Владимирский собор во владимире адрес

Успенский собор Владимира включен в список восьми архитектурно-исторических памятников древнерусского белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, причисленных в 1992 году к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. До начала возвышения Москвы в его стенах проводились обряды венчания на великое княжение. Храм изначально был обеспечен огромными земельными наделами и десятиной со всех княжеских доходов. Он сыграл ключевую роль в становлении Владимира как политического и независимого православного центра.

  • Основание Свято-Успенского собора — 1158 год.
  • Престольный праздник — Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).
  • Статус — объект культурного наследия государственного значения.
  • Состояние — действующий храм с музейной экспозицией.

Архитектурный образ культового сооружения явился образцом для целого ряда храмов, возведенных в разные исторические периоды. Здесь сохранились фрагменты уникальных фресок XII века, а также росписи именитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Чёрного.

Описание Успенского собора во Владимире

Белокаменное строение возведено в 1158–60 гг. по указанию князя Андрея Боголюбского, ставшего правителем всей Суздальской земли в 1157 году, после смерти своего отца Юрия Долгорукого. Изначально собор был трехапсидным и шестистолпным, имел три притвора, три алтаря и пять глав. По высоте (32,3 метра) он превосходил ранее построенные в Киеве и Новгороде Софиевские соборы, а по пышности внутреннего убранства — ему не было равных. Росписи появились 1161 году.

Золоченые скульптуры и двери, витражные стекла и виртуозная резьба по камню, фресковые ковры, пол из медных и керамических плит дополнялись богатейшей церковной утварью и облачениями, украшенными золотом, серебром и драгоценными камнями. Фасады декорировались лепным орнаментом и фигурными пилястрами с капителями коринфского ордера, в закомарах имелись рельефные композиции. От первоначального облика собора мало что сохранилось после масштабных пожаров, случившихся во Владимире в 1183 и 1185 гг.

Новый храм вокруг старого здания возводился в период с 1186 по 1189 гг. Собор значительно расширили за счет пристройки боковых галерей. Вместо трехнефного он стал пятинефным. Оставшиеся фрагменты фресок уничтожать не стали, некоторые из них сохранились до наших дней. Внутреннее пространство объединили посредством дополнительно пробитых арочных проемов.

Для сравнения — размеры в плане первого и заново возведенного Успенского собора (без учета апсид):

  • ширина — 17,5 и 30,8 метров;
  • длина — 22,5 и 30 метров.

Хронология дальнейших основных событий выглядит следующим образом:

  • 1238, 1410, 1536 гг. — пожары и разграбления;
  • 1299 г. — перенесение резиденции митрополита;
  • 1408 г. — роспись стен и сводов Рублевым и Чёрным;
  • начало XVII века — запустение;
  • 1774 г. — новый иконостас;
  • 1810 г. — возведение колокольни (высота более 70 метров);
  • 1862 г. — строительство Георгиевского придела;
  • 1927–44 гг. — запрет на богослужения.

В течение всей своей истории Кафедральный собор Владимира реставрировался несколько раз. Он пережил величие, разруху и возрождение. Ныне комплекс находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Архитектура

Культовое сооружение выполнено в стиле русской романики, имеющей характерные отличия — белокаменные стены из гладкотесаного камня, перспективные порталы, орнаментальный декор. Направление создавалось в домонгольский период под влиянием приглашенных для работы западноевропейских архитекторов.

Читайте так же:  Новочеркасск собор памятник

Сегодня первозданный образ храма увидеть невозможно. То, что осталось после пожара 1185 года, было обнесено стенами более поздней постройки.

Внешне Свято-Успенский собор Владимира смотрится массивно и добротно. По вертикали его фасады дробятся пилястрами, завершающимися плавными закомарами. По горизонтали плоскость визуально делится на два уровня декоративным колончатым поясом. Удлиненные проемы создают эффект устремленности ввысь.

В ходе нескольких реставраций XVIII—XIX вв. соборный комплекс пополнился:

  • четырехъярусной колокольней с золоченым шпилем;
  • четырехскатной кровлей;
  • приделом во имя Георгия Победоносца;
  • шлемовидными главками (ранее были луковичные).

Центральный световой фонарь с двенадцатью щелевидными проемами имеет более крупные размеры, чем четыре аналогичные угловые конструкции. В ходе перестройки 1186–89 гг. крайние фонари были сдвинуты с прежних мест в направлении вновь возведенных стен.

Интерьер и внутреннее убранство

Многое, что сегодня находится в Успенском соборе Владимира, появилось уже после его перестройки в 1189 году и в ходе более поздних реконструкций. Но здесь все еще присутствуют фрагменты древних фресок XII века и более поздние работы знаменитых иконописцев, выполненные в начале XV столетия.

В древней части храма и на заиконостасных столпах можно рассмотреть фигуры, изготовленные в конце XII века. Во второй половине XVIII столетия по прямому указанию императрицы Екатерины II интерьеры обветшавшего собора и его внутреннее убранство были существенно обновлены. Именно в тот период рублевский иконостас заменили резным. Древние иконы, написанные рукой мастера, сохранились. Часть из них находится в Третьяковской галерее.

В XIX веке поверх исчезнувших со временем фресок появились новые росписи. В 1970-80х годах производилась самая объемная и продолжительная реставрация.

Святыни

В Успенском соборе Владимира хранятся мощи святых великих князей:

  • Андрея Боголюбского (ок. 1111—1174 гг.) — основал собор и поднял Владимиро-Суздальское княжество до высот самого могущественного и сильнейшего на Руси;
  • Глеба Муромского (ок. 987–1015 гг.) — мученик-страстотерпец считается одним из первых русских святых и покровителей Русской земли;
  • Георгия (Юрия Всеволодовича) (1188–1238) -канонизирован православной церковью спустя четыре столетия после смерти;
  • Александра Невского (частица мощей) (1221–1263) — является покровителем православной церкви и родоначальником государей Москвы.

В храме находятся иконы:

  • Владимирской Божией Матери, одной из самых почитаемых в русском православии. Была передана в дар Юрию Долгорукому Константинопольским патриархом в 1131 году. В соборе хранится список Андрея Рублева. Оригинал в 1999 году передан из Третьяковской галереи в церковь Святителя Николая Чудотворца в Толмачах;
  • Максимовской Богоматери, написанной в 1299 году после явления образа Пресвятой Богородицы Владимирскому митрополиту Максиму. Знамение было воспринято как небесное благословение на перенесение кафедры во Владимир;
  • Св. Авраамия Болгарского (с частичкой мощей), особо почитаемого Владимирской епархией в лице мученика и чудотворца.
Читайте так же:  Храмы и соборы русских святых

В нишах-аркосолиях, оборудованных в галерейных стенах собора, покоятся останки епископов, представителей княжеско-владимирских фамилий. В том числе, в северной галерее находятся захоронения двух князей — основателя храма Андрея Боголюбского и инициатора его восстановления Всеволода III (Большое Гнездо).

Фрески Успенского собора

В интерьере церкви сохранились некоторые фрагменты росписи, созданной еще в XII столетии. Кроме того, здесь присутствуют совместные работы уже зрелого мастера русской иконописи и монументальной живописи преподобного Андрея Рублева и его современника — монаха Даниила Чёрного, почитаемого православной церковью в лике святого преподобного. Эти росписи имеют научно подтвержденную дату создания — 1408 год.

Наиболее значимая из фресок Рублева, изображающая сцену Страшного суда, выполнена в светлой, торжественно-утверждающей манере, возвеличивающей духовные ценности и справедливость. Такой подход кардинально отличался от традиционно принятого грозного восприятия Судного дня. Изначально композиция занимала всю западную часть собора.

Режим работы

Владимирский кафедральный собор работает ежедневно с 07:00 до 20:00. Экскурсионное время — с 13:00 до 16:45, кроме понедельника. Часовня открыта ежедневно с 10:00 до 18:00.

Богослужения

С понедельника по субботу в 07:30 (по вторникам в 7:00) проводится Литургия, а в 17:00 — вечернее Богослужение. В воскресные дни утреннее расписание меняется. Ранняя Литургия начинается в 06:30, а поздняя — в 08:30. Кроме того, во время воскресной вечерней службы читается акафист иконе Владимирской Божией Матери. По пятницам после Вечерни проходят беседы с прихожанами.

Часовня в честь иконы Божией Матери, расположенной под колокольней, молебны с чтением Акафиста совершаются ежедневно, кроме воскресенья, в 11:00. В воскресные дни посетить богослужения можно в 12:00.

Что посмотреть рядом

Территория соборного комплекса со всех сторон окружена белокаменной оградой.

  • Владимиро-Суздальский музей-заповедник;
  • Дмитриевский собор;
  • парк имени Пушкина;
  • Дмитриевский парк;
  • Соборная площадь с памятником 850-летия Владимира;
  • памятник Андрею Рублеву;
  • памятник князю Владимиру и святителю Федору.

Как добраться до Успенского собора Владимира

До остановки «пл. Соборная» следуют:

  • автобусные маршруты — № 12С, 15, 22, 25, 26, 28, 152;
  • троллейбусные маршруты — № 1, 5.

До остановок «Ерофеевский спуск» и «ул. Муромская» довезут автобусы № 7С, 13С, 54, 55С, 56, 108, 110, 123, 139.

В 200 метрах от Соборной площади находится остановка «ул. Гагарина». Здесь можно сойти:

  • с автобусов — № 1С, 6С, 16С, 17, 27;
  • маршрутные такси — № 5;
  • с троллейбусов — № 2, 7, 8.

На сайте указано, где находятся ближайшие остановки автобусов и троллейбусов. Справочник маршрутов общественного транспорта Владимира можно посмотреть здесь.

От железнодорожной станции «Владимир-Пассажирский» и городского автовокзала до Свято-Успенского собора можно дойти пешком за 15 минут или доехать на троллейбусе № 5 до остановки «Соборная площадь» за 7 минут.

Во Владимире работают мобильные службы такси Rutaxi, Максим, Яндекс.Такси, Gett и др.

Свято-Успенский кафедральный собор Владимира: видео

Серия. 1894. Холст, масло. 91 х 63. Музей Орсе, Париж

Только Моне мог превратить огромную массу известняка в чистую вибрацию света. Художники и раньше писали различные вариации одного и того же мотива. Но что превращает картины Моне в серии — это его стремление писать практически один и тот же вид при различном состоянии атмосферы и освещения. Последовательно отображая перемену освещения от утренней зари до вечерних сумерек, Клод Моне написал пятьдесят видов величественного готического фасада, растворяющегося в свете.

Тайну создания этой серии с изображением собора в Руане Моне оберегал вначале даже от друзей. Похоже он никогда не писал с таким напряжением и внутренним сомнением. В течении 2-х лет Моне неоднократно приезжал в Руан и привозил в Живерни незаконченные эскизы и дорабатывал их в мастерской.

Читайте так же:  Какие соборы есть во владимире

Единственным намерением художника было передать свет через цвет и показать, как меняется цвет от состояния и характера света; показать, что свет не существует сам по себе, а возможно, и материя не существует — лишь изменчивая её иллюзия.

В феврале 1892 года Моне впервые снял небольшую комнату напротив собора. В этом и следующем году он писал западный фасад собора с трех точек зрения, которые лишь незначительно отличаются друг от друга.

Серия «Соборов» является не только вершиной в творчестве зрелого мастера, но отмечает также его окончательную победу. В мае 1895 года в галерее Дюран-Рюэля были выставлены двадцать из большого числа картин, образующих серию, посвященную руанскому собору. Выставка имела большой успех.

Картины занимали целый зал и были вывешены по плану Моне: сначал серая серия — огромная темная масса, которая постепенно все более и более светлеет, затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания, ко все усиливающейся игре света, достигающей своей кульминации в полотнах радужной серии; и далее синяя серия, где свет постепенно смягчается в синее, тающей, как светлое небесное видение

Западный фасад, срезанный рамой — фантастическая декорация этого шедевра “пламенеющей” готики скрывает массив огромного здания. Под кистью Моне все теряет свою определенность и вещественность. Грандиозный фасад превращается в своего рода грандиозный экран, в котором отражаются сложные эффекты преломляющегося света. Камень словно плавится в струях заходящего солнца; в утренние часы фасад подгружен в фиолетовую тень, прорезываемую вспышками оранжевого света. Вверху — голубое пятно неба, невесомыми стали каменные арки над фасадами, растворился в тени узор окна, исчезли четкие грани между отдельными элементами конструкции.

Полуденное солнце загорается медово-золотистым пламенем на освещенных гранях архитектуры, свечение исходит как бы изнутри камня. Здесь нет пространства, объема, весомости, фактуры материала. Игра световых рефлексов пораждает призрак собора.

Друг Моне, политик, а позднее премьер-министр Жорж Клемансо хлопотал о покупке картин государством. Однако отношение официальных учреждений оставалось по-прежнему негативным. Серия, которую мастер создал и выставил как единое целое, разошлась по разным странам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *