Великий устюг успенский собор

Успенский собор

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид
  • Статьи (3)
  • Комментарии (0)

История Успенского собора насчитывает более семи веков. Шесть деревянных церквей на этом месте погибло от пожара, в том числе и большая церковь постройки 1502 года, сгоревшая «перед вечернею от удара молнии». Горел и был разобран в 1652 году и первый каменный собор, возведенный по указу царя Михаила Федоровича в 1554-1558 годах по образу Успенского собора в Москве. Это был первый каменный храм не только в Устюге, но на всем Русском Севере. Вообще Успенская церковь на этом месте упоминается еще до 1290 года «ибо в этом году Ростовский епископ Тарасий, посланный от Ростовского удельного князя Дмитрия Борисовича, августа в 15 день освятил деревянный Успенский собор, — но не первоначальный». Нынешний собор освящен в 1658 году. Он сильно пострадал от позднейших перестроек. Так, в 1728 году «два передних столпа, находившиеся перед иконостасом, выбраны, а над стеною алтаря и двумя задними столпами устроен огромный осмерик с восьмью окнами в две сажени в вышину, и четырьмя на углах не менее осмериками же: алтарь распространен сделанными к нему в длину пристройками». Строительные работы продолжались вплоть до ХХ века, в итоге первоначальное сооружение исчезло под поздними наслоениями.

Строгий монументальный прямоугольный объем здания отягчен массивными формами пристроенной к нему в середине 19 века церкви Благовещения, служившей зимним храмом. Пристройка закрыла весь южный фасад. С трех сторон появились крыльца с главками. Вместо древних закомар по верху вьются барочные украшения. С востока к собору примыкает двухчастная колокольня: одна квадратная в плане с «кубовым» завершением, другая сложной формы со шпилем. Колокольня была пристроена в 18 веке. На одной из них находился раньше колокол «Варлаам», весом в 1054 пуда, отлитый в Устюге. Интерьер Успенского собора, выполненный во второй половине 18 века, богато декорирован лепными украшениями в виде головок ангелов, небольших скульптурок, венков, накладок, карнизов. Выдержанный в духе развитого барокко, иконостас поражает уникальной резьбой. Над созданием интерьера главного храма Устюга трудились искуснейшие устюжские, московские, ярославские мастера: столяры Иван Кулаков и Михаил Шурухин, резчики Самсон Соколов и Максим Бубнов, позолотчик Петр Лабзин, создатель деревянной скульптуры Василий Зеркальников, талантливые лепщики Петр Круглов, Сергей Рубцов, дворовой человек Г. Чертков и другие. Святые образа для иконостаса писал протоиерей собора Василий Афанасьевич Аленев.

В период существования Великоустюжской и Тотемской епархии (1682-1788 гг.) Успенский собор был кафедральным и служил местом захоронения архиереев. На стенах собора – северной и южной – сохранились увековечивающие память живописные изображения некоторых из них, что следует признать достаточно редким художественным явлением. Временем исполнения портретов предпочтительно считать период между 1768 и 1780 годами. Резной золоченый иконостас и лепнина – это все, что осталось от некогда роскошного интерьера XVIII столетия, на украшение которого в 1780 году императрицей Екатериной II была пожертвована большая сумма. Реставрация Успенского собора была начата музеем-заповедником в конце XX века. В настоящее время московскими реставраторами восстанавливается уникальный иконостас храма.

Источники: Глава «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976; www.ikz.ru/siberianway/ustug-museum; http://v-ustyug.goodcities.ru

Кафедральный соборный храм во имя Успения Пречистой Богородицы. Первоначальная церковь на месте нынешнего Успенского собора возникла вероятней всего на рубеже XII — XIII веков. Точной и более достоверной информации не имеется. В 1290 году устюжский Успенский собор впервые упоминается в Летописях: «Ибо в этом году Ростовский епископ Тарасий, посланный от Ростовского удельного князя Дмитрия Борисовича, августа в 15 день освятил деревянный Успенский собор, — но не первоначальный». Кроме того, епископ Тарасий привез в Устюг колокол под названием «Тюрик» и икону «Богоматери Одигитрии», ставшую главной святыней собора. Если обратиться к Летописцу Петра Юринского, то Тарасий приезжал освящать Успенский собор не в 1290 году, а 1282 году: «В лето 6790-м (1282). Князь Дмитрий Борисович послал на Устюг Великий владыку Тарасия на освящение церковь соборной Успение пресвятыя Богородицы да с ним же послал Тюрик колокол». Это здание собора (будем считать второе) просуществовало около ста лет и сгорело во время пожара 1396 года.

Третье здание было отстроено уже в 1397 году и освящено Ростовским епископом Григорием. Однако уже на следующий 1398 год, во время одного из самых разорительных нападений на Устюг новгородцев, Успенский собор был разграблен и сожжен, а главная святыня чудотворная икона «Богоматери Одигитрии» увезена захватчиками. Новгородский епископ Иоанн, разгневанный таким бесчинством, повелел своим воеводам и посадникам «чудотворную икону» отвезти обратно в Устюг и отстроить заново устюжский собор. Для этой цели в 1399 году Иоанн прислал из Новгорода церковных мастеров и за одно лето был возведено четвертое здание Успенского собора. Это здание простояло 90 лет и сгорело во время пожара 1 августа 1490 года. В 1491 году соборные попы послали великому князю московскому челобитную о помощи в построении нового здания собора. В ответ на эту просьбу Иван III повелел Ростовскому архиепископу Тихону помочь устюжанам поставить новую церковь. В тот же год Тихон прислал в Устюг бригаду «рубленников», которые заложили церковь не по старинке о двадцати стенах, а крещатую, что не понравилось устюжанам, и они собрались жаловаться Ивану III. Во избежание скандала, по распоряжению Тихона, 13 мая 1492 года был заложен круглый, о двадцати стенах Успенский собор. 22 апреля 1493 года построенный бригадой ростовских «рубленников» пяти шатровый собор был освящен. 29 июля 1496 года во время пожара сгорело и это пятое по счету здание. В 1502 году возведено шестое здание деревянного Успенского собора. Простояв 50 лет, 18 июля 1552 года сгорело до основания от удара молнии.

В 1554-1558 годах был построен первый каменный храм. Он являлся первым каменным городским собором на всем русском Севере. Это был огромный шестистолпный и пятиглавый храм. Коренная перестройка соборного комплекса началась в 1619 году, когда на месте последнего, седьмого, здания деревянного Успенского собора был заложен первый в городе одноименный каменный храм, освященный в 1622 году. Однако просуществовал этот храм очень недолго и уже через девять лет в 1631 году сгорел. Возведение нового здания продолжалось с 1639 по 1663 год (освящен в 1658 году). С 1655 по 1658 год строительство не велось, из-за войны с Польшей. В 1658 году на деньги, завещанные семьей Босых, строительство собора возобновилось. В 1662 году царь Алексей Михайлович пожертвовал 7500 рублей и в 1663 году 28 ярославских каменщиков закончили строительство собора. Остатки первого каменного собора были разобраны полностью, включая фундаменты, и на его месте вырос новый каменный собор, в нижней части своих стен сохранившийся до наших дней. От древней пятишатровой деревянной церкви этот собор унаследовал обусловленную местом и значением статичность и центрированность общей композиции, которые были выражены теперь в спокойных и монументальных формах кубического пятиглавого сооружения, издревле ставшего каноническим для храмов этого типа.

Очередная перестройка Успенского собора началась в 1728 году, когда в Великий Устюг прибыл вновь назначенный архиерей Лаврентий. Внутри собора были убраны два из четырех несущих столбов, выломана старая западная стена собора и все здание расширено в этом направлении. Лаврентий перестройку завершить не успел, отбыл в Рязанскую епархию. В 1731 году прибыл новый архиерей Сергий, который пристроил с южной стороны церковь Симеона и Анны (Козьмы и Демьяна), в верхнем этаже палаты соединил с архиерейским домом каменными переходами, украсил собор новым иконостасом. В 1738-1750 годах, а также после пожара 1776 года собор неоднократно перестраивался. В 1778 году старые барабаны и главы собора были заменены грандиозными ярусными восьмериками, которые неоднократно переделывались и до наших дней дошли уже в формах XIX века. В 1849 году была расширена зимняя церковь Благовещения (Козьмы и Демьяна) и к южной стене собора примкнул новый колоссальный объем, который своей немасштабной и бесформенной массой затеснил внутреннее пространство Соборной площади и окончательно подавил старые сооружения этого ансамбля. В то же время к собору были пристроены безобразные крыльца северного, западного и южного входов.

В 1780 году императрицей Екатериной II на окончательное устроение и украшение собора пожаловано было 15873 рубля. Алтарь собора разделен на три части. Стены храма и столбы, поддерживающие своды, обнесены особыми иконостасами. Первоначальный иконостас был закончен к концу 1670-х годов, в его исполнении участвовали на ряду с устюжскими иконописцами и резчиками и иконописцы московской Оружейной палаты. При перестройке храма в 1731-1732 годах был создан новый иконостас куда вошли древние иконы. Чудотворный образ Божией Матери Одигитрии, принесенный в дар Устюгу ростовскими князьями и привезенный в 1290 году епископом Тарасием сгорел вместе с церковью в 1496 году, его заменил образ Успения Божией Матери, датированный 1496 годом — присланный Суздальским князем Семеном Борисовичем. В 1693 году на образ этот обратил свое внимание Петр Великий при посещении им Устюга и повелел убрать рукояти и поставить его по левую сторону царских врат (образ был выносной и имел специальные ручки для переноски). Образ Богоматери был обложен с обеих сторон серебряною ризою, чеканной работы. Вес серебра 23 фунта и 12 золотников. Венцы были украшены алмазами, яхонтами, топазами и другими драгоценными камнями, а так же крупным жемчугом и бурмитскими зернами. Бриллиантов и алмазов в ризе было 923 штуки. Данное украшение было сделано в 1805 году. Образ Благовещения Пресвятой Богородицы, стоящий по левую сторону пономарских дверей в иконостасе, копия чудотворного образа под названием «Устюжское Благовещение». Также в иконостасе находились иконы 1674-1676 годов написанные известным живописцем Оружейной палаты Семеном Спиридоновым Холмогорцем. Размещенные ярусами иконы были заключены в пышные резные рамы. Царские врата были украшены скульптурами евангелистов Матфея, Иоанна и Луки (находятся в Государственном Русском музее) выполненные устюжскими мастерами. Дошедший до нашего времени иконостас относится к 1780 году. От предыдущих иконостасов он отличается тем, что практически двухъярусный, так как иконы праздничного и деисусного чина не составляют самостоятельных рядов, это своего рода украшенная алтарная стена с обильной резьбой. Своеобразные боковые части иконостаса, далеко заходящие на южную и северную часть, скорей всего относятся к 1790-м годам. В нишах в строгих рамах помещены своего рода портреты архиереев.

В разное время собор стал усыпальницей шести устюжских владык: Геласия, Александра, Боголепа, Сергия, Варлаама и Иоанна, так же в соборе был погребен (1436 год) один из воевод Устюга — Глеб Иванович Оболенский, но место его погребения неизвестно. В ризнице собора было много церковной утвари, например, Евангелие печати 1689 года, кроме того, ризница являлась целым музеем, где было собрано большое количество деревянных скульптур, преимущественно статуи Спасителя.

Выносная икона. Богоматерь Одигитрия Смоленская. Первая половина XVI века. Происходит из Успенского собора Великого Устюга. Реставрация: ВЦНИЛКР — 1966, реставраторы Г.З.Быкова, О.В.Лелекова. Великоустюгский краеведческий музей. Икона почиталась в Великом Устюге как чудотворная. По местному преданию, она была доставлена в Устюг из Ростова Великого в связи с постройкой и освящением великоустюжского Успенского собора в 1290. При раскрытии оригинала в 1966 выяснилось, что икона XIII века, видимо, сгорела в одном из пожаров, а данное произведение относится к первой половине XVI века. На полях стороны с изображением Богоматери написаны святые митрополиты московские Петр и Алексий, а также святители Николай и Леонтий Ростовский (Рыбаков А.А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII — XVIII веков. — М.: «Галарт». 1995.).

Устюжское Благовещение. 30-40 годы XII века. Происходит из Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была привезена Иваном Грозным вместе с другими иконами в Успенский собор Московского Кремля. Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга, согласно которой перед иконой «Благовещения» Прокопий Устюжский молился в 1290 году об отражении от города «тучи каменной». В течение XVII века история происхождения иконы была забыта, и в XVIII веке ее ошибочно отождествили с Устюжской иконой Божией Матери. Легенда об устюжском происхождении иконы возникла на основании Жития Прокопия Устюжского (по списку XVII века). Безуспешные розыски в XVIII веке в Великом Устюге этого образа дали основание предположить, что икона была вывезена в Москву по приказу царя Иоанна Грозного. По благословению великоустюжского архиепископа Гавриила с иконы в 1747 году была сделана копия, которую торжественно перенесли в Великий Устюг (Образ Благовещения написан в Москве в 1747 году иконописцем Федором Иконниковым). Архиепископ Гавриил составил службу в память о чудесах от иконы, совершившихся при жизни Прокопия. В 1783 году в «Историческом описании» Успенского собора Московского Кремля архимандрит Александр (Лёвшин) кратко изложил новосоставленную историю древней новгородской иконы, также связав ее почитание с памятью Прокопия Устюжского. В настоящее время икона находится в Государственной Третьяковской галерее (Степановский И.К. Вологодская старина (историко-археологический сборник). Вологда, 1890).

Богоматерь Владимирская, с праздниками и избранными святыми. Икона-складень начало XVII века. Происходит из Успенского Собора. Поступил в Северо-Двинский музей (Великий Устюг) в 1924 году, в Государственную Третьяковскую галерею в 1930 году. На створах под верхними шпонками надпись, «Пр[окопий] Чирин. [далее утрачено].

Успение Богородицы. Василий Афанасьевич Аленев. Около 1782 года. Происходит из местного ряда иконостаса Успенского Собора. Реставратор С. Б. Веселов, 1978 год.

По описи 1676-1683 году колокольня Успенского собора числится еще деревянной. В 1679 году сгорела деревянная церковь – придел Козьмы и Демьяна, обгорели деревянные главы и самого собора, очевидно пострадала и колокольня. Следовательно можно предположить, что в 1680 году параллельно со строительством каменной церкви Козьмы и Демьяна шло и строительство колоколен. Каменные колокольни получили два объема – прямоугольный и восьмигранный. Позднее в конце XVIII века колокольни были надстроены и получили тот вид, который дошел до нас. На ближней к храму прямоугольной колокольне располагалось два колокола: первый отлитый в 1754 году, весом 1054 пуда «Варлаам», второй отлитый в 1786 году, весом около 500 пудов (оба отлиты в Великом Устюге). На восьмигранной колокольне размещалось 23 колокола, самый древний из которых был отлит в 1643 году. Кроме того в 1834 году иждивением прихожан на колокольне были установлены медные недельного завода боевые часы с четвертями.

В марте — апреле 1922 году Комиссией представителей советской власти, возглавляемой С. Смелковым, из Успенского собора были изъяты Евангелия, сосуды для богослужения, кресты, кадила из драгоценных металлов, серебряные лампады и ризы с икон, дарохранительницы. 18 июня 1922 года во время празднования Круггородного воскресенья, при огромном стечении богомольцев, во время обедней в Успенский собор залетела молния.

3 августа 1922 года арестован настоятель Успенского собора протоиерей Константин Богословский по обвинению в антисоветской агитации. В ноябре 1929 года решением Северодвинского окружного исполкома Успенский собор был закрыт. 4 декабря 1929 года состоялась последняя служба. Часть имущества собора забрали в Государственные фонды, часть – в музей.

Нужно отметить, что Успенский собор был признан памятником архитектуры I категории и взят под охрану государства. Тогдашний директор музея Н. Г. Бекряшев считал, что собор нужно сделать музейным объектом, но Главнаука, на поддержку которой он рассчитывал, молчала. 27 декабря 1929 года сбросили 500 пудовый колокол с колокольни Успенского собора. При падении разбился. 29 декабря сбросили средние колокола. В тот же день на защиту самого большого колокола «Варлаам» выступили работники музея. На следующий день, 30 декабря 1929 года, комиссия собранная местными властями постановила: «Колокола, в том числе и большой колокол весом 1054 пуда под названием «Варлаам», особой ценности как памятник старины и искусства не имеет и подлежит снятию с колокольни бывшего собора и передаче Рудметаллторгу; большой иконостас в нижнем этаже собора площадью примерно 180 кв(адратных) метров, имеющий большую материальную ценность по наличию в нем золота. Разобрать для извлечения из него золота. Одну колонну иконостаса передать музею». Вдумайтесь в эти строки. Благодаря резкому протесту музея во главе с Н. Г. Бекряшевым иконостас удалось отстоять и он уцелел до наших дней. Относительно отлитого в Великом Устюге и украшенного орнаментом колокола «Варлаам», против самоуправства местных властей музей не смог ничего сделать. 5 января 1930 года при большом стечении народа с колокольни Успенского собора сбросили самый большой колокол «Варлаам», упал без повреждений. До конца января ломали колокол: нагревали и бросали снег, колокол рвало на куски, которые увозили.

С декабря 1929 года и до 1976 года здание Успенского собора используется под складские помещения. Например, в марте 1930 года Успенский собор был отдан под пересыльный лагерь для «лишенцев». Летом 1986 года в Великом Устюге позолотили четыре главки Успенского собора. В 1988 году продолжили реставрацию колокольни. 19 апреля 1997 года освящен и поднят на колокольню Успенского собора новый колокол весом 50 пудов (язык – 40 кг.), подарок московского предпринимателя Андрея Владимировича Кондина на 850 – летие города. 27 августа 2008 года в канун праздника Успения Божией Матери в Великом Устюге состоялось освящение колоколов для звонницы Успенского собора. Сегодня на колокольне Успенского собора 10 колоколов.

Успенский собор в Великом Устюге — один из древнейших храмов на Русском Севере. Уже с середины ХIII века при Успенском соборе регулярно велось летописание, составившее впоследствии знаменитый Устюжский летописный свод. Первая «церковь великая» во имя Успения Богоматери в Великом Устюге была срублена ещё в 1290 году ростовским епископом Тарасием. Он лично освятил собор и привёз в дар ему колокол «Тюрик» и икону Богоматери Одигитрия, которой суждено было стать главной святыней собора. Правда, построенный епископом Тарасием храм, как считают исследователи, был не первым, а вторым — ещё до него, по крайней мере с начала ХIII века, в городе уже существовал деревянный собор. Но так как о нём никаких достоверных сведений не сохранилось, то собор епископа Тарасия условно считается первым.

Читайте так же:  Киев собор святого александра

Успенский собор множество раз горел, и его возводили заново. Тарасиевский храм простоял 100 лет, сгорел в 1396 году. Спустя год его отстроил и освятил ростовский епископ Григорий. Но не прошло и года, как новгородская рать напала на Устюг, разорила и дотла сожгла город. Собор сгорел, а чудотворная икона Одигитрия была «взята в полон». Поговаривали, что добыча новгородцев была так велика, что лодку с награбленным церковным добром невозможно было сдвинуть с берега. Тогда один из новгородцев прыгнул в лодку и, цинично воскликнув: «Не связанных полоняников в чужую землю не ведут!», стал вязать чудотворную икону Одигитрия. Это святотатство даром ему не прошло и вдобавок возмутило новгородского архиепископа Иоанна. Крайне разгневанный, Иоанн приказал новгородцам отвезти икону обратно в Устюг, а собор построить заново. Архиепископ Иоанн даже сам послал в Устюг своих церковных мастеров, которые в 1399 году срубили деревянный собор — уже четвёртый по счёту. Вдадыка Иоанн прислал в дар собору несколько ценных икон. Этот собор простоял 90 лет и во время большого городского пожара снова сгорел. Устюжане послали грамоту великому князю Московскому Ивану III с просьбой о помощи, который приказал ростовскому архиепископу Тихону оказать им содействие. Ростовские плотники во главе с мастером Алексеем Вологжаниным в 1493 году возвели пятый собор, который достоял только до 1496 года. В 1496 году он сгорел вместе «с книгами, иконами, со всем церковным украшением».

Возведённый в 1502 году шестой «вельми великий» пятишатровый Успенский собор был одним из величайших деревянных храмов Древней Руси — его высота составляла 70-75 метров. А возведён он был всего за один летний сезон. Это чудо деревянной архитектуры, простояв полвека, сгорело в 1552 году от удара молнии, а на его месте в 1554-1558 годах возводится седьмой, последний в истории Устюга деревянный собор. В 1554 году на месте погоревшего деревянного Успенского собора на высоком берегу реки Сухоны был заложен первый в городе каменный храм. Он был построен по образцу московского Успенского собора, освящён в 1558 году и стал первым каменным городским собором на всём Русском Севере. Успенский собор сильно пострадал «от воровских людей» в Смутное время. В 1617-1622 годах в нём велись ремонтные работы, но спустя девять лет, в 1631 году, от случайно забытой зажжёной свечи собор сгорел. От сильного огня все стены «расселись» и грозили рухнуть. Новый пятиглавый собор, сохранившийся до наших дней, возводила с 1639 по 1658 год на средства купеческой семьи Босых артель ярославских и ростовских мастеров. Они полностью разобрали остатки сгоревшего храма. Известно, что собор достраивался в 1662-1663 годах — на эти цели царь Алексей Михайлович опустил 7500 рублей.

В 1728-1732 годах собор был существенно перестроен и расширен, а в 1778 году главы собора были установлены на грандиозных ярусных восьмигранниках. В 1680 году к собору была пристроена небольшая тёплая церковь-придел во имя Свв. Козьмы и Дамиана. Этот придел сменила построенная в 1846-1849 годах церковь Благовещения. От некогда богатого внутреннего убранства Успенского собора сохранилось немногое. Светлый и просторный храм украшал резной иконостас 1731-1732 годов, в котором находились иконы ХVII века, написанные известным художником Оружейной палаты Спиридоном Холмогорцем. Существующий иконостас относится к 1780 году. Иконы в нём в основном поздние, 18-го столетия. Из древних икон сохранилась только «Успение Богоматери» — дар суздальского князя Семёна Борисовича, присланная в Устюг в 1496 году. Соборный ансамбль дополняет громадная колокольня, производящая весьма внушительное впечатление. Она построена в конце 17-го столетия, но свой нынешний вид приобрела после многократных перестроек. Высота колокольни достигает 50 метров. В 1754 году на ней был подвешен 1000-пудовый колокол «Варлаам» — самый большой в Великом Устюге, для которого была надстроена специальная звонница.

Из книги: Низовский А.Ю. Православные храмы и монастыри. — М.: Вече, 2005.

Соборное дворище Великого Устюга, во многом благодаря которому он получил прозвище «северный Суздаль» — центральный храмовый комплекс города, где находятся Успенский собор с колокольней, откуда открывается красивый вид на исторический центр и Дымковскую слободу, действующий собор святого Прокопия Праведного — покровителя города, собор Иоанна Устюжского, Архиерейский дом и еще несколько церквей и хозяйственных построек. Соборное дворище непременно стоит посетить для того, чтобы полюбоваться одним из крупнейших соборов русского Севера, оценить очаровательный, хотя и нестройный, ансамбль церквей и подняться на колокольню, чтобы окинуть взором просторы реки Сухоны и исторический центр Великого Устюга.

Лучший вид на Соборное дворище открывается с противоположного берега Сухоны — так ансамбль храмов предстает единым архитектурным комплексом с необычным обилием вертикалей, шпилей и крестов.

Немного истории

История Соборного дворища Великого Устюга неотделима от летописи жизни города. Чтобы объяснить возникновение столь прекрасного ансамбля, стоит заглянуть в глубь русской истории, точнее, в 15 век, когда Устюг стал частью Московского княжества и превратился в преуспевающий купеческий город. Здесь сходились водные пути из Вологды, с Волги и Предуралья, откуда корабли получали прямой выход к устью Двины и далее, к северным морям. Город расцветал с притоком коммерсантов, строил великолепные здания, для чего привлекал лучших архитекторов Руси. Хотя с основанием Петербурга Великий Устюг утратил функцию главного северного порта, капиталы еще оставались в городе, благодаря чему в 17-18 веках здесь по-прежнему возводились примечательные сооружения. В их числе и ансамбль Соборного дворища.

Что посмотреть

Успенский собор — доминанта Соборного дворища и главный храм города. Собор строился в начале 17 века, но нынешнее здание относится ко второй половине 1600-х гг. Это уникальный образец русского храма того времени, при этом достаточно богатый. Здесь стоит обратить внимание на гармоничность облика в стиле русского классицизма, ярус каменной резьбы и пять золоченых главок. Внутри непременно стоит увидеть фрески 17 века и семиярусный иконостас.

Примыкающая к Успенскому собору Соборная колокольня притягивает взор необычной архитектурой — фактически, это сдвоенные башни, одна из которых увенчана острым шпилем (напоминающим скорее купол католического костела), другая — навершием в стиле классицизма. На смотровую площадку можно подняться по узкой и крутой лестнице; отсюда открываются замечательные виды на реку и исторический центр города.

Собор Прокопия Праведного был построен в 1660-х гг. и посвящен блаженному чудотворцу и небесному покровителю Великого Устюга, некогда подвизавшегося на паперти Успенского собора. Собор известен мироточащей иконой Благовещения. Весьма интересна старинная фреска «Тайная Вечеря» на фасаде храма.

Церковь Иоанна Праведного датируется 2-й половиной 17 века, однако претерпела сильные изменения в ходе перестройки в начале 19 века, поэтому представляет собой порой хаотичное смешение разных стилей: тут и классицизм, и русский стиль, и барокко.

Практическая информация

Адрес: Великий Устюг, Соборное дворище.

Храмы можно посетить бесплатно, однако они могут быть закрыты на реставрацию в непредсказуемом порядке.

Санкт-Петербург Храмы и монастыри Санкт-Петербурга Спас-на-крови

Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге является музеем и памятником русской архитектуры. Был возведен по указанию Александра III и решению Синода на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец И. Гриневицкий смертельно ранил Александра II, которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права.

Собор расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Вместимость собора — 1600 человек.

Режим работы собора Спас-на-крови в 2020 г.

Спас-на-крови закрыт для посетителей с 30 декабря 2020 года до 10 января 2021 года.

  • С 10:30 до 18:00
  • Выходной день — среда
  • С 1 мая по 30 сентября с 18:00 до 22:30 в музее проводятся вечерние экскурсии «Спас на крови в белые ночи» (смотрите стоимость посещения в вечернее время). Выходной день — среда

Стоимость билетов в собор Спас-на-крови в 2020 г.

  • взрослые — 350 рублей
  • дети (до 7 лет) — бесплатно
  • дети (от 7 до 18 лет) — 100 рублей
  • студенты России и Белоруссии — 100 рублей
  • пенсионеры России и Белоруссии — 100 рублей
  • студенты зарубежных стран (необходимо предъявить карту ISIC) — 200 рублей
  • Спас-на-Крови в вечернее время — 400 рублей

Как добраться до собора Спас-на-Крови

Ближайшее метро — «Невский проспект», выход на канал Грибоедова. При выходе из метро подойти к каналу, справа вы увидите купола «Спаса на крови».

История храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге

Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).

Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.

Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.

В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.

Внешний вид храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге

Собор имеет ассиметричную форму, вытянутую по оси восток-запад. К восточной стороне собора примыкают три алтарные апсиды — центральная и две малые, боковые с медными позолоченными куполами. С западной части — двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. Входные двери смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены двадцать памятных досок из тёмно-красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года). Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни, выполненные мозаикой — главное украшение фасада собора. Мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора.

Между крыльцами находится распятие (также из мозаики). Сверху — изображения двуглавого орла. Общая площадь мозаики фасадов составляет 400 квадратных метров. Глава собора, покрытая цветной ювелирной эмалью, имеет луковичную форму. Такой же купол и у центрального шатра. Колокола, главный из которых весил 1100 пудов, были изготовлены в Финляндии.

Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне строгой архитектуры Северной столицы оно кажется игрушкой. Прослеживается сходство собора с храмом Василия Блаженного в Москве.

Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге

Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола. В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева. Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова — «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».

Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза. Под сенью хранятся реликвии собора — часть решётки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.

Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.

Храм Спас-на-крови — это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом надвигающейся революции.

    • Упомянуто в аудиогиде:
    • Спас-на-Крови,
    • Карта Гостя
    • Бесплатное посещение с Картой Гостя Санкт-Петербурга

      Один из самых красивых, праздничных и ярких соборов в псевдорусском стиле

      Храм строился с 1883 по 1907 год на месте трагических событий — 1 марта 1881 года здесь был смертельно ранен император Александр II, направлявшийся в тот день к месту парада войск на Марсовом поле. Его сын, Александр III, приказал построить на этом месте церковь для регулярных служб по убиенному. Именно поэтому за храмом закрепилось название Спас-на-Крови, хотя официально он называется Храм Воскресения Христова.

      На строительство храма пожертвовали деньги не только россияне, но и жители славянских стран. На стенах колокольни помещены более сотни мозаичных гербов больших и малых городов, губерний и уездов, участвовавших в сборе средств. Здесь же и герб Дома Романовых.

      Крест колокольни венчает вызолоченная царская корона — знак того, что наибольший вклад был сделан членами августейшего семейства. Всего на строительство было израсходовано 4,6 миллионов рублей.

      По своей архитектуре собор отличается от других строений Санкт-Петербурга. Он содержит в себе более 7500 квадратных метров мозаики, что, по утверждениям работавших над ним реставраторов, больше, чем в любом другом соборе мира. Стены и потолки целиком покрыты тщательно выложенной мозаикой, в основном изображающей библейские события и персоналии, с весьма мелкоузорчатыми границами, четко выделяющими каждое изображение. Над этим мозаичным ансамблем работали художники В.М. Васнецов, М.В. Нестеров и А.П. Рябушкин.

      Для отделки куполов церкви использовали медные детали, покрытые цветной прочной морозостойкой эмалью (площадью 1000 квадратных метров). Высота самого высокого купола — 81 м. По всему периметру здания установлены 20 гранитных досок, на которых золочеными буквами описываются деяния Александра II. Со стороны Михайловского сада храм окружен кружевной чугунной оградой с растительным узором, выполненной по рисунку Парланда.

      После революции собор Спас-на-Крови был закрыт и не реставрировался на протяжении долгого времени. Возникали слухи, что его даже собираются разобрать. В 1970 году он был передан под патронаж Исаакиевского собора, который и выделил 80% средств на реставрацию. В 1997 году Спас-на-Крови распахнул свои двери посетителям в качестве музея, в котором содержится огромная коллекция мозаичных икон (более 7 тысяч квадратных метров).

      Храм во имя Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, получивший в народе название «Спас на Крови» — это мемориальный храм, возведенный в память о трагической кончине императора Александра II. Собор стоит над местом смертельного ранения Государя. Здесь на набережной Екатерининского канала (сейчас канала Грибоедова), император был смертельно ранен революционерами-народовольцами 1 марта 1881 года по старому стилю. Трагическое событие, потрясшее всю страну, стало толчком к созданию Храма-Памятника, Храма покаяния народа за убийство своего царя.

      Александр II (1855-1881) вошел в русскую историю как царь-реформатор. Получив страну, ослабленную Крымской войной, в тяжелейшем экономическом состоянии, он был вынужден пойти на масштабные преобразования. Главным делом его жизни стала отмена крепостного права в 1861 году, давшая личную свободу и права российским крестьянам, открывшая путь экономическому развитию России. Именно за освобождение 23 миллионов крестьян Александр II получил прозвание «Царь-Освободитель». Реформы, последовавшие за отменой крепостного права: земская, судебная, военная, народного образования и многие другие затронули все стороны российской жизни. Они запоздали, проводились не всегда последовательно, встречали сопротивление «справа» и «слева», но все равно трудно переоценить их значение для истории России. Развитие промышленности, строительство железных дорог, привлечение всех слоев населения к решению местных проблем, самая прогрессивная в мире судебная система, реорганизация армии, присоединение к России огромных территорий Средней Азии и Кавказа сделали страну действительно великой державой, и во многом позволили обрести международный престиж, отчасти утраченный после поражения в Крымской войне. Освободителем император стал и для балканских народов, за свободу и независимость которых Россия воевала в Русско-турецкой войне 1877-78 гг.

      Поступательное развитие страны было прервано усилением революционного движения. Воспользовавшись недовольством части населения, революционеры вступают в борьбу с самодержавием, считая его главным злом для страны и народа. Попытки поднять на борьбу крестьянство не увенчались успехом, «хождение в народ» революционеров провалилось. Организация «Народная воля», возникшая в конце 70-х годов выбирает террор как главный метод борьбы. Народовольцы всерьез полагали, что гибель царя и нескольких высших чиновников вызовет в стране смятение, на волне которого при поддержке рабочих и военных удастся свергнуть самодержавие и установить республиканское правление. Взяв на себя право вынести императору «смертный приговор», они начинают настоящую «охоту» на Александра II. Покушения следуют одно за другим; гибнут ни в чем не повинные люди; власти усиливают репрессии против революционеров, даже пытаются пойти на уступки, но ничто не останавливает цареубийц.

      1 марта 1881 года произошло последнее покушение, стоившее жизни Царю-Освободителю. Террористический акт тщательно готовился. Было установлено наблюдение за всеми передвижениями императора. Во время проезда кареты самодержца по набережной Екатерининского канала революционер Н.Рысаков бросил первую бомбу. Взрывом были ранены несколько человек, в том числе смертельные раны получили конвойный казак Александр Малеичев, сопровождавший карету, и находившийся рядом с местом взрыва мальчик разносчик Николай Захаров. Повреждена была задняя стенка императорской кареты, выбиты стекла, но сам царь не пострадал. Александр II отказался сразу покинуть место трагедии. Он отдал распоряжения о помощи раненым, посмотрел на схваченного террориста, и, уже возвращаясь к своей карете, был настигнут вторым взрывом. Другой народоволец, И.Гриневицкий, сумел бросить бомбу прямо под ноги императору. Истекавшего кровью Александра II перенесли в сани и отвезли в Зимний дворец. От полученных ран Царь-Освободитель скончался в 3 часа 35 минут пополудни.

      «Александр II на смертном одре». К.Е.Маковский (1881 г.)
      Россия была потрясена этим трагическим событием. Надежды «Народной воли» не оправдались – выступлений народных масс не произошло. Место трагедии стало местом паломничества, где стали возноситься молитвы за душу убитого Царя. Верующие ощущали цареубийство как личную трагедию, видя в ней параллель с Евангельскими событиями. Как Царь Небесный Иисус Христос принял мученическую кончину за грехи всех людей, так и Царь земной Император был убит за грехи русского народа. Желание увековечить память о погибшем Царе-Освободителе охватило все слои населения, включая самые беднейшие. По всей России начинают возводиться многочисленные монументы в память об императоре: это и скульптурные памятники, и поминальные стелы, и часовни.

      На месте смертельного ранения императора через несколько лет был заложен величественный храм Воскресения Христова на крови, продолживший давнюю традицию русского зодчества возводить церковные сооружения в честь важных исторических событий или в память о погибших.

      Инициатором увековечивания памяти убитого императора Александра II выступила Санкт-Петербургская Городская дума, депутаты которой предложили установить над местом ранения Царя-Освободителя часовню.

      Новый император, сын погибшего, Александр III, поддержав решение Думы, пожелал возвести не часовню, а храм-памятник. Был объявлен конкурс на создание проекта храма над местом трагедии. 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра II, на набережной канала освящается деревянная шатровая часовня, сооруженная по проекту Л.Н.Бенуа на средства купца И.Ф.Громова. В ней ежедневно совершали панихиды об упокоении души убиенного императора Александра Николаевича. Через стеклянные двери можно было видеть звено ограды набережной и часть мостовой со следами крови. Часовня простояла до начала строительства храма в 1883 году (потом ее перенесли на Конюшенную площадь и впоследствии разобрали).

      Временная часовня на Екатерининском канале
      В первом конкурсе на создание проекта мемориального храма приняли участие виднейшие петербургские архитекторы: А.И.Томишко, И.С.Китнер, В.А.Шретер, И.С.Богомолов и др. Большинство проектов были созданы в «византийском стиле». Но Александр III, рассмотрев избранные варианты, не утвердил ни одного из них, так как, по его мнению, они не отвечали характеру «русского церковного зодчества». Он выразил пожелание, «чтоб храм был построен в чисто русском вкусе XVII столетия, образцы коего встречаются, например, в Ярославле», и что «самое место, где император Александр II был смертельно ранен, должно быть внутри самой церкви в виде особого придела». Создание храма-памятника в традициях XVII века служило бы метафорой приобщения Петербурга к заветам старомосковской Руси. Напоминая об эпохе первых Романовых, сооружение символизировало бы единство царя и государства, веры и народа. То есть новый храм мог стать не просто мемориалом убитому императору, но и памятником российскому самодержавию вообще.

      Совместный конкурсный проект архимандрита Игнатия и А.Парланда
      За первым конкурсом последовал второй. 28 апреля 1882 г. Комиссия приступила к отбору лучшей работы. Высочайшее одобрение получил совместный проект архимандрита Игнатия (И.В.Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, и архитектора А.А.Парланда. Именно этот проект удовлетворял все требованиям нового императора. Однако окончательный проект был утвержден лишь в 1887 году, после внесения А.А.Парландом ряда корректировок, значительно изменивших первоначальный облик храма.

      Освятить будущий храм во имя Воскресения Христова предложил архимандрит Игнатий. Произошло это на первом же заседании Комиссии по строительству. Посвящение храма Воскресению Христову носило глубокий смысл: в таком наименовании звучала идея преодоления смерти, утверждалась связь между мученической кончиной Александра II и искупительной жертвой Спасителя. Место смертельного ранения Царя-Освободителя должно было восприниматься как «Голгофа для России». Этот образ лучше всего раскрыл в своем стихотворении А.А.Фет:

      «1 марта 1881 года»

      День искупительного чуда,
      Час освящения креста:
      Голгофе передал Иуда
      Окровавленного Христа.

      Но сердцеведец безмятежный
      Давно, смиряяся, постиг,
      Что не простит любви безбрежной
      Ему коварный ученик

      Перед безмолвной жертвой злобы,
      Завидя праведную кровь,
      Померкло солнце, вскрылись гробы,
      Но разгорелася любовь.

      Она сияет правдой новой.
      Благословив ее зарю,
      Он крест и свой венец терновый
      Земному передал царю.

      Бессильны козни фарисейства:
      Что было кровь, то стало храм,
      И место страшного злодейства
      Святыней вековечной нам.

      Собор Воскресения Христова был торжественно заложен 6 октября 1883 года в присутствии митрополита Исидора и царской четы: императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. В честь этого события была выбита медаль, которую по традиции вместе с закладной доской заложили в основание будущего престола. Церемониал освящения был составлен самим архимандритом Игнатием (Малышевым).

      Первый камень положил лично император Александр III. Перед этим фрагмент решетки канала, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренной кровью Александра II, сняли, уложили в ящики и перенесли на хранение в часовню на Конюшенной площади.

      Хотя окончательный проект храма к 1883 году еще был не утвержден, строительство началось. Строился собор 24 года. Его смета составила 4 606 756 рублей (из них 3 100 000 рублей выделила казна, остальное составили пожертвования от императорской фамилии, государственных учреждений и частных лиц). Строительство осложнялось близостью канала. Впервые в строительной практике Санкт-Петербурга было применено бетонное основание под фундамент, вместо традиционной забивки свай. На мощном сплошном фундаменте из путиловской плиты возводят кирпичные стены.

      Одновременно идет наружная облицовка, отличающаяся повышенной декоративностью и сложностью исполнения. Стены храма облицованы красно-коричневым кирпичом из Германии, беломраморные детали выполнены из эстляндского мрамора; особую нарядность храму придают поливные изразцы и цветная черепица работы фабрики Харламова. В 1894 году сомкнули своды купола, в 1896 на Петербургском Металлическом заводе были выполнены металлоконструкции каркасов девяти глав собора. Покрытие глав четырехцветной ювелирной эмалью специальной рецептуры не имеет аналогов в русской архитектуре. Эта уникальная работа была выполнена фабрикой Постникова.

      6 июня 1897 года состоялось торжественное поднятие креста высотой 4,5 метра на центральную главу храма. Совершил молебен и освятил крест митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий. Но строительство продолжалось еще 10 лет. В основном велись отделочные и мозаичные работы. Архитектура храма Воскресения относится к позднему этапу развития «русского стиля» XIX века (одного из стилистических направлений эклектики). Архитектор А.Парланд создал оригинальное сооружение, вобравшее все самое лучшее и выразительное из арсенала русского зодчества допетровской Руси. Архитектурный образ храма навевает воспоминания о московских и ярославских церквях XVI –XVII веков. В качестве прообразов «Спаса на крови» специалисты называют московские храмы Троицы в Никитниках и Троицы в Останкине, ярославские храмы: Иоанна Златоуста в Коровниках и Иоанна Предтечи в Толчкове и другие. В основе композиции собора – компактный четверик, увенчанный пятиглавием. Центральные главы узорами напоминают главы московского Покровского собора (больше известного как храм Василия Блаженного) – одного из символов России. Но покрытие этих глав ювелирной эмалью совершенно уникально. Высота центральной шатровой главы 81 метр (высота колокольни Ивана Великого в Москве). С востока три полукруглые алтарные апсиды завершаются золочеными главками. С запада к основному объему примыкает колокольня, выдвигающаяся в русло канала. Высота главы колокольни 62,5 метра. Именно колокольня выделяет само место трагедии, находящееся внутри храма. Над луковичной главой колокольни воздвигнут высокий крест, завершающийся императорской короной. По народным поверьям на крестах православных церквей невидимо стоят Ангелы, переносящие молитву, творимую в храме, к Престолу Всевышнего и поэтому под главой колокольни были выбиты слова, взятые из молитвы св. Василия Великого: «Сам, Бессмертный Царю, прими моления наша…и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением, или неведением согрешенная нами…». С западной стороны колокольни, под золотым навесом, находится мраморное Распятие с мозаичным образом Спасителя, отмечающее снаружи храма место смертельного ранения императора. По сторонам от Распятия размещены иконы: св. Зосимы Соловецкого, в день памяти которого родился Александр II (17 апреля по ст.стилю); и св.муч. Евдокии, в день памяти которой император принял мученическую смерть (1 марта по ст. стилю). В убранстве колокольни многократно подчеркивается мемориальный характер сооружения: над полукруглым окном мозаичная икона Александра Невского, небесного покровителя Александра II; в кокошниках – небесные покровители императорской семьи. Поверхность колокольни, ниже карниза, покрыта изображениями гербов городов и губерний, представляющих всю Россию, скорбящую об убийстве Царя- Освободителя. Основные события царствования Александра II высечены на досках красного гранита в нишах ложной аркады, размещенной в нижней части стен фасада. Двадцать досок повествуют о судьбе императора и его преобразованиях.Входы представляют собой два сдвоенных крыльца под общим шатром, прикомпанованных к колокольне с севера и юга. Шатры, покрытые цветной черепицей, венчают двуглавые орлы, в тимпанах крылец — мозаичные композиции по оригиналам В.М.Васнецова «Страсти Христовы». Войдя внутрь собора, мы сразу же оказываемся рядом с местом трагедии — фрагментом набережной, выделенным шатровой яшмовой сенью. Сень, вырезанная русскими мастерами камнерезами, представляет собой восьмигранный шатер, который поддерживают четыре колонны. Большая часть убранства была создана из русской алтайской и уральской яшмы; балюстрада, вазоны и каменные цветы на шатре – из уральского родонита. За золоченой решеткой с императорской короной виднеются булыжная мостовая, плиты тротуара и решетка канала – место, где упал смертельно раненый император. Сюда приходили и приходят люди, чтобы помолится о душе Царя-Освободителя. Рядом с памятным местом и сейчас проводятся панихиды.

      Сень над местом смертельного ранения императора Александра II

      Интерьер собора имеет неповторимый облик – это удивительное сочетание мозаичного и каменного убранства. Стены и своды храма покрыты сплошным мозаичным ковром — это и священные изображения, и многочисленные орнаменты. Площадь мозаичного убранства составляет более 7 тысяч квадратных метров! В России, да и в Европе храм занимает первое место по количеству мозаик. Создание убранства Спаса на крови стало новым этапом в развитии русского монументального мозаичного искусства.

      В 1895 году Комиссия по строительству объявила конкурс на исполнение мозаик. В нем участвовали мозаичное отделение Академии художеств, немецкая фирма «Пуль и Вагнер», итальянские фирмы «Сальвиати» и «Societa Musiva» и первая частная мозаичная мастерская А.Фролова, которая и стала победителем. Представленные ее мастерами образцы устроили членов Комиссии, как по техническим, так и по художественным достоинствам, и особенно по срокам изготовления мозаик. Все монументальные мозаики на стенах и сводах собора были выполнены этой частной мозаичной мастерской. Академии художеств доверили набирать только станковые иконы для иконостаса и киотов. Немецкой фирме «Пуль и Вагнер» заказали четыре мозаики для боковых частей иконостаса.

      В мастерской Фролова мозаики набирали «обратным», или «венецианским» способом. Этот метод был рассчитан на исполнение масштабных композиций, воспринимаемых с большого расстояния. Живописный оригинал калькировался на плотную бумагу в зеркальном отображении. Рисунок разделялся на части, на каждую из которых наклеивали лицевой стороной кусочки смальты (цветного стекла). Готовую мозаику окружали рамой, и заливали цементным раствором. Мозаичные блоки крепились к стене. Швы между ними заполнялись мастикой, по которой композиция «добиралась» уже прямым способом набора. Основу художественного метода составляли упрощение живописного рисунка, лаконизм цветового решения и четкость светотеневых ограничений. Декоративность такой мозаики в большей степени, чем мозаики, выполненной «прямым способом», зависела от оригинала, предоставленного художником. Прототипом подобного письма служила фресковая живопись новгородских и ярославских храмов XVII века.

      Живописные эскизы для мозаик Спаса на крови создавали 32 художника, отличавшихся как степенью своего дарования, так и художественной манерой. Лучше других восприняли специфику монументального искусства Н.Н.Харламов, В.В.Беляев, и В.М.Васнецов. Диапазон их творческой манеры весьма разнообразен: от византийских традиций и канонов академизма до стилистических приемов модерна.

      Размещение изображений строго продумано — оно отражает и мемориальный характер собора, и его посвящение Воскресению Христову. В центральной части храма на синих фонах стен – представлен земной путь Спасителя: от иконы Рождества Христова в нижнем регистре южной стены до чудес и исцелений, изображенных на иконах северной стены. Восточная часть выделена золотыми фонами. Над алтарем размещен образ «Спас в силах» или «Христос во славе», удивительная мозаика, по эскизу иконописца Н.Н.Харламова. Мозаика показывает Господа во всей полноте Его силы и славы, таким, каким Он явится в конце времен, чтобы судить живых и мертвых. Окружают Господа Небесные силы: Серафимы с огненными крыльями, Херувимы – с зелеными; с четырех сторон от Христа крылатые символы Евангелистов. Выразительная и лаконичная икона, прекрасно вписывается в алтарную апсиду и сразу приковывает взгляд. При парадном освещении и в солнечные дни образ излучает мощное золотое свечение. Фоны набраны золотой смальтой – канторелью, содержащей тонкие пластинки сусального золота внутри стекла.

      Спас в силах или Христос во славе

      В алтаре всю поверхность восточной апсиды занимает огромная мозаичная икона «Евхаристия», созданная также по эскизу Н.Н.Харламова. В центре на возвышении изображен сам Христос, торжественно подающий Святые Дары. По сторонам от него Ангелы, держащие рипиды, и апостолы, торжественно шествующие к Причастию. При открытых Царских вратах виден лишь центр композиции – Христос и принимающие Святые Дары склонившиеся первоверховные апостолы Петр и Павел.

      Евхаристия
      В полукружиях боковых апсид над иконостасом: справа – «Вознесение Христово», слева – «Сошествие Святого Духа» (обе иконы по эскизам В.В.Беляева).

      В центре собора, в полусфере, перед алтарем излучает золотое свечение мозаика «Преображение Господне». Христос, преобразившийся перед Своими учениками, изображен в центре, в лучах блистающего света. По сторонам от Него пророки – Илия и Моисей. Внизу, закрываясь от нестерпимого сияния – апостолы Петр, Иаков и Иоанн, взошедшие с Господом на гору. Набрана икона по эскизу Н.Н.Кошелева.

      Преображение Христово
      Изображение Благовещения — на двух столпах-пилонах перед солеей (это икона создана по эскизу архитектора А. А.Парланда). На четырех центральных подкупольных пилонах размещаются иконы святых: пророков, апостолов, праведников, мучеников, преподобных. Лики святых помещены и на выступах стен и на арках. В центральном барабане купола в круглых медальонах находятся 16 изображений небесных покровителей императорского дома. В своде главного барабана – лик Христа Пантократора, что в переводе с греческого означает Вседержитель. Господь на мозаике по эскизу Н.Н.Харламова изображен оплечно, с руками поднятыми в благословляющем жесте. Евангелие перед ним раскрыто на словах «МИР ВАМ». Обрамляют лик Спасителя образы Серафимов и Херувимов. Их сомкнутые крылья создают изящный узор. Композиция образа схематична, решена широко и декоративно. Цвет положен не более чем в двух оттенках. Силуэт Спасителя выделяется на темно-синем фоне. Лик Господа с огромными темными глазами, устремленными на зрителя, необыкновенно выразителен и напоминает византийские образцы.

      Христос Пантократор
      По канонам византийской иконописи созданы Харламовым мозаики для малых плафонов «Спас Благое Молчание», «Спас Эммануил», «Иоанн Креститель» и «Богоматерь». Эти сравнительно небольшие по размеру работы отличаются ясным и точным рисунком мозаичного набора, особой одухотворенностью и монументальностью. Специфика храма-памятника внесла в оформление интерьера ряд корректив. В большей степени каноны нарушены в западной части храма, где находится место смертельного ранения императора Александра II. Это определило тематическую направленность расположенных вокруг сени мозаик: «Положение во гроб», «Распятие», «Сошествие во ад» и других, исполненных по оригиналам В.В.Беляева. В них тема мученической смерти царя ассоциативно раскрывается через посмертную судьбу Спасителя. Скорбное место — сень — освещено окном на западной стене. Венчает его композиция «Яко царствие Твое», или «Новозаветная Троица», с восседающем на троне Богом-Отцом, Иисусом Христом и парящим над ними голубем — символом Святого Духа. Окно фланкируют изображения Ангела Хранителя погибшего императора и св. князя Александра Невского, его небесного покровителя. Два воина — небесный и земной — застыли на карауле у места смертельного ранения царя. Мозаики у места трагедии, также как и в алтарной части, набраны на золотых фонах. Вечером заходящее солнце освещает западную часть собора и отсюда исходит мягкое свечение.

      Св. князь Александр Невский и Ангел Хранитель погибшего императора
      В отличие от монументальных изображений на стенах и сводах собора, исполненных мастерами Фролова, мозаичные иконы иконостаса и киотов — станковые произведения. Они исполнялись мозаичистами Императорской Академии художеств и немецкой фирмой «Пуль и Вагнер» и набраны так называемым «репродукционным способом», позволяющим копировать живописный оригинал с сохранением всех его цветовых нюансов. Центральные местные иконы иконостаса «Спаситель» и «Пресвятая Богородица» набраны в мозаичной мастерской Академии Художеств по живописным оригиналам В.М.Васнецова. Художник, прославивший себя росписями Владимирского собора в Киеве, картинами на сказочные и былинные сюжеты, согласился создать всего несколько произведений для Спаса на крови. Образы, созданные В.М.Васнецовым, поражают величием и одновременно особой одухотворенностью. Спаситель изображен на царском троне как Царь и Судия, но взор Его преисполнен любви и сострадания к людям. Пресвятая Богородица, Царица Небесная также восседает на троне — сколько нежности, теплоты, грусти в Ее лице. Тень тревоги коснулась и лика Богомладенца. Мягкий колорит икон построен на сочетании тонов вторящих теплоте и задушевности образов. Четкие контуры и локальные цвета придают иконам монументальность.

      Пресвятая Богородица Спаситель
      Справа от Спасителя храмовая икона «Сошествие во ад». Иконография образа передает смысл Воскресения Христова – освобождение людей от уз греха и смерти. М.В.Нестеров, автор живописного оригинала, следует древнерусскому канону. В центре в сияющей мандорле и белых одеждах изображен Христос. Свет, окружающий его, противопоставлен темноте вокруг. Господь правую руку подает Адаму, слева от Него — Ева. По сторонам виднеются фигуры ветхозаветных царей и праведников, орнаментальный фон создают крылья бесплотных Сил Небесных, внизу – поверженные врата ада и языки пламени. Нежные тона иконы, изысканность линий и экспрессия сродни стилистике модерна. Образ набран в Академии художеств репродукционным методом, передающим все оттенки и цветовые переходы.

      С другой стороны иконостаса, слева от образа Богородицы, размещена икона «Вознесение Господне» по оригиналу М.В.Нестерова. В основе также лежит древняя иконография, выполненная в современной для художника манере. Нестеров создает эскизы и для изображений в кокошниках иконостаса: «Ветхозаветная Троица» и «Христос по дороге в Эммаус».

      Вознесение Христа Сошествие во ад
      Невысокий одноярусный иконостас храма Воскресения является шедевром камнерезного искусства. Он выполнен по эскизу архитектора А.А.Парланда из итальянского мрамора генуэзской фирмой Нуови. Мрамор тонко подобран по цвету, темные тона нижней части переходят в светлые наверху. Создается ощущение легкости и возвышения. Ажурная резьба иконостаса напоминает резьбу по дереву и поражает виртуозностью и разнообразием. Орнаментика архитектурных деталей пронизана символами, рожденными представлениями о вечном Эдеме, растительные узоры напоминают о райском саде. Три больших кокошника венчают иконостас, над ними пока не установлены кресты, утраченные в советское время. Кресты украшали граненые кристаллы хрусталя и сейчас планируется их воссоздание. Пострадал и уникальный итальянский мрамор иконостаса. В левом нижнем углу, рядом с табличкой, можно увидеть, в каком состоянии он был до начала реставрации.

      В центре иконостаса находятся царские врата, недавно заново созданные и возвращенные на свое место. Их краткое описание представлено Парландом в Отчете о строительстве храма: «Царские врата – из серебра на металлическом каркасе, с эмалевыми украшениями по золотому фону и с эмалевыми же изображениями 4 Евангелистов и Благовещения (исполнены по рисункам архитектора строителя) — дар Петербургской Купеческой Управы». В советское время их великолепное убранство было полностью утрачено. Воссоздание царских врат произведено петербургскими мастерами на средства выделенные музеем. Л.А.Соломникова — автор уникальной рецептуры современной эмали и ее палитры. В.Ю.Никольский руководил реставрационными работами по металлу. Почти восемь лет ушло на эту сложную и кропотливую работу.

      13 марта 2012 года Царские врата храма Воскресения Христова были установлены на историческое место и 14 марта торжественно освящены епископом Гатчинским Амвросием.

      Фланкирующие столбики Царских врат украшают 12 мозаичных икон «Афонских святых», изготовленых в 1861 году в мозаичных мастерских Академии художеств. Это уникальные иконы из мелких столбиков «тянутой смальты» по рисункам с оригиналов, находящихся в одном из монастырей на горе Афон (отсюда и название – «афонские святые»). Изначально их собирались разместить в убранстве ковчега-дарохранительницы в будущем храме Христа Спасителя. Но в 1884 году Александр III передал иконы в строящийся храм Воскресения в Санкт-Петербурге. Из 12 икон сохранились только 4 – св.Прокопий, св.Димитрий, св.Евграф, св.Диомид. Они сильно пострадали в советское время и были в ужасающем состоянии. 8 из 12 икон были утрачены, и их пришлось воссоздавать: это иконы свв.Леонтия, Меркурия, Иакова Персидского, Пантелеймона, Георгия, Никиты, Феодора и Мины Египетского. Автор уникальной реставрационной методики – Игорь Лаврененко. Почти двадцать лет кропотливой работы по реставрации и воссозданию икон завершились в 2013 году и сейчас мы имеем возможность любоваться этими дивными образами.

      Боковые нефы собора завершаются двумя большими каменными киотами, отделяющими клиросы от основного объема здания. В Спасе на крови киоты представляют собой сплошную стенку, выполненную из резного камня. В настоящее время в киотах сохранились лишь 2 иконы, по одной с каждой стороны.

      В левом северном киоте — икона Святого благоверного князя Александра Невского — небесного покровителя императора Александра II, набранная по живописному оригиналу Михаила Нестерова. Художник создал проникновенный образ молящегося князя, склонившегося перед иконой Богоматери, над которой выложены слова из Писания «Не в силе Бог, а в правде». Святой князь изображен в латах, но на доспехи накинут плащ, щит и меч положены к подножию Богородичной иконы. Александр Невский погружен в молитву, в руке его — горящая красная свеча. Икона поразительно подобрана по цвету, передан и блеск доспехов князя, и горение свечи. Это одна из самых филигранных по технике набора икон, набранная в мозаичной мастерской Академии художеств «прямым» или «римским» способом. В этом случае изображение набиралось из небольших кубиков смальты, обладающих богатой палитрой цветовых оттенков.

      Лицевая поверхность мозаики шлифовалась, полировалась, и в итоге готовое изображение почти не отличается от живописного оригинала. В правом южном киоте – икона Воскресения Христова, также по оригиналу М.В.Нестерова. На этой иконе Господь изображен воскресшим, выходящим из гроба в светлом одеянии, в одной руке Крест – символ крестных страданий, другая – поднята в благословляющем жесте.

      Св. князь Александр Невский Воскресение Христово
      Над гробницей надпись: «Где Ты Смерти Жало, где Ты Ада Победа». Создана икона по эскизу Михаила Нестерова и представляет собой западный вариант иконографии Воскресения Христова, пришедший на Русь из Европы в 17 веке. Подобно образу св. князя Александра Невского, она была исполнена в мозаичной мастерской Академии Художеств «прямым» способом набора. Ее нежные светлые краски, потрясают изысканными тональными переходами, создают полное впечатление имитации масляной живописи и созвучны стилистике модерна.

      К сожалению, не сохранились остальные 14 икон, заполнявших ниши киотов. Эти иконы, преподнесенные в дар собору во время строительства, не были мозаичными. Их оклады были выполнены из серебра, украшены эмалью, позолотой и жемчугом. Иконы были изъяты в 1920-е гг. и судьба их сегодня, к сожалению, не известна. Пока эти ниши пустуют.

      Киоты являются образцами прекрасной работы русских камнерезов Екатеринбургской гранильной и Колыванской шлифовальной фабрик. Выбор камней, из которых создавали киоты, не случаен. Эти же камни — зеленая ревневская яшма и розовый родонит — были использованы для создания надгробий над могилами императора Александра II и его жены Марии Александровны в Петропавловском соборе.

      Для украшения киотов применялась яшма и других сортов — палевая аушкульская – для креста и ажурного орнамента наверху, яркая пестроцветная орская яшма — для узорчатых колонок и пластинок в центре киота. Выполненные с необыкновенным мастерством узоры киотов перекликаются с мозаичными орнаментами храма.

      Орнаментика храма проникнута христианской символикой. Стебли и листья, цветы и бутоны создают ощущение светлой радости и надежды на Воскресение, что как нельзя лучше соответствует названию храма. Эскизы более 80 неповторяющихся орнаментов исполнены архитектором А.А.Парландом и художником А.П.Рябушкиным.

      Каменное убранство собора поражает разнообразием. В интерьере Спаса на крови широко применялись не только камни российских месторождений, но и привезенные из Италии. Цокольная часть стен облицована итальянским серпентинитом или змеевиком, названным так за схожесть его рисунка с узорчатой змеиной кожей.

      Пол храма, площадью свыше 600 кв.м выложен из разноцветного итальянского мрамора более чем 10 сортов. Он был выполнен по рисунку А.А.Парланда в генуэзской мастерской Джузеппе Нови, а собран на месте российскими мастерами. Толщина пластинок цветного мрамора – около 5 мм.

      Нижняя часть пилонов храма облицована украинским камнем – черным лабрадоритом. Он обладает уникальным свойством иризации — радужного свечения, идущего словно бы из глубины камня. Каменное и мозаичное убранство взаимно дополняют друг друга и создают уникальный ансамбль храма, проникнутого идеей преодоления смерти Воскресением.

      Спас на крови, возведенный на месте убийства императора Александра II, был торжественно освящен 19 августа 1907 года по старому стилю. Чин освящения проводил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). На освящении присутствовал последний российский император Николай II и императрица Александра Федоровна, ныне причисленные к лику святых. Сразу же после освящения, в полдень, была отслужена первая торжественная литургия.

      Храм вмещал в себя около 1600 молящихся, и средства на его содержание выделяло государство.

      В отличие от приходских церквей, в этом храме до 1918 года не исполнялись требы, как не соответствующие его статусу. Службы же велись ежедневно, с обязательной заупокойной литией.

      Первоначально причт Спаса на крови состоял из восьми человек: настоятеля, ключаря, священника, дьякона и четырех псаломщиков. Первым настоятелем собора с 1907 по 1923 год являлся профессор Духовной Академии протоиерей П.И.Лепорский. Его сменил протоиерей В.М.Верюжский (1923-1929). Последним же настоятелем стал протоиерей А.Е.Советов (1929-1930).

      Построенный на месте смертельного ранения императора Александра II, в послереволюционный период Спас на крови в определенной мере повторил судьбу царя-мученика. В 1917 году прекратилось поступление казенных денежных средств на содержание храма, в связи с чем, настоятель, Петр Лепорский, обратился к жителям Петрограда с предложением объединиться вокруг храма и по мере сил и возможностей разделить заботу о поддержании в нем благолепия.

      По указу Народного комиссариата в марте 1918 года храм Воскресения и его сокровища перешли под управление и охрану Комиссариата народных имуществ Республики. В конце мая 1918 года комиссариат устанавливает свой штат служащих в храме, а в январе 1920 года передает его на условиях полного содержания церковной двадцатке, сделавшей Спас на крови обычной приходской церковью.

      К сожалению, в это время весьма скудные пожертвования прихожан не могли покрыть эксплуатационные нужды здания. В здании не было отопления даже в зимний период.

      В 1920-е годы Спас на крови, как и почти все русские храмы подвергся разграблению, лишившись большей части своих богослужебных предметов. С 1921 по 1923 год комиссия по изъятию церковных ценностей неоднократно проводит конфискацию церковного имущества в соборе и его ризнице (оклады, лампады, подсвечники, ризы, дискосы, ковчеги для святых даров, три напрестольных Евангелия, отличавшихся необычайным богатством оформления).

      В 1922 году под давлением новой власти эксперты Академии истории материальной культуры объявили храм типичным памятником упадка русской архитектуры конца 19 века, не представляющим ни художественной, ни исторической ценности. Таким образом, его можно было беспрепятственно грабить.

      В 1920-е годы храм неоднократно менял подчиненность. С июля 1922 по июль 1923 года, храм, будучи приходским, относился к Петроградской автокефалии. Затем, с 5 июля по 9 августа 1923 года им завладели «обновленцы» — просоветски настроенное духовенство. С августа 1923 по декабрь 1927 года храм Воскресения Христова являлся кафедральным городским собором. С конца 1927 года по ноябрь 1930 года Спас на крови был центром «Истинно-Православной Церкви» или «иосифлянства» – течения в Русской Церкви, возглавлявшегося митрополитом Иосифом (Петровых), непримиримо относившимся к вмешательству советских властей в церковные дела и разорвавшим каноническое общение с патриаршей церковью. Советские власти рассматривали деятельность иосифлян как контрреволюционную, хотя изначально «иосифлянский раскол» не имел никакой антиправительственной или антигосударственной окраски.

      В итоге лидеры иосифлян, в том числе настоятель Спаса на крови Василий Верюжский и многие прихожане были арестованы. В декабре 1930 года организован судебный процесс для обезвреживания «монархической контрреволюционной церковной организации, направленной на свержение советской власти». Число осужденных составило 132 человека. Судьба их трагична, почти все они, как и митрополит Ленинградский Иосиф были или расстреляны или приговорены к большим срокам концлагерей.

      30 ноября 1930 года президиум ВЦИК выносит постановление о закрытии Спаса на крови. Здание храма снимают с учета в Главнауке, а в январе 1931 года все его 14 колоколов отправлены в переплавку. Предполагалось, что здание храма будет снесено, поэтому собор временно использовался как склад.

      Еще в конце 1930 года здание Спаса на крови было передано Обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев для культурно-просветительских нужд, и в 1934 году Общество организует здесь экспозицию, посвященную событиям 1 марта и истории народовольческого движения. Правда, эта выставка просуществовала всего несколько месяцев.

      В это же время Комитет по охране памятников революции и культуры дал свое согласие на уничтожение Спаса на крови. Активная подготовка к ликвидации здания началась в 1941 году и была приостановлена только в связи с началом войны.

      Во время блокады Ленинграда, в Спасе на крови размещался один из моргов нашего города. Собор пострадал из-за обстрелов, и следы повреждений сохранены на одной из мемориальных досок южного фасада. Большой артиллерийский снаряд попал в главный купол храма, не разорвался и пролежал между сводами почти двадцать лет. Рискуя жизнью, его обезвредил сапер Виктор Демидов в 1961 году. После войны собор арендует Малый оперный театр и устраивает в нем склад декораций. Здание продолжает разрушаться — после войны к «непрофильной» эксплуатации добавились разбитые стекла окон, отверстия от осколков в куполах и кровле, через которые внутрь попадала влага. Еще один критический момент в судьбе храма — 1956 год, когда городские власти в очередной раз задумали снести собор под предлогом устройства транспортной магистрали. Начиналась новая кампания уничтожения культовых зданий, продолжавшаяся более десяти лет.

      Мемориальная доска южного фасада
      Только в 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении. Исполком Ленгорсовета 20 июля 1970 года принимает решение №535 «Об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на крови». Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года.

      Началось многолетнее восстановление храма. Собор строили 24 года, а реставрационные работы продолжались 27 лет – их основной этап завершился только в 1997 году. Собор реставрировали и снаружи и внутри. Пришлось делать новую систему гидроизоляции, прокладывать новые коммуникации.

      Поврежденные кресты, эмалевые купола, черепицу, облицовку фасадов реставрировали ленинградские мастера. Мозаику, на загрязненной поверхности которой были сколы, повреждения, частичные выпадения смальты, возрождала бригада талантливого реставратора Виктора Шершнева. Работа продолжалась 14 лет. Вся мозаика площадью 7000 кв.м промывалась, налет грязи счищался щетками, скальпелями и ластиками, места осыпания добирались.

      Значительно пострадало каменное убранство храма. Больше всего был поврежден итальянский мрамор и серпентинит. Необходимо было не только вернуть камню первоначальный внешний вид, но и воссоздать утраченные детали. Все трещины и сколы тщательно заделывались мастикой в цвет камня, а затем мрамор вновь подвергался шлифовке и полировке. С этой работой замечательно справились ленинградские и уральские специалисты.

      19 августа (по новому стилю) 1997 года в день Преображения Господня собор был открыт как музей. В настоящее время он имеет статус государственного музея в составе ГБУК ГМП «Исаакиевский собор».

      Возрождается духовная жизнь храма-памятника. 23 мая 2004 года храм заново освящен, и в нем состоялась первая Литургия, которую возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). 19 сентября 2010 года в храме начались регулярные богослужения, которые возглавлял игумен Мстислав (Дячина), нынешний епископ Тихвинский и Ладожский. Теперь Литургии совершаются каждое воскресенье, по великим и двунадесятым праздникам. В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Сергий (Куксевич), секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления, благочинный Центрального округа.

      Глубоко почитается в соборе память императора Александра II. В день его трагической кончины 14 марта (1 марта по старому стилю) совершается архиерейское богослужение с особым поминовением убитого Государя. После каждой божественной литургии, как правило, служится поминальная лития по императору.

      Список использованной литературы

      1. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Петербурга // Т.1. СПб, 1994г.
      2. Бутиков Г.П. Храм-памятник «Спас на крови» // СПб, 1996г.
      3. Виннер А.В. Материалы и техника мозаичной живописи // М., 1953г.
      4. Второе рождение «Спаса на крови». Художественный альбом // СПб, 2007г.
      5. Заметка о мозаике. Первая частная мозаичная мастерская Фролова: 1890-1900гг. // СПб, 1900г.
      6. Зеленченко В.А. Научная реставрация сени музея-памятника «Спас на крови». Музеи России: поиски, исследования, опыт работы // СПб, 1996г., с. 30-33.
      7. Кириков Б.М. Архитерктура Петербурга конца XIX – начала ХХ века. Эклектика. Модерн. Неоклассицизм // СПб, 2006г.
      8. Корольков Н.Ф. Храм Воскресения Христова (что на крови) на месте смертельного поранения императора Александра II // СПб, 1910г.
      9. Лебедева Е.А. Петроград и его святыни // СПб, 1993г.
      10. Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России // М.: Совпадение, 2000г.
      11. О конкурсе на составление проекта храма, предназначенного к сооружению на месте, где был смертельно ранен в Бозе почивший император Александр II // Неделя строителя, 1882г., №14-17.
      12. Нагорский Н.В. «Спас на крови». Храм Воскресения Христова // СПб, 2004г.
      13. Парланд А.А. Храм Воскресения Христова, сооруженный на месте смертельного поранения в Бозе почившего императора Александра II на Екатерининском канале в С.-Петербурге // СПб, 1907г.
      14. Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга // СПб, 1995г.
      15. 1 марта 1881 года: Казнь императора Александра II. Сост. В.Е.Кельнер // Л.: Лениздат, 1991г.
      16. Покровский Н. Выставка эскизов и картонов для мозаик Храма Воскресения Христова в С.-Петербурге // Церковный вестник 1900г., №18, с. 578-580.
      17. Санкт-Петербургская панорама // 1993г., № 5, с. 20-35 (статьи о храме Воскресения Христова).
      18. Сборник конкурсных проектов Храма на месте покушения на жизнь Императора Александра II // Зодчий, 1884г. (выпуск не нумерован).
      19. Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование // М., 1996г.
      20. Толмачев Е.П. Александр II и его время // М., 1998г.
      21. Трагедия реформатора: Александр II в воспоминаниях современников // СПб, 2006г.
      22. Царские врата Спаса на крови. Руководитель проекта Н.Буров // СПб, 2013г.
      23. Черепнина Н.Ю., Шкаровский М.В. Справочник по истории православных монастырей и соборов Санкт-Петербурга 1917 – 1945 гг. // СПб, 1996г.
      24. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской православной церкви // СПб, 1999г.
      25. Флайер Майкл С. Церковь «Спаса на крови». Замысел – воплощение – осмысление // Иерусалим в русской культуре. М., 1993г.
      26. Фокина Л.В. Орнамент // Ростов-на-Дону, 2006г.
      27. Храмы Санкт – Петербурга. Справочник – путеводитель // СПб, 1992г.
      28. Царское слово о сооружении церкви на месте злодейского преступления 1 марта // Странник 1881г., март, с. 577-578.

      ПОИСК ПО САЙТУ

      Рельефный мраморный крест с распятым Христом, набранным по рисунку А.А.Парланда. «Распятие» фиксирует место смертельного ранения императора Александра II

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *