Венчание в успенском соборе кремля

Венчание на царство — торжественное, носившее сакральный (священный) характер принятие монархом символов принадлежащей ему власти.

В Россию и Западную Европу обряд венчания на царство перешел из Византийской империи, где он был известен с V века. По описанию византийских историков, венчание на царство первых византийских императоров соединяло в себе все особенности вступления на престол прежних римских императоров. В X веке Византийская церковь провозглашала императора святым — освященным в своей власти для царствования; внешнее действие этого освящения проявлялось в чине миропомазания.

Первые русские князья были язычниками, и над ними обряд венчания на царство не совершался. Обряд княжеского «посажения на стол» в общих чертах был схож с обрядом византийского венчания, исключая миропомазание. При монгольском иге «поставление» русских князей на княжество происходило в Орде.

Среди древнейших атрибутов этого чина — золотая шапка с меховой опушкой, получившая при Иване IV Грозном название «Мономахова наследственная шапка золотая». В чине поставления на великое княжение фигурировали также другие символы власти: бармы (драгоценные оплечья, украшенные изображениями религиозного характера и золотой пояс. При великом князе Василии I к ним был присоединен крест, на котором русские государи давали крестное целование при венчании на царство.

Первым дошедшим до нас письменным официальным документом стало свидетельство о великокняжеском венчании Дмитрия Ивановича, внука Ивана III, на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» в феврале 1489 года.

Венчание на царство Ивана IV Грозного произошло в январе 1547 года по чину венчания Дмитрия. В церемонии наряду с другими регалиями использовался деревянный трон, облицованный резными пластинами слоновой кости, повествующими о добродетели, мудрости и храбрости израильского царя Давида.
В официально закрепленной при Иване IV доктрине божественного происхождения царской власти монарх был назван наследственным государем, продолжателем древней династии, восходящей к римским и византийским царям. В соборной грамоте 1561 года был утвержден сан царя на Руси, а также изложен весь порядок чина венчания на царство.

Впервые обряд венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершен в 1584 году при венчании на царство Федора Ивановича. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля. Внутри Успенского собора со стороны западных дверей было устроено специальное царское место для возложения митрополитом царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава («яблоко державное») с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. Название произошло от древнерусского «държа» власть.
Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор.

В сентябре 1598 года состоялось венчание на царство Бориса Годунова. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования.

Венчание на царство Лжедмитрия I проходило в июле 1605 года. Сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха.

В мае 1606 года патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения по православному обряду.

В июне 1606 года митрополит Новгородский Исидор венчал на царство Василия Шуйского.

Из за отсутствия патриарха обряд венчания на царство Михаила Романова в июле 1613 года совершил митрополит Казанский Ефрем.

В 1645 году патриарх Иосиф венчал на царство Алексея Михайловича.

При венчании на царство в июне 1676 года Федора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров.

Летом 1682 года состоялось венчание на царство двух братьев соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича (впоследствии Петра I). Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебряный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха второго наряда. При венчании на царство Ивана и Петра Алексеевичей скипетр и державу получил из рук высшего церковного иерарха Иван Алексеевич как старший брат.

Читайте так же:  6 собор вселенский

С принятием Петром I титула Императора Всероссийского обряд венчания на царство был заменен коронацией, что повлекло существенные изменения. Императорская мантия или порфира с цепью ордена Святого Андрея Первозванного заменила древнюю царскую одежду с бармами и золотой цепью, императорская корона — шапку Мономаха. Образцом для первой русской короны из позолоченного серебра и драгоценных камней стала корона византийской империи, составленная из двух полушарий, символизирующих единство восточной и западной частей Римской империи.

После замены представительства церкви в лице патриарха соборным представительством синода значительно изменился и обряд венчания на царство. Если раньше главенствующая роль при совершении обряда принадлежала патриарху или митрополиту, то теперь она перешла к самому коронующемуся. До Петра I царские регалии возлагались на царя высшим духовным лицом. Это лицо восседало рядом с царем на чертожном месте и обращалось к царю с поучением. Согласно новому чину, государь восседал на троне не с первенствующим епископом, а с государыней. Он сам возлагал на себя корону и сам же возносил ее на голову государыни.

Первое коронование было совершено в 1724 году над Екатериной I, супругой Петра I. В Успенском соборе Московского Кремля были поставлены два престола. После торжественного шествия под звон колоколов и звуки полковых оркестров император возвел супругу на трон. Когда императрица произнесла Символ Веры, а архиерей прочитал молитву, император возложил мантию на императрицу. Увенчав ее короной и вручив державу, Петр I подвел Екатерину к Царским Вратам для совершения миропомазания и причащения Святых Таин.

16 января 1547 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. Церемония была подготовлена и проведена московским митрополитом Макарием, видным церковным и политическим деятелем середины XVI в. На Ивана IV были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения cвятых тайн Иван Васильевич был помазан миром.

В «Чине венчания. », составленном Макарием в византийском стиле, подчёркивалось божественное происхождение власти московского царя, который провозглашался преемником византийских императоров. В союзе с церковью, которая отныне объявлялась «матерью» царской власти, царь должен был укреплять «суд и правду» внутри страны, вести борьбу за расширение государства.

Царский титул позволял правителю России занять существенно более выгодную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» приравнивался к королевскому, то есть занимал второе место после императорского.

Претензии на столь высокое место в иерархии правителей со стороны великих князей московских появились уже в конце XV в. — именно с этого времени в официальных документах они периодически стали именоваться царями. Однако официальная процедура возведения в царское достоинство единовластного государя в 1547 г. была проведена на Руси впервые. Но и тогда потребовалось несколько лет, прежде чем титул царя начал признаваться за русским самодержцем иноземцами.

Этому способствовала позиция православной церкви, согласившейся подтвердить обряд, совершённый, в нарушение сложившейся практики, не Константинопольским патриархом или папой Римским, а русским митрополитом. В 1561 г. Константинопольский патриарх Иосаф утвердил титул царя за московским государем соборной грамотой, подписанной 36-ю греческими митрополитами и епископами, в которой говорилось: «Не только предания людей достоверных, но самые летописи свидетельствуют, что нынешний властитель московский происходит от незабвенной царицы Анны, сестры императора Багрянородного, и что митрополит Ефесский, уполномоченный для того Собором Духовенства Византийского, венчал российского Великого Князя Владимира на царство».

Венчание Ивана IV на царство не только содействовало укреплению власти московского самодержца, но и способствовало росту международного престижа русского государства.

Лит.: Водов В. Титул «царь» в северо-восточной Руси в 1440-1460 гг. и древнерусская литературная традиция // Из истории русской культуры. Т. 2. Кн. 1. М., 2002; Горский А. А. О титуле «царь» в средневековой Руси (до середины XVI в.) // Одиссей. Человек в истории. 1996.

Читайте так же:  Собор святого петра ватикан презентация

См. также в Президентской библиотеке:

Икона святого князя Александра Невского

Собор в честь благоверного великого князя Александра Невского — главный православный храм Ялты, расположенный на улице Садовой. Проект величественного сооружения был утвержден лично императором Александром III. Первый камень здания заложили 1 марта 1891 года — на десятый день после смерти правителя.

Изначально строительство собора в Ялте планировалось у Ливадийского моста, однако власти города предложили участок у подножия горы Дарсан, на пересечении двух улиц — Садовой и Морской.

Двухъярусный собор обрел шатровое крыльцо и открытые галереи. Атмосферу праздника передают бело-розовые тона, выбранные для декорирования церкви. Храм Александра Невского — покровителя императорской семьи — был освящен в 1902 году. Его колокольню украсили 11 колоколов, главный из которых весил 428 пудов.

Церковный дом на территории собора выполнили в едином стиле с храмом. Неподалеку от него в начале 20 столетия была возведена церковно-приходская школа имени цесаревича Алексея, приют для больных.

В 1938 году храм Александра Невского закрыли, а снятые колокола приказали переплавить. Здание превратили в спортивный клуб, богослужения возобновились уже в 1942 году.

Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского — православный храм в Новосибирске, находится в начале Красного проспекта и улицы Советской, по адресу ул. Советская, 1а.

  • 29 декабря1899 — освящение церкви
  • 1991 год — повторное освящение храма

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Строительство собора
    • 1.2 Закрытие собора
    • 1.3 Восстановление собора
    • 1.4 Памятник Николаю II и цесаревичу
  • 2 Жизнь прихода
  • 3 Святыни храма
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Строительство собора Править

Собор — одна из первых каменных построек на территории Новониколаевска, сооружён в неовизантийском стиле. В 1895 году жители Новониколаевска обратились к Томскому епископу Макарию (Невскому) с ходатайством о постройке в городе храма во имя благоверного князя Александра Невского. Благословение было получено, образовали комитет, который возглавил начальник строительства Среднесибирского участка железной дороги инженер Н. П. Меженинов. Был организован сбор пожертвований. В декабре 1895 года был освящён временный деревянный молитвенный дом, сборы которого указом консистории должны были поступать в комитет по постройке храма.

Строительство велось в 1897—1899 годах.

«До сих пор неясен вопрос, кто же был автором проекта собора Александра Невского. Одни считают, что это архитектор-художник К. Лыгин, занимавший должность архитектора при управлении Средне-Сибирской железной дороги. Другие автором проекта называют Николая Соловьева. Третьи уверяют, что это были архитекторы Косяков и Пруссак. Но все единогласны в одном — за основу этого здания был взят храм Божией Матери в Петербурге в формах „византийского стиля“» [2] .

Руководителем строительных работ стал Н. М. Тихомиров. 15 мая 1897 года состоялась закладка храма, к концу 1898 года завершили кладку стен. Собор был освящён 29 декабря 1899 года епископом Томским и Барнаульским Макарием. 1 и 29 декабря 1904 года состоялось освящение боковых приделов (во имя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца). В феврале 1910 года храм стал центром благочиния новониколаевских церквей, а в 1915 году храм получил статус собора.

Храм был построен как памятник устроителю Великого Сибирского пути императору Александру III. Ввиду этого, большое значение строительству придавала царская семья, которая безвозмездно предоставила земельный участок, выделила дополнительные средства, подарила иконы и церковную утварь (на строительство храма было пожертвовано 5 000 рублей, на изготовление иконостаса 6 500 рублей; также в храм были пожертвованы священническое и диаконское облачения, изготовленные из золотой парчи, покрывавшей гроб великого князя Георгия Александровича).

Закрытие собора Править

В 1920-е — 1930-е годы собор принадлежал обновленцам. Закрыт в 1937 году, после ареста 30 сентября того же года обновленческого митрополита Западно-Сибирского Александра (Введенского). Предпринимались попытки взорвать здание, но были разрушены только перегородки. В 1940-е годы в здании собора размещался проектный институт «Промстройпроект». В 1957 году в нём разместилась Западно-Сибирская студия кинохроники (находилась в здании вплоть до апреля 1984 года). В частности, здесь выпускался известный киножурнал «Сибирь на экране», документальные фильмы. За эти годы в соборе была полностью уничтожена роспись, устроены дополнительные перекрытия (образовалось три этажа, в куполе была сделана комната).

Читайте так же:  Успенский собор иосифо-волоцкого монастыря

В 1971 году при работах по прокладке кабеля рядом с собором была найдена могила его строителя Н. М. Тихомирова. Его останки перенесли на Заельцовское кладбище Новосибирска.

В 1984 году здание передали Новосибирской филармонии. Был разработан проект его реставрации и переоборудования для устройства в нём концертного зала для камерного хора (включал в себя постройку дополнительного подземного яруса). В 1988 году планировалось приступить к началу работ, но благодаря вмешательству общественности началась кампания за возвращение собора Русской православной церкви.

Восстановление собора Править

Движение за возвращение собора церкви развернулось в 1988 году, в год празднования 1000-летия Крещения Руси. Активное участие в нём принял митрополит Новосибирский и Барнаульский Гедеон (Докукин). 25 августа 1989 года Новосибирский городской совет передал храм церкви. 15 мая 1991 года собор был освящён Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

К моменту возвращения здание находилось в плачевном состоянии. Колокольня была взорвана, внутренняя планировка собора сильно изменена (было оборудовано 3 этажа внутренних помещений). Иконы, церковная утварь и колокола были изъяты, настенные росписи и иконостас полностью уничтожены. Наружные стены самого здания были изношены, так как долгое время не подвергались ремонту. Покрытие куполов пришло в негодность и во многих местах прогнило. Снаружи к зданию храма были пристроены различные хозяйственные и подсобные помещения.

Сразу после передачи собора церкви начались восстановительные работы. Колокольня была вновь отстроена, купола храма перекрыты, обновлены поврежденные и пришедшие в негодность фрагменты внешних стен, восстановлена внутренняя планировка и заново отштукатурены внутренние стены храма.

Был частично отреставрирован иконостас, восстановление которого продолжается в настоящее время, заново закуплена необходимая для совершения богослужения церковная утварь. В середине 2000-х годов были завершены работы по внутренней росписи храма и обустройству иконостаса, которые осуществлялись за счет средств прихода.

Рядом с собором возведён небольшой кирпичный крестильный храм во имя Иоанна Предтечи, который располагает купелью для совершения таинства крещения полным погружением [3] .

Памятник Николаю II и цесаревичу Править

16 июля 2017 года у Южных врат Александро-Невского собора был открыт памятник Николаю II и цесаревичу Алексею. Скульптурная композиция представляет собой стоящих вместе императора и цесаревича Алексея, отец приобнимает сына, оба смотрят вперед; высота фигуры Николая II составляет 3,6 метра, фигуры цесаревича — 2,7 метра. Открытие памятника было приурочено к 99-й годовщине расстрела царской семьи [4] . Памятник был установлен без согласования с властями, что вызывало неоднозначную реакцию в городском сообществе, многие общественные деятели высказались против установки памятника; особое возмущение вызвало то обстоятельство, что памятник был установлен без какого-либо предварительного общественного обсуждения. В ночь на 1 августа того же года в отношении памятника был совершен акт вандализма — у фигуры цесаревича была повреждена голова [5] . В течение месяца реставрация памятника была завершена. Повторное открытие и освящение состоялось 18 сентября 2017 года [6] .

Ныне в соборе ежедневно совершаются богослужения, прихожанами активно ведется миссионерская и благотворительная деятельность. При соборе действуют православное братство и православное сестринство, которые занимаются благотворительной и просветительской работой. Также в храме работает центр по борьбе с сектами.

  • Храмовая икона с частицей мощей и частью схимы святого благоверного и великого князя Александра Невского (расположена в иконостасе левого придела);
  • Икона с частицей мощей святого преподобного старца Амвросия Оптинского (расположена в левом приделе храма);
  • Икона с частицей мощей святого праведного Симеона Верхотурского (расположена в левом приделе храма);
  • Икона с частицей мощей святого праведного Феодора Кузмича, старца Томского (расположена в левом приделе храма);
  • Ковчег с частичками мощей многих святых (в алтаре);
  • Ковчег с частичками мощей Киево-Печерских святых (расположен в левом приделе храма);
  • Чтимая икона Божией Матери, именуемой «Иверская» (расположена в иконостасе правого придела).
  • Частица мощей преподобного Стефана Пиперского-Сербского (находится в алтаре)

На территории храма был похоронен его строитель Н. М. Тихомиров, но в 1971 году его останки были перенесены на Заельцовское кладбище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *