  • Зал таинств веры (Sala dei Misteri della Fede) с фресками, иллюстрирующими семь таинств из истории Христа и Девы Марии: «Благовещение», «Рождество», «Поклонение волхвов», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Вознесение Марии».
  • Зал святых (Sala dei Santi), расписанный Пинтуриккьо. Росписи посвящены сценам из бытия святых: «Встреча святых Антония аббата и Павла Отшельника в пустыне», «Мученичество св. Себастьяна», «Сусанна со старцами» и другие.
  • Зал Понтификов (Sala dei Pontefici), служивший для торжественных мероприятий. Раньше на стенах находились портреты пап, но до сегодняшнего дня они не сохранились.
  • Зал свободных искусств (Sala delle Arti Liberali) содержит фрески с аллегорическим изображением Риторики, Диалектики, Грамматики, Геометрии, Арифметики, Астрономии, Музыки.
  • Зал чудес веры (Sala del Credo) в Башне Борджиа украшен росписями, изображающими ветхозаветных пророков, а также религиозные праздники.

Капелла Никколина (Cappella Niccolina)

Небольшая Капелла Никколина располагается в одном из залов Апостолького дворца (Palazzo Apostolico) – в башне папы Иннокентия III (Innocenzo III).

Три стены Капеллы украшены сохранившейся росписью Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico). Фрески содержат сцены из жизни Святых Лаврентия и Стефана. На потолке можно увидеть изображения четырех евангелистов.

Капелла Урбана VIII (Cappella di Urbano VIII)

Капелла была основана по приказу папы Урбана VIII в 1631 году. Располагается в юго-западном углу башни Борджиа. Росписи посвящены сюжетам Страстей Христовых.

Павильон карет (Carriage Pavilion)

В Павильоне карет представлены кареты, автомобили, паровоз и другие средства передвижения, которые когда-либо использовались Римскими папами. Здесь можно увидеть сбруи, седла, придворные ливреи.

Коллекция была открыта в 1973 году папой Павлом VI.

Как добраться до Музеев Ватикана

До Ватикана можно доехать на следующем транспорте:

  • на метро по линии А до станций Battistini, Ottaviano, Cipro;
  • на трамвае № 19 до Piazza del Risorgimento;
  • на автобусе № 49 до площади перед Музеями Ватикана;
  • на автобусах №№ 492, 990 до остановки Via Leone IV / Via degli Scipioni;
  • на автобусах №№ 32, 81, 982 до остановки Piazza del Risorgimento.

Часы работы

Музеи Ватикана открыты:

  • с понедельника по субботу с 9.00 до 18.00 (последний вход в 16.00);
  • каждое последнее воскресенье месяца — с 9.00 до 14.00 (последний вход в 12.30).

Помните о правилах дресс-кода: не надевайте одежду без рукавов или с глубоким вырезом, а также шорты, короткие юбки и шляпы.

Стоимость билета

По состоянию на 2020 год посещение музеев Ватикана и Сикстинской капеллы стоит:

  • 17 Евро для взрослых;
  • 8 Евро для детей от 6 до 18 лет.

Детям до 6 лет вход бесплатный.

Бесплатно Музеи Ватикана можно посмотреть в последнее воскресенье месяца и 27 сентября (Всемирный день туризма).

Расписание и цены на билеты могут меняться: уточняйте информацию на официальном сайте Ватикана www.museivaticani.va/content/museivaticani/en.html.

Экскурсии по Ватикану

Если вам не хочется самостоятельно разбираться, какие залы нужно посмотреть и чем знамениты коллекции, возьмите групповую экскурсию по Музеям Ватикана и собору Святого Петра с опытным гидом. Экскурсовод увлекательно расскажет об истории, особенностях античной скульптуры, откроет мир удивительной росписи Сикстинской капеллы!

Посмотрите подробно программу экскурсии на сайте Tripster.

Музеи Ватикана (итал. Musei Vaticani ) — комплекс музеев, расположенных на территории государства Ватикан. Их коллекции созданы римскими папами и содержат художественные работы классических мастеров, включая произведения эпохи Возрождения.

Музеи основаны папой Юлием II в начале XVI века. В маршрут по музеям Ватикана входят Сикстинская капелла с потолочными росписями Микеланджело, и станцы, оформленные Рафаэлем. В 2013 году музеи Ватикана посетило 5,5 млн человек, что поставило их на пятое место среди самых посещаемых музеев [1] .

Музеи насчитывают 54 галереи, или зала, среди которых Сикстинская капелла является последней.

Директором Музеев Ватикана на 2020 год являлась Барбара Ятта [2] .

Содержание

  • 1 История
  • 2 Картинные галереи
  • 3 Музеи скульптур
  • 4 Исторический музей
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

История [ править | править код ]

История коллекции музеев Ватикана начинается с мраморной скульптуры Лаокоон и его сыновья, найденной 14 января 1506 года в виноградниках Эсквилина. Папа Юлий II, узнав о находке, сразу же послал за ней архитектора Джулиано да Сангалло и скульптора Микеланджело Буонарроти. Сангало подтвердил достоверность работы, а Микеланджело рекомендовал приобрести её у владельца. Юлий II установил её для публичного доступа в специальной нише в ватиканском Бельведере ровно через месяц после обнаружения.

Картинные галереи [ править | править код ]

Ватиканская пинакотека — собрание произведений живописи. До 1932 года картины располагались в Апартаментах Борджиа [3] . Коллекция включает в себя такие известные произведения, как триптих Стефанески Джотто; «Мадонна ди Фолиньо», «Преображение», «Коронование Марии» Рафаэля; «Св. Иероним» Леонардо да Винчи; «Положение во гроб» Караваджо; «Мадонна с младенцем и святыми» и «Воскресение» Перуджино; «Венчание Богоматери» Липпи.

Музеи скульптур [ править | править код ]

Скульптуры выставлены для обозрения в музеях, окружающих Бельведерский дворец: Музей Пия-Климента, Музей Кьярамонти, Этрусский и Египетский музеи.

Исторический музей [ править | править код ]

В 1973 году был открыт Исторический музей. В его коллекции собраны транспортные средства, предметы обихода, фотографии, документы и другие экспонаты, иллюстрирующие многовековую историю Ватикана и римских пап.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *