Внутри соборную мечети

Соборная мечеть Санкт-Петербурга — культовое сооружение в Санкт-Петербурге. Является памятником архитектуры, стиль северный модерн. Главная мечеть Российской империи, крупнейшая мечеть в европейской части Российской империи.

  • 10 февраля 1910 — торжественная закладка
  • 22 февраля 1913 — открытие мечети вчерне
  • 30 апреля 1920 — окончание внутренних отделочных работ
  • 10 июня 1940 — закрыта
  • 12 декабря 1955 — возвращена верующим

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 1-й этап: Комитет по сооружению в Санкт-Петербурге соборной мечети и по сбору пожертвований
    • 1.2 2-й этап: Комитет по постройке соборной мечети в С.-Петербурге
    • 1.3 Конкурс проектов
    • 1.4 Закладка мечети
  • 2 Здание
  • 3 Соборная мечеть в годы советской власти
  • 4 Возвращение мечети верующим
  • 5 Ремонтно-восстановительные работы
  • 6 Имамы соборной мечети
    • 6.1 с 1955 года по настоящее время: [12]
  • 7 Литература
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

В 1798 г. свыше пятисот военнослужащих мусульман подали прошение о пожаловании им молитвенного дома и отводе места для кладбища. В 1803—1804 годах в Санкт-Петербурге по заказу военного ведомства были выполнены проекты мечетей. Архитекторы Андрей Воронихин (Татарское подворье, 1804 г.) и Луиджи Руска (Татарская мечеть в лейб-гвардии Измайловском полку, 1803 год). Оба проекта остались нереализованными. Помещения для намазов выделялись в казармах. В 1862 году чиновники отказали военному гвардейскому ахуну Мухаммед-Алиму Хантемирову начать сбор денег на строительство в Петербурге каменной мечети с минаретом. По переписи гражданского населения в 1869 году из 1700 мусульман, постоянно проживающих в Петербурге, татар было 1585 человек [1] .

1-й этап: Комитет по сооружению в Санкт-Петербурге соборной мечети и по сбору пожертвований Править

В 1881 году с вопросом о возведении соборной мечети в Петербурге от мусульманской общины обратились доверенные лица ахуны 1-го и 2-го магометанских приходов Мухамед-Шакир Юнусов и Атаулла Баязитов, петербургский 2-й гильдии купец Рахметулла Халитов и Абдулла Кутаев. Данный вопрос оренбургский муфтий Салимгирей Тевкелев предварительно согласовал с директором Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД А. Н. Мосоловым. Речь шла об учреждении общественной организации по сбору пожертвований — «Комитета по сооружению в Санкт-Петербурге соборной мечети и по сбору пожертвований». Собранные средства предназначались на возведение мечети, со школой для мальчиков и богоугодным заведением для больных при ней. Изначально сбор пожертвований осуществлялся только среди проживавших в городе татар. С начала основания Петербурга татары составляли абсолютное большинство и численно превышали представителей других мусульманских народностей. На основании поступавших от А. Баязитова отчетов Оренбургское духовное собрание должно было ежегодно сообщать министерству о динамике сбора пожертвований, а также представить смету расходов на постройку мечети. В бахчисарайскую русско-татарскую газету Исмаила Гаспринского «Переводчик. Тарджиман», распространявшуюся по всей России, А. Баязитов передавал два раза в году для публикации списки с фамилиями и пожертвованными суммами.

Скромный размер собранной суммы объясняется разрешением сбора пожертвований только среди мусульман, проживавших в Санкт-Петербурге. К 1902 году в распоряжении татарской общины имелось примерно 44 тыс. руб. На общем собрании мусульман, состоявшемся 12 апреля 1902 года, составлен общественный приговор о постройке мечети на собранный капитал. Было высказано пожелание о выборе места под строительство недалеко от обоих приходов: 1-й приход размещался в квартире по адресу: Глазовская ул., 9 (ныне ул. Константина Заслонова); 2-й приход — наб. реки Мойки, 22 кв. 28. В проекте, кроме зала для совершения намаза, предполагалось устройство квартир для духовенства.

2-й этап: Комитет по постройке соборной мечети в С.-Петербурге Править

Всероссийская благотворительная кампания по сбору средств на сооружение петербургской мечети стала возможной благодаря демократизации общественной жизни в стране под натиском революционных событий — Манифесту 17 апреля 1905 года «О свободе вероисповедания» и Манифесту 17 октября 1905 г. «О предоставлении подданным демократических гражданских прав».

Благотворительность среди мусульман получила качественно другое развитие с 1898 года, когда согласно правительственному циркуляру было создано Петербургское мусульманское благотворительное общество, учредителями которого выступили купцы 1-й гильдии Шамси Асадуллаев, Ага Муса Нагиев, крупнейший промышленник Гаджи Зейналабдин Тагиев с супругой Соной-ханум, доктор медицины Абдул-Халик Ахундов, заведующий бакинской русско-татарской школой Сейн-Абидин Ганиев, Аллар-Яр-Бек Зюльгадаров, а также служившие в Петербурге казахские султаны братья Валихановы. На начальном этапе членами общества состояли 125 человек, в дальнейшем более 160 членов. Ежегодно общество ходатайствовало о предоставлении больших помещений для торжественных богослужений по случаю Рамазан-байрама и Курбан-байрама. Эмир Бухарский и хан Хивинский был почетными членами общества. Последним председателем Петербургского мусульманского благотворительного общества был Захид Шамиль, внук имама Шамиля.

В годы Первой русской революции (1905—1907) правительство удовлетворило (28 мая 1906) ходатайство мусульман Санкт-Петербурга (приговор от 5 ноября 1905) об учреждении «Комитета по постройке соборной мечети в С.-Петербурге». На счет Комитета, как правопреемника по сбору пожертвований, от ахуна А. Баязитова поступили собранные с 1883 года 53 300 руб.

Согласно уставу, деятельность общественной организации сводилась к следующему:

  • изыскание средств для возведения мечети;
  • приобретение места под культовое здание;
  • разработка проекта, сметы и чертежей храма;
  • проведение строительных работ.

Члены комитета: председатель ? подполковник Абдул-Азиз Давлетшин (к моменту завершения строительства генерал-майор); секретарь ? капитан А. Жантиев; ахуны ? Атаулла Баязитов, Мухаммед-Зариф Юнусов (сын Мухамед-Шакира Юнусова); генерал от кавалерии султан Чингиз-хан, генерал-майор А. Шейх-Али, статский советник Д. Смольный, надворный советник Искандер Валихан, капитан А. Сыртланов, купцы Хайрулла Халитов, Х. Ялышев, Мухаммед-Алим Максутов, Атаулла Байрашев, домовладельцы Фаттахетдин Таканаев, Хусаин Акчурин, А. Адиятов, Ибрагим Батырбаев, Нигматулла Яфаров, Назир Бекбулатов.

Высочайшим указом от 18 июля 1906 года Комитет получил возможность производства сбора пожертвований на сумму до 750 тысяч рублей по всей России в течение 10 лет. В первый год деятельности (с 1 мая 1906 по 1 мая 1907 годы) Комитету удалось собрать 103 035 рублей, 28 копеек.

Во время пребывания в Санкт-Петербурге эмир Бухарский Сеид Абдул-Ахад хан (вассал Российского императора), имевший тесные контакты со столичными татарами, неоднократно во время аудиенций поднимал вопрос о возведение исламского храма. В 1906 г. члены Комитета обратились к эмиру за содействием в строительстве мечети. Эмир с разрешения императора выделил деньги на покупку части земельного участка.

В 1907 году Комитет приобрел два земельных участка на углу Кронверкского проспекта и Конного переулка, д. 9/1 и участок по Кронверкскому проспекту, д.7.

Конкурс проектов Править

По поручению Комитета по постройке соборной мечети в 1907 году в журнале «Зодчий» (№ 45) Императорское С.-Петербургское общество архитекторов объявило конкурс на составление эскизного проекта здания соборной мечети в Санкт-Петербурге. Были опубликованы план земельного участка и требования конкурса, одним из условий которого было требование создать условия для совершения намазов в подвальном помещении при увеличении числа верующих в праздничные дни.

В состав жюри вошли ведущие архитекторы: Л. Н. Бенуа, А. И. фон Гоген, А. И. Дмитриев, Ф. И. Лидваль, А. Н. Померанцев; три представителя Комитета по постройке мечети и секретарь С. В. Беляев. 11 марта 1908 г. подвели итоги конкурса, в котором приняли участие 45 проектов (35 городских и 10 иногородних). Три первые премии (по 800 руб.) были присуждены проектам М. С. Лялевича под девизом «А», М. М. Перетятковича под девизом «Мамелюк» и Н. В. Васильева под девизом «Тимур» (в акварели). Вторую премию (600 руб.) получил проект Н. В. Васильева под девизом «Арабески». Рекомендованы были также проекты «Джами», «Самарканд», «Тимур» (пером) и «2596,75». Предпочтение было дано проектам Николая Васильевича Васильева, гражданского инженера и художника-архитектора, выпускника Института гражданских инженеров имени императора Николая I (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет) и Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. Васильев переработал проекты мечети и разработал проект административно-бытового флигеля (дома для омовения), который был одобрен Техническим отделением Городской управы. К работе привлекли польского мусульманина гражданского инженера Степана Самуиловича (Самойловича) Кричинского, выпускника Института гражданских инженеров имени императора Николая I. Проект мечети и заявку о выдаче разрешения на производство работ 14 декабря 1908 года в Городскую управу представил А. И. фон Гоген. Академик архитектуры Александр Иванович фон Гоген осуществлял общий надзор за строительством мечети, так как был инспектором по строительной части при кабинете Его Величества. Купол, своды, потолки и минареты из железобетона.

Отопление мечети паровое, вентиляция, освещение электрические. Над мозаичным оформлением портала, купола и минаретов трудились мастера в посёлке Кикерино близ Гатчины под Петербургом, здесь находились мастерские Художественно-керамического производства «Гельдвейн ? Ваулин». Работа была заказана Петру Кузьмичу Ваулину. Эскизы медальонов для фасада здания были выполнены крымским татарином Ильясом мурзой Бораганским, известным издателем и преподавателем факультета восточных языков Императорского Петербургского университета, владельцем «Первой специализированной, артистической и художественной электропечатни». К работе был привлечен каллиграфист Осман Акчокраклы. За три года (к 1 мая 1909 года) сумма на сберегательном счету Комитета выросла до 326 819 рублей [2] .

Закладка мечети Править

Церемонию торжественной закладки мечети приурочили к 25-летию вступления эмира Бухарского на престол. В период с июля по ноябрь 1909 года вырыли котлован и выполнили работы «нулевого» цикла. По традиции тех лет были заказаны специально для закладки серебряная дощечка с выгравированным памятным текстом:

«1910 года февраля 3 дня в присутствии генерал-адъютанта шейха Абдул-Ахад-хана эмира Бухарского и других почетных гостей заложена сия мечеть на земле, подаренной С.-Петербургским мусульманам Его Высочеством Эмиром. Да славословят в этом верующие Всевышнего о здравии главного жертвователя и всех тех лиц, кои денежными взносами или личным трудом содействовали возведению этой мечети»,

серебряные молоток и лопатка (мастерок) и несколько кирпичей из белого мрамора. Футляр с инструментами хранился в Комитете по постройке мечети. На закладке присутствовали: его высочество эмир Бухарский, турецкий посол Турхан-паша с членами посольства, в должности персидского посланника Али-Гулихан с секретарем миссии Ассад-ханом, оренбургский муфтий М. Султанов и много др. представителей духовенства, а также мусульманская фракция Государственной Думы. Из русских официальных лиц присутствовали товарищ министра иностранных дел Сазонов, директор департамента духовных дел иностранных исповеданий Харузин, помощник главнокомандующего Штаба войск гвардии и Петербургского военного округа генерал от инфантерии фон Ашеберг, свиты генерал-майор князь Юсупов граф Сумароков-Эльстон, Санкт-Петербургский градоначальник свиты генерал-майор Драчевский, командир Крымского Её Величества полка флигель-адъютант Княжевич, профессор т.с. Белелюбский и др. [3] .

В последующие годы в «Кратких цифровых отчетах Комитета по постройке Соборной мечети» ежегодно указывались суммы, потраченные на приобретение строительных материалов и оплату выполненных работ. В газете «Каспий» № 27 от 14 февраля 1914 года опубликован список жертвователей по постройку мечети в Петербурге. К празднованию 300-летия дома Романовых мечеть была готова вчерне, здание отапливалось, но внутренние отделочные работы не были закончены. Мечеть была торжественно открыта 22 февраля 1913 года в присутствии эмира Бухарского Сеид-Мир-Алим хана (сына покойного Сеид Абдул-Ахад хана) и хана Хивинского Сеид-Асфендиар-Богадура, прибывших в Санкт-Петербург в связи с торжествами [4] .

Читайте так же:  Мечеть в свердловской области

Завершить строительные работы предполагалось в конце 1914 года, но финансирование резко сократилось в связи с начавшейся Первой мировой войной. В сентябре 1915 года Комитет принял необычное решение: для сбора суммы необходимой для окончания работ мечеть открыли для платного осмотра. Фирма «Гельдвейн ? Ваулин» прекратила керамическое производство, так как начала выпуск снарядов. Майоликовая отделка интерьера мечети (михраба) не была закончена. В конце 1917 года на заводе «Сан-Галли» размещён и выполнен заказ на изготовление чугунной ограды вокруг территории мечети. Проект создан С. С. Кричинским.

Мечеть расположена на Петроградской стороне, на углу Кронверкского проспекта и Конного переулка (вблизи станции метро Горьковская).

  • длина — 45 м
  • ширина — 32 м
  • высота главного купола — 39 м
  • количество минаретов — 2
  • высота минаретов — 48 м
  • вместимость — 5000 человек

1-й этаж мечети предназначается для мужчин. В конце основного зала с левой стороны отгорожено место для намаза женщин в будние дни. В 2014 г. была установлена деревянная декоративная решетка, выдержанная в стиле решетки 2-го этажа.

2-й этаж мечети предназначен для женщин и имеет два входа (из основного зала и с улицы). Фактически это — антресоль (полуэтаж, встроенный в объём основного этажа).

На 3-й этаж мечети ведет широкая мраморная лестница. Фактически это тоже антресоль встроенная с трех сторон объёма основного зала. По пятницам и праздничным дням — место для намаза мужчин. По общим выходным дням там проходят бесплатные занятия по основам ислама и арабскому языку.

Вход в мечеть осуществляется со двора.

Детали отделки мечети выполнены по рисункам художника Л. Максимова, который специально выезжал в Самарканд для снятия копий орнамента мечетей Шах-Зинде и Гур-Эмир [5] . Цитатами из Корана украшены стены соборной мечети снаружи и внутри [6] :

  • Медальоны на фасаде со стороны Кронверкского проспекта: справа — «Выстаивайте молитву»; слева — «Аллаху известны ваши деяния».
  • Верхняя надпись на портале: «Поистине, первый Дом, установленный для людей, это тот, что в Бекке (Мекке) как указание правой стези и для миров благословение» (Сура 3 «Род Имрана» аят 96)
  • Надпись на портале над центральным входом: «А когда вы закончите молитву, поминайте Аллаха будь то стоя, сидя или лежа. А если вы в безопасности, то свершайте молитву как полагается. Поистине, молитва была предписана верующим и указано время её свершения.» (Сура 4 «Женщины», аят 103)
  • Вертикальные надписи в проемах между дверьми: «Аллах, нет Бога, кроме Него, Живого, Предвечного, не берет Его ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах и Земле. Кто может заступиться за вас пред Ним, разве что по Его велению? Знает Он знает об их мирской жизни, и о жизни их будущей, а а они не охватят даже малости знания его, разве что по его желанию. Простирается престол его на небесах и на Земле, и не затрудняет его их сохранение, ибо он — Всевышний, Великий.» (Сура 2 («Корова»), аят 255)
  • Над входом для женщин: «Те, что сотворили благое деяние, — мужчины и женщины, — это верующие. Мы пошлем им жизнь и воздадим благом за их деяния.» (Сура 16 («Пчелы»), аят 97)
  • Над входом со двора: «Войдите в сии [сады] с миром, без опасения» (Сура 15 («Аль-Хиджр»), аят 46)

На основании постановления Исполкома и Совета комиссаров Петроградской трудовой коммуны 27 апреля 1918 года создан Комиссариат по делам национальностей Петроградской трудовой коммуны (Петрокомнац). Все документы Комитета по постройке соборной мечети были переданы в татарский отдел комиссариата. Председатель комитета Давлетшин писал: «Комитет располагает всего капиталом лишь в 11 782 руб. 68 коп., который расходуется им лишь на содержание и охрану мечети. Долгов разным лицам по счетам за строительные материалы числится за комитетом более 100 000 руб. …» [7]

30 апреля 1920 года строительные и отделочные работы в соборной мечети были полностью завершены. Для памяти потомков около дверей главного входа выложили две даты: день закладки и день полного окончания внутренних отделочных работ.

В мае 1921 года от членов Комитета в Совет народных комиссаров поступило обращение с просьбой разрешить поездку в Финляндию для приёмки работ, заказанных ещё до войны. Речь шла о гранитных блоках крыльца входа для женщин и для цоколя ограды по периметру участка. Сооружение крыльца закончили в конце 1921 году, а чугунную решётку установили на гранитный цоколь на кирпичном фундаменте в 1923 году.

В августе 1921 года Петроградский отдел регистрации обществ и союзов потребовал перерегистрации мусульманского общества при Петроградской соборной мечети. Ответственными руководителями регистрируемого мусульманского общества были: Муса Бигеев, Лутфулла Исхаков, Самигулла Ахтямов, Фатих Юнусов, Сафа Арифуллин и Мухаммед-Алим Максутов. Общество при наличии «Устава Мусульманского Общества при Петроградской соборной мечети» зарегистрировали 8 октября 1921 года. В декабре власть приняла решение общество закрыть. Для руководства мечетью требовалось общим собранием прихожан 30 декабря 1921 года избрать комитет из 20 человек (двадцатка), в который вошли М. Бигеев, Л. Исхаков, М.-А. Максутов и др.

Договор о передаче соборной мечети в бесплатное пользование мусульманской общине был подписан 27 октября 1927 года, а через полтора года по «Акту контрольно-технического осмотра соборной мечети» двадцатке предписали окрасить кровлю, исправить трубы, радиаторы центрального отопления, произвести внутренний штукатурно-малярный ремонт, исправить паркетный пол. В мае 1928 года мечеть посетила делегация из Афганистана во главе с Амануллой-ханом.

В Ленинграде начался активный период деятельности самой массовой общественной организации «Союза воинствующих безбожников». Несмотря на то, что мечеть была действующей в начале 1930-х годов районная администрация предоставила подвал мечети базе «Ленгорплодовощ» для хранения картофеля. В 1936 года в подвале мечети хранили фрукты и при этом предупреждали двадцатку, что в случае невыполнения ремонта договор на пользование зданием будет расторгнут. Кроме косметического ремонта и ремонта крыши, требовалось восстановить мозаичную облицовку главного портала, верхнюю часть башен-минаретов, купол и парадный вход. Когда мусульмане отремонтировали 70 %, площадей, 10 июня 1940 года Ленгорсовет депутатов трудящихся принял постановление «О закрытии мусульманской мечети». В январе 1941 года Управление делами искусств при СНК РСФСР сообщило, что против культурного использования бывшей мечети в Ленинграде не возражает, при условии «сохранения фасадов и внутренних архитектурных деталей». В мае 1941 года Музею истории религии АН СССР по акту были переданы имеющие музейное значение вещи, а здание мечети передали Ленгорздравотделу под склад медицинского оборудования.

На намаз татары отправлялись на Волковский проспект к Магометанскому кладбищу. Устраивались между могилами, если их сгоняли с пустыря: до 400—500 человек в любое время года по пятницам и до 5 тысяч в дни рамазан-байрама и курбан-байрама [8] .

После окончания Великой Отечественной войны татары-фронтовики начали обращаться письменно с просьбами зарегистрировать общину и предоставить помещение для богослужений. Они ездили в Москву, писали первому секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущеву, председателю Совета министров СССР Г. М. Маленкову, председателю президиума Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилову. В 1949 г. татары подали около 20 заявлений-ходатайств в ЦК КПСС, Совет Министров, Верховный Совет Союза ССР и в Совет по делам религий. В 1949 году здание бывшей соборной мечети по ходатайству директора Эрмитажа И. А. Орбели было передано музею для открытия в нём филиала Эрмитажа и размещения коллекции произведений искусства Средней Азии. Татары стали просить разрешения построить на собственные деньги молельный дом или выделить другое помещение, например, пустующий бывший костел Святого Станислава на пересечении улиц Союза Печатников и Мастерской. В 1952 году Исполком Ленгорсовета депутатов трудящихся разрешил тресту «Похоронное обслуживание» предоставить мусульманам помещение в 14 м? на Магометанском кладбище для обмывания умерших.

В 1954 году Управление по делам архитектуры рассмотрело вопрос о возможности строительства здания мечети у Магометанского кладбища и отклонило просьбу мусульман, сочтя её нецелесообразной. Постановлением Совета Министров от 12 декабря 1955 года было принято решение о передаче здания мечети верующим. Первый намаз состоялся 18 января 1956 года. В октябре 1956 года в Ленинград прибыла правительственная делегация из мусульманской страны, первым иностранным гостем был президент Индонезии Сукарно, который заранее оговаривал посещение мечети [9] .

Прекращение работ в связи с началом I мировой войны, революция и последующая разруха, особенности северного климата, закрытие мечети и превращение здания в склад, артобстрелы и бомбежки во время Великой отечественной войны, суровые блокадные зимы негативно сказались на общем состоянии помещений соборной мечети.

В середине 1930-х годов зафиксированы первые выпадения облицовочных деталей с фасадов мечети. Татары собственными силами неоднократно ремонтировали крышу, делали внутренние косметические ремонты.

Решением Исполкома Ленгорсовета от 25 ноября 1968 года здание мечети было взято под охрану государства как памятник архитектуры. В 1969 году двадцатка заключила подрядный договор с Научно-реставрационными художественными мастерскими при Ленгорисполкоме на реставрационные работы, но выяснилось, что в городе нет необходимых мастерских. В 1974 году мусульмане обратились в Ленгорсовет с просьбой оказать помощь в ремонте и получили ответ: «Исполком Ленгорсовета рассмотрел Ваше письмо от 16 августа 1974 года. Удовлетворить Вашу просьбу о выполнении реставрационных работ по Соборной мечети в настоящее время не представляется возможности из-за большого объёма работ по городскому хозяйству».

В 1979 году обрушилась майоликовые изразцы купольного пространства мечети, тогда имам-хатыб Ленинградской Соборной мечети Жафяр Насибуллович Пончаев неоднократно обращал внимание чиновников Ленгорисполкома об аварийной ситуации общего здания мечети. В сентябре 1980 года по распоряжению Исполкома Ленгорсовета началась подготовка к реставрации здания мечети в ЛенНИИпроекте (9-ая мастерская). В 1984 году начались работы по демонтажу майолики купола, 12 изразцов были переданы на хранение в фонды Государственного музея истории религии. Специалисты приняли решение заменить керамическую майолику строительным фарфором. В работе использовалась глазурь Дулевского красочного завода (г. Ликино-Дулево Московской обл.). Специалист треста Леноблреставрация керамист Михаил Николаевич Макаренко разработал технологию изготовления изразцов из строительного фарфора. В конце 1988 года изразцами из строительного фарфора была облицована башенка одного из минаретов, подрядчиком работ выступило ГП «Полиформ». В мае 1994 года создан Попечительский совет, возглавил который востоковед, доктор исторических наук Ватаняр Саидович Ягья, главный советник мэра, коренной петербуржец. В состав Попечительного совета вошли: почетный декан Восточного факультета СПбГУ, востоковед-иранист М. Н. Боголюбов — академик РАН; директор Государственного Эрмитажа исламовед М. Б. Пиотровский — член-корреспондент РАН; Р. К. Галиулин — президент фирмы «Ленстройинвест»; Л. К. Кошелев — глава администрации Петроградского района города; А. В. Лаврухин руководитель мастерской № 9 АО «ЛенНИИпроект» и др. В мае 2003 г. ремонтно-восстановительные работы были завершены. 23 июня 2003 года накануне Петербургского сабантуя состоялась церемония открытия портала — главного входа в мечеть.

Читайте так же:  Мечеть хана узбека 1314

Поверхность стен в нижней части внутренних помещений мечети, решённой в виде панели, современные турецкие мастера покрыли тонким растительным орнаментом.

27 сентября 2012 года обрушилась часть гранитной облицовки одного из минаретов. В 2013 году имам-хатыб Соборной мечети Равиль-хазрат Панчеев настоял провести обследование состояния минарет и всего здания. Специалисты КГИОП во главе с его председателем Александром Макаровым пришли к выводу о начале финансирования реставрационных работ и объявлении тендера. Осенью 2013 года ООО «Профиль» приступил к ремонтным работам, в ноябре 2015 года работы были завершены [10] .

Мечеть должна была стать правопреемницей существовавших приходов. К моменту окончания строительных работ ахуны 1-го и 2-го приходов, входившие в Комитет по строительству соборной мечети скончались. Атаулла Баязитов умер в 1911 г., Мухаммед-Зариф Юнусов — в 1914 г. Старший сын ахуна Юнусова был мобилизован на фронт 1-й мировой войны, а сын ахуна Баязитова, Мухаммед-Сафа Баязитов, — утвержден оренбургским муфтием.

  • Бигеев Муса Яруллович (1873—1949) — в июне 1917 года избран ахуном 1-го мусульманского прихода и имамом-хатыбом соборной мечети Петрограда, в 1923 году арестован.
  • Халиков Якуб, с 1923 года имам соборной мечети и 1-го прихода (махалли), уроженец д. Ключищи Нижегородской губернии, ранее служил имамом в Вологде. Арестован в ночь с 15 на 16 февраля 1931 года вместе с семью членами двадцатки: Баймашевым Абдуллой, Багмановым Мухамедханом, Лукмановым Исхаком, Садердиновым Ярулой, Садсковым Хасяном, Саловатовыми Хусаином и Мустафой.
  • Камалетдин Басыров, с 1923 года имам соборной мечети и 2-го прихода (махалли), тоже уроженец д. Ключищи Нижегородской губернии, ранее служил имамом в Курске. Арестован в ночь с 15 на 16 февраля 1931 года одновременно с имамом Халиковым и членами двадцатки.
  • Булотов А. — председатель двадцатки в 1933 году.
  • Хасанов Габдрахман — временный муэдзин с декабря 1936 года до 1 февраля 1937 года.
  • Ахтямов Самигулла Фаттяхович (1868 — ?), мулла мечети с 1937 года, до этого с 1914 года — муэдзин и заведующим мечетью.
  • Хусаинов Рафик, мулла, зарегистрирован 7 сентября 1939 года инспектором культа, как вновь прибывший.
  • Исхаков Гайса Исхакович (1872 — ?), рабочий Охтинского порохового завода, в январе 1940 года ЦДУМ утвержден в должности муэдзина Ленинграда [11] .

Мечеть Сулеймание — это красивейший архитектурный шедевр XVI века, находящийся в старой части города Стамбул, районе под названием Вефа. Здание мечети является самым большим религиозным строением в городе, и вторым по значению для верующих после Голубой мечети Султана Ахмета. Мечеть Сулеймание иногда называют сестрой мечети Айя-София, но только младшей — ведь их разница в возрасте составляет практически тысячу лет. В комплекс зданий, окружающих мечеть Сулеймание, и занимающих целый городской квартал, также входит множество турецких бань и кухонь, столовая, учебных мусульманских заведений медресе, на территории также есть больницы и библиотеки, приют, гостиница и даже обсерватория, а окружают это все различные ремесленные и торговые ряды.

История

Мечеть Сулеймание была возведена во времена самого расцвета Османской империи, в середине XVI века нашей эры, примерно в 1550–1557 годах. Приказ об ее строительстве отдал султан Сулейман Великолепный. Проект мечети был создан архитектором Синаном.

Существует множество легенд, связанных с мечетью Сулеймание. Одна из них гласит, что во время ее строительства, какой-то богатый персидский шах решил подарить султану Сулейману россыпь множества различных драгоценных камней. Однако турецкий правитель очень сильно разозлился, так как счел это намеком на недостаточность своих собственных средств на строительство религиозного сооружения. Сулейман отдал приказ взять подаренные бриллианты, изумруды и рубины и замуровать их в фундаменте одного из минаретов. Предполагается, что они находятся там до сих пор.

В 1660 году во время большого пожара мечеть сильно пострадала, а в 1766 году произошло землетрясение, во время которого обвалилась большая часть купола мечети Сулеймание. Помимо этого, здание пережило ещё 89 других землетрясений, но тем не менее, устояло, отчасти благодаря интересному решению архитектора заполнить фундамент водой, и даже сейчас любой турист может с удовольствием любоваться прекрасной мечетью Сулеймание. В 1985 году здание мечети и прилегающая к нему территория были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура мечети снаружи и внутри

Мечеть Сулеймание имеет очень изящный, но при этом лаконичный силуэт, поэтому наслаждаться ее красотой лучше не поблизости, а издалека. Размеры мечети составляют 57 на 60 метров, а территория, занимаемая ей, около 4,5 тысяч квадратных метров (при этом территория всего комплекса занимает 63 тысячи квадратных метров).

Купол мечети Сулеймание имеет высоту 53 метра, а его диаметр составляет 27,5 метров, он выше, но уже купола другого известного храма Стамбула — византийской мечети Святой Софии. Вообще, эти две достопримечательности имеют много общих черт, например, главный купол обеих поддерживается по сторонам ещё двумя небольшими полукуполами. В куполе мечети Сулеймание можно увидеть 32 окна, а само здание мечети насчитывает 136 окон. Купола мечети Сулеймание и ее внутренние интерьеры украшены в классическом стиле черным, красным и золотым цвета (современные мечети больше выполнены в голубом, белом и серых цветах).

Мечеть Сулеймание имеет четыре минарета, их количество обозначает тот факт, что султан Сулейман Великолепный являлся по порядку четвертым правителем империи, начиная с момента завоевания ее столицы. Если же считать с начала образования Османской империи, то Сулейман будет по счету десятым султаном династии, об этом факте свидетельствует количество балконов на минаретах — их ровно десять: по два балкона на двух минаретах, возвышающихся над главным входом в мечеть и по три балкона на двух минаретах с другой ее стороны.

Мечеть Сулеймание рассчитана на 5000 верующих. Ее интерьеры украшены уникальными красивейшими витражами, которые были выполнены руками известного в то время мастера Ибрагима.

Гробница

На территории двора мечети Сулеймание расположено кладбище, на котором построены два мавзолея: в одном из них нашел свой покой сам султан Сулейман Великолепный, а во втором покоится его драгоценная и любимая супруга Хюррем (Роксолана), история любви которых воспета во многих литературных и художественных произведениях, а рядом с ней — их дочь Михримах. Также недалеко находятся гробницы двух других правителей — султана Ахмета II и султана Сулеймана II.

Часы работы, стоимость билета и правила посещения

Несмотря на то, что мечеть Сулеймание является известной туристической достопримечательностью, тем не менее, это настоящее действующее мусульманское религиозное учреждение со своим расписанием служб и молитв. Во время совершениям намаза туристам вход в здание запрещен, а в любое другое время посетителям необходимо иметь закрытую одежду, женщинам обязательна покрытая голова и плечи, ноги и живот (платки есть на входе в мечеть). Обязательное требование, которое должны соблюдать неукоснительно, как любой верующий, посещающий мечеть, так и турист, — снять обувь при входе. Для нее предусмотрены одноразовые пакеты, положив обувь в которые можно оставить на специальной скамье у мечети, либо взять с собой. В мечети нельзя разговаривать громким голосом, а лучшим вариантом будет полное молчание. Туристам нельзя заходить за обозначенную специально для них территорию, нельзя производить фото и видеосъемку во время молитвы.

Здание мечети Сулеймание доступно для туристов ежедневно с 8:30 часов утра до 16:45 часов вечера, в пятницу с 13:30. Вход осуществляетс по времени — 8:30-11:30, 13:00-14:30, 15:30-16:45. Вход запрещен во время намаза — ежедневно с 12:30 до 13:45 и с 15:45 до 17:30. Удобнее рассчитать свою поездку так, чтобы посетить мечеть Сулеймание в утреннее время. Вход в мечеть Сулеймание свободный.

Как добраться до мечети Сулеймание в Стамбуле

Мечеть Сулеймание располагается в районе Вефа старого города Стамбула. Этот район хорошо развит в области путей общественного транспорта, поэтому в непосредственной близости от мечети проходит много различных маршрутов. Если воспользоваться подземным транспортом, то нужно садиться на линии М2 стамбульского метрополитена, а ближайшая к мечети Сулеймание станция имеет название Vezneciler. При поездке на автобусе нужно выбирать маршруты под номерами 26A, 26B, 70KE и 336 и выходить на остановке Eminonu Kantarc?lar. Ещё один очень популярный вид общественного транспорта в Стамбуле — это скоростной трамвай, его остановка Eminonu линии Т1 находится в шаговой доступности от мечети.

Неподалеку от мечети Сулеймание также находится остановка Unkapan? большого количества городских и пригородных маршрутных такси: из пунктов Aksaray, Bak?rkoy, Cevizlibag, Florya, Kocamustafapasa, Topkap?, Yenibosna, Yesilkoy в направлении Taksim. Прибывающим на пароме направлений Bak?rkoy — Eminonu, Eminonu — Kad?koy — Adalar, Kad?koy Metro — Karakoy, Kad?koy Cay?rbas? — Eminonu и Uskudar — Karakoy — Eminonu, нужно выходить на станции Eminonu.

При поездке на автомобиле нужно придерживаться указателей на улицу с одноименным названием Suleymaniye Cd, либо воспользоваться услугами такси: Merkez Avcilar Taxi, Deniz Taxi, Pera Taxi, Findikzade Tele Taxi, Cihangir Taxi или многих других.

Мечеть Сулеймание на google-панорамах

Интерьер внутри мечети Сулеймание на google-панорамах

Мечеть Сулеймание с высоты птичьего полета

В Турции ширится кампания за восстановление мечети Айя-Софья

Запах жареных каштанов смешивается с тягучим карамельным запахом турецкого мороженого. Тридцатилетний продавец Ахмет в красных национальных шальварах и феске раздает вафельные стаканчики, причмокивая языком, не скрывая своего удовольствия как от процесса, так и от большого количества покупателей, среди которых, в основном, иностранные туристы. Некогда главная рыночная площадь Константинополя, ныне площадь Султана Ахмета – в годы его правления была создана резиденция турецких султанов, дворец Топкапы. Лавочки продавцов сувениров и ковров, бойкая торговля каталогами, в поисках клиентов снуют «рехберы», гиды, говорящие на всех языках мира приблизительно одно и то же более пятисот лет. Музей Святой Софии, построенный тоже более пятисот лет назад, издали напоминает гигантскую старинную перевернутую медную чашу. Заплатив около двадцати евро, проходишь строгий полицейский контроль с рентгеновскими аппаратам и камерами слежения. Но об этом неудобстве забываешь, как только попадаешь внутрь. «Это похоже на рай», — так писали в десятом веке посланники князю Владимиру, который определился со своим решением крестить Русь, пораженный богатством и великолепием этого храма.

Читайте так же:  Мечеть омара википедия

Этот величайший в мире византийский храм стамбульцы считают таким же символом города, как москвичи здание Кремля или парижане собор Нотр-Дам де Пари. У стен Святой Софии традиционно отмечают «День великой победы». Именно так турецкие историки называют захват Константинополя и гибель Византийской империи. К минаретам, которые были пристроены после того, как храм превратили в мечеть, привязывают яркую иллюминированную растяжку с надписью «Освобождение». Пышные торжества проходят с участием военных оркестров, мехтеров. Музыканты с барабанами, бубнами, литаврами, в национальных одеждах символизируют былую мощь и силу Османской империи.

«Странный американец» в Стамбуле

Музей был основан в 1934 году специальным постановлением турецкого правительства. Поскольку вся полнота власти в то время принадлежала одному лицу, а именно, основателю турецкого государства Кемалю Ататюрку, естественно предположить, что решение о прекращении богослужений в мечети принял именно он. Надо сказать, что в этом не было ничего удивительного. Ататюрк довольно прохладно относился к религии, говорят даже, называл себя атеистом, проводил вестернизацию страны и пытался превратить Турцию в светское европейское государство. Возможно, он в каком-то смысле решил выплатить давний долг христианской Европе, которая не могла смириться с тем, что эта некогда самая главная церковь христианского православного мира после взятия Константинополя превратилась в мечеть. Подпись Ататюрка об открытии в здании музея красуется при входе.

После образования светской республики в страну потянулись европейские археологи, благодаря которым были восстановлены десятки византийских церквей. В те годы в Стамбуле появился «странный американец» Томас Виттемор, который приехал в страну с надеждой восстановить мозаики Айя-Софии и пытался добиться от правительства разрешения для проведения реставрационных работ. Виттемор, возможно, сыграл главную роль в организации музея Айя-Софья. Он не оставил после себя писем и дневников и т

щательно скрывавал ото всех свою личную жизнь, возможно, потому, что был человеком нетрадиционной сексуальной ориентации. В Википедии о нем сказано всего несколько слов: «Американский археолог. Работал над изучением и восстановлением фресок Софийского собора в Константинополе, оказывал финансовую помощь русским эмигрантам». Однако его личность настолько интересна, что стоит остановиться на нем подробнее. Томас Генри Виттемор преподавал в Нью-Йоркском университете, был профессором Гарвардского университета, заядлым путешественником. Он умудрился побывать даже в Советской России, где выкупил колокола Свято-Даниловского монастыря, которые 80 лет находились на территории Гарвардского университета, но позже были возвращены на Родину. Виттемор имел обширные связи в турецком правительстве и, говорят, был дружен с Ататюрком. Ряд турецких исследователей считают, что именно он в ходе тайных переговоров при содействии американского посольства убедил турецкого лидера закрыть мечеть и превратить Айя-Софию в музей.

А была ли подпись Ататюрка?

церковь в мечеть, создав для этих целей специальный фонд, который существует до сих пор и ведет активную общественную деятельность по возобновлению исламских богослужений в музее. Гид музея Ахмед рассказывает, что крест заменили полумесяцем и добавили минареты. Замазали мозаики, смыли фрески, повесили щиты из кожи с изречениями из Корана, соскоблили кресты и настенные росписи. Мозаичные плиты с изображением святых были покрыты известковым слоем, а лики святых закрыты металлическими накладками, которые висят до сих пор. Старинные фрески не были уничтожены, а просто замазаны. «Сделано это было из-за элементарной турецкой лени», — добавляет гид.

На протяжении всей истории существования самой Турецкой республики продолжались дискуссии статусе Айя-Софии, которая в глазах обычных турок была и остается мечетью, главным символом покорения Константинополя турецким султаном. При каждом удобном случае, обычно накануне религиозных исламских праздников малочисленные консервативные группы верующих проводят акции протеста с требованием возвратить храм верующим и

возобновить исламские богослужения. Манифестанты проникали в здание музея под видом обычных туристов и совершали в помещении намаз, что запрещено законом. Сотрудники турецкого спецназа выдворяли и арестовывали демонстрантов. Независимый журналист Айдын Полак говорит, что в Турции не раз вспыхивали скандалы о краже раритетов, последний из которых, пару лет назад, повлек за собой отставку более десяти сотрудников музея. Была разоблачена преступная группировка, которая занимались кражей экспонатов из хранилища и переправляла их за границу иностранным покупателям. «Сколько было продано вещей — никто не знает, — рассказывает Айдын Полак. — Все, что удалось потом найти, находилось в ужасающем состоянии. Были представлены старинные украшения, церковная утварь, позолоченные кубки, древние византийские церковные книги, которые не успели переправить за границу».

Политик и бывший президент исторического общества Юсуф Халачоглу не так давно заявил, что подпись Мустафы Кемаля Ататюрка об открытии музея Айя-София могли подделать. По мнению турецкого историка, подпись создателя государства в этом документе отличается от других, якобы, буква «К» выглядит более угловато. Ложность подписи, по его мнению, доказывает тот факт, что свою фамилию Ататюрк, «отец всех турок», получил через три дня после подписания указа, а само постановление не было опубликовано в официальной прессе. Однако далеко не все верят подобным заявлениям, ранее историк был уволен за угрозу разоблачить всех живущих в Турции армян и провокационные заявления о геноциде. Журналист Айдын Полак также замечает, что, зная сильный характер турецкого лидера и то, что он единолично управлял страной, в это мало верится, что кто-то мог подделать его подись: «Публикуют репортажи о том, что подпись второго президента Турции Исмета тоже поддельная. Якобы он хотел, чтобы в здании Софии была мечеть. Говорят, что Ататюрк был в ярости, когда узнал о том, что это своего рода свершившийся факт. Не думаю, что это так».

Чтобы успокоить общественное мнение, ряд исламских ученых призывали разрешить в музее проводить совместные богослужения для мусульман и христиан, по образцу Большой мечети Омейядов в Дамаске, где до начала военных действий в Сирии молились мусульмане, и христиане, почитающие могилу Иоанна Предтечи, пророка Яхьи. Существовало и более консервативное мнение, например, о том, что в самом сердце страны, население которой на почти девяносто процентов состоит из мусульман, вряд ли нужен памятник византийской истории, с которой турки покончили в 1453 году.

«Теперь Турция стала другой»

Турецкие суды завалены исками с требованием отменить декрет о создании в здании мечети музея. В интернете организован сбор подписей в поддержку открытия мечети. Имамы соседних мечетей в один голос говорят, что верующим негде молиться, особенно в периоды больших мусульманских праздников, когда возникает особенно большой наплыв людей. Не так давно «Комитет по сохранению памятников культуры» в очередной раз обратился за поддержкой к премьер-министру Турции Реджепу Эрдогану, лидеру правящей исламистской партии. И хотя сам премьер Эрдоган пока сохраняет нейтралитет, вице-премьер Турции Бюлент Арынч открыто поддержал идею восстановления мечети. На минувшей неделе политик заявил, что если раньше было возможно, чтобы бывшие мечети становились музеями, то «теперь Турция стала другой». В своем выступлении Арынч также сказал, что счастлив недавним открытием мечетей еще в двух зданиях, носивших название Святой Софии, в городах Изник и Трабзон. Как ни странно, но его поддержало руководство музея. Бывший директор музея Халук Дерсун говорил, что открытие музея противоречит указу султана о том, что здесь вечно будет мечеть. Нынешний директор — Хайруллах Ченгиз и вовсе выпускник религиозной школы.

Правящая Партия справедливости и развития, которая уже более десяти лет находится у власти, готовится к выборам в следующем году.Так что встает вопрос о дополнительном электорате. Партия опирается, в основном, на консервативное большинство, жителей бедной Анатолии и провинциальных сельских районов. В преддверии будущих выборов премьер-министр Реджеп Эрдоган утверждает, что хотел бы «вырастить новое религиозное поколение турок». Он открывает религиозные школы, предлагает ввести раздельное обучение студентов. На прошлой неделе вопрос о возвращении собора в лоно ислама официально подняли депутаты турецкого парламента. Этот факт вызвал негодование со стороны соседней Греции, большинство населения которой христиане. Греческий МИД направил официальную ноту протеста турецким властям. Турки в ответ заявили, что Афины — единстенный город в мире, где нет ни одной мечети, поэтому не стоит учить их толерантности.

Завоевание 1453

Житель Стамбула, тридцатилетний Ахмет вспоминает, что в 2007 году, когда активно шли переговоры о ступлении Турции в ЕС, ряд влиятельных американских политиков создали движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии и превращение ее в действующий собор, центр православного мира. Движение возглавил этнический грек, преподаватель университета Спиру, который был вхож во многие дома, дружил с Кеннеди, общался с Хилари Клинтон, активно переписывался с турецким руководством. Спиру инициировал слушание по этому делу в Комиссии по правам человека Конгресса США, однако, к 2010 году переговоры Турции с ЕС зашли в тупик…

Турки поняли, что в Европе их не ждут, правительсто резко поменяло курс на Восток. С этого времени все чаще стали звучать призывы восстановить историческую справедливость и вернуть верующим мечеть. В минувшем году на экраны вышел самый дорогой фильм в истории турецкого кинематографа, исторический блокбастер о взятии Константинополя турками «Завоевание 1453».

Выход на экраны картины называли «важным политическим событием». По мнению местных экспертов, фильм появился вовремя, потому что пришло время пересмотреть традиционный взгляд на историю. Самые видные турецкие эксперты считают, что завоевание Константинополя было прогрессивным событием, о чем, как считают здесь, сознательно умалчивают европейские историки. Турки выступили в роли спасителей раздираемой религиозными распрями Византийской империи, принесли на эти земли спокойствие, экономическую стабильность, процветание, мир. Эти факты, как считают многие в Анкаре и Стамбуле, становятся актуальны именно сейчас, когда Турция пытается утвердиться в мире в качестве независимого сильного государства.

Как сообщает турецкая пресса, пока власти Стамбула выступают против возвращения собора мусульманам – это отпугнет от музея поток туристов и может нанести городской казне непоправимый урон. Однако многолетние споры о статусе здания сказываются на таких незначительных хозяйственных вопросах, как прокраска стен. Специалисты до сих пор не могут однозначно ответить на вопрос, в какой же цвет красить здание музея. В ходе многочисленных реконструкций цвет здания неоднократно менялся. Здание выкрашено в грязно-розовый цвет, как выглядели все византийские храмы после постройки. Однако власти намереваются выкрасить стены в зеленый, символизирующий религию ислама. Тем временем по великим религиозным праздникам власти разрешили имамам читать в музее эзан, призы к молитве, который много веков назад разносился со стен мечети.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *