Зачем монахи уходили в пещеры

Интересное о Пещерном монастыре в Сканово

Село в Пензенской области Наровчатского района – это поселение, возникшее вокруг монастыря. В 17 веке здесь был создан Троице-Сканов монастырь, а через два столетия образовалось поселение. Поселок именуется Сканово с 1992.

Известность на всю Россию село приобрело благодаря уникальным пещерам. Посетители так описывают это святое место: «Керосинка освещает темные пещерные своды. Двигаться здесь можно только поодиночке, да и то – пригнувшись, ведь проход очень узкий, а над головой нависают камни. Извилистый вход спускается на нижний ярус, после чего начинается галерея с кельями по обе стороны».

Более трехсот лет тому назад здесь замуровали себя заживо отшельники-монахи. Говорили, что в этих склепах православные схимники вымаливали у Бога лучшую долю для страны, избавление от смутных времен и прощение всеобщих людских грехов. Они уходили от суетного мира, запираясь в тесных кельях лишь с зажженной свечой в руках и проводя все свое время в молитве о народе русском. На столетия этот отшельнический подвиг был сокрыт в древней скановской земле. И лишь сравнительно недавно археологи начали работы по восстановлению уникального подземного монастыря – с тем, чтобы узнать о жизни древних монахов как можно больше. Восстановительные работы ведутся на первых трех ярусах пещер, но здесь есть еще и нижние этажи – а на какую точно глубину они уходят в земляную толщу, не скажет никто. Протяженность пещер, доступных сегодня – 590 метров. И даже эта величина превышает протяженность пещерных ходов знаменитой Киево-Печерской Лавры.

С этим уникальным местом связана и одна старинная легенда – в 1237 орды монголов двинулись покорять западные земли и в короткий срок достигли Скани, где в то время жило племя буртасов. Эти храбрые степняки, возглавляемые княгиней Норчаткой, отказались подчиняться полчищам Батыя и приняли жестокий бой. Сражение было неравным. Кстати, оборонительный вал, вдоль которого оно проходило, сохранился до сих пор – всего лишь в пятистах метрах от древних пещер. Конечно, он уже порос вековым лесом и осыпался, но до сих пор представляет собой ощутимую преграду для пешего путника. Большая часть буртасского войска была уничтожена несметными татарскими полчищами и монголы хотели пленить княгиню Норчатку. Но непокорная красавица предпочла гибель позорному плену, а потому бросилась с обрыва в озеро. Ходят слухи, что иногда ее можно увидеть перед рассветом на берегу озера, верхом на своем коне.

Конечно, с пещерами связаны не только легенды и догадки – существует и задокументированная информация. Так в «Пензенских епархиальных ведомостях» 1877 указано, что «в 1,5 верстах от монастыря есть гора «Городок», где ископаны пещеры в различных направлениях; вышина их – 40 вершков, а ширина – 18 вершков». Также здесь указывалось, что самым первым послушником этой обители был Иоанн, а более всего труда положил монах Арсений II, который буквально жил здесь. Два года иеромонах Арсений был настоятелем Троице-Сканова монастыря – с 1825 по 1827. Затем он отказался от должности из-за плохого здоровья и удалился вглубь пещер.

Именно с этих пещер и началась история знаменитого монастыря – их разделяет всего пара километров. Патриарх Алексий II утверждал, что этот монастырь – настоящая жемчужина всего Пензенского края, история которого наполнена множеством значимых событий и стародавних подвигов. Таинственные Скановы пещеры – это очарование легенд, волшебный мир истории русской и будто бы застывший воздух, напоминающий о вечности. Расположены пещеры в горе Плодской, в живописном месте, полностью обрамленном лесом. У подножия горы – целебный источник, освященный в честь Киево-Печерских чудотворцев, Преподобных Антония и Феодосия. Старожилы и сегодня могут вспомнить о том, что еще в начале 20 века пещеры Сканово имели невероятно привлекательный вид. И стены, и потолки в сводчатых проходах были побелены, а перед каждой кельей стояла зажженная свеча. Основной же вход был выложен великолепным разноцветным орнаментом. Также сохранились воспоминания и о том, что внизу пещеры был родник с чистейшей водой, а около него – удобные скамеечки.

Однако в годы поругания церквей пещерный храм полностью разрушили. Кирпичи отсюда разбирались и для строительства колхозного коровника, и для ремонта своих печей. Только в 1980 году пещеры были исследованы спелеологами из Москвы, которыми и было установлено, что весь комплекс имеет искусственное происхождение. Для подтверждения этого факта даже проводили дополнительные исследования в каждой из доступных полостей. Также было обнаружено, что за несколько веков подземные ходы расширялись, перестраивались и изменялись, в него добавлялись новые галереи и кельи.

Сегодня весь пещерный лабиринт представлен трехъярусными ходами, причем в каждом из них зафиксирована своя стабильная температура – на первом около 11 градусов, на втором – 8-9, а на третьем – 7. И летом, и зимой температурные показатели здесь сохраняются на одном уровне. Неповторим и внутренний микроклимат пещер с чистым и свежим целительным воздухом. Внутри пещер очень тихо, но чувства страха нет – напротив, душа приобретает спокойствие и благоговейный трепет перед духовными старцами, молитвенными тружениками.

Читайте так же:  Легенда о пещере дракона

Фото Троице-Сканова и Пещерного монастыря

План Пещерного монастыря в Сканово, около Наровчата, составленный в 1985 году

Пещерный монастырь в Сканово, около Наровчата

Вход в монашескую келью (слева квадратный лаз), Пещерный монастырь в Сканово, около Наровчата

Монашеская келья в Пещерном монастыре в Сканово, около Наровчата

Монашеская келья в Пещерном монастыре в Сканово, около Наровчата

Пещерные монастыри — это монастыри с особым пространственным устройством, где вместо наземных построек используются природные (либо искусственно созданные, доработанные) полости в толще земли. Благодаря подземному расположению, помещения используются не только в богослужебных, жилых, хозяйственных целях, но и как усыпальницы для умирающих насельников (монахов и монахинь).

Содержание

  • 1 Историко-географический очерк
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Религиозная община, проживающая в подобном монастыре, придерживается древнейшей монашеской традиции, поскольку, по преданию, сам основатель отшельнического монашества, святой Антоний Великий, изначально подвизался именно в гробовой пещере.

Большинство исторических пещерных монастырей на территории современной России принадлежало православной церкви. Большинство сохранившихся пещерных монастырей располагаются на юго-востоке Европы (Балканы), в Крыму, на Кавказе либо на Ближнем Востоке [1] .

В России и на Украине в название старинных пещерных монастырей часто включается определение «печерский», по старинной форме слова «пещера» (например: Киево-Печерский монастырь, Псково-Печерский монастырь и т. д.).

В Москве пещерным считался ныне утраченный митрополичий Саввин монастырь на Девичьем поле [1] (Большой Саввинский пер., 14) [2] .

Своеобразной обмирщённой формой подземного уединения в России является современный пещерный туризм, предполагающий не только единовременный спуск под землю, но и ночёвку, и даже долговременное пребывание в пещерах и каменоломнях [3] .

История монастыря, которому около 400 лет

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читать все комментарии

Летом в Белгородской области проходит множество фестивалей и праздников, среди которых есть связанные с достопримечательностями и историческими местами.

Наши читатели попросили рассказывать о таких местах и праздниках. Мы начнём с уникального Холковского Свято-Троицкого монастыря, названного, как несложно догадаться, в честь Святой Троицы. В этом году он отметит 20-летие со дня своего официального открытия, хотя его история началась около 400 лет назад.

Сотни лет под завалами

Холковский монастырь знаменит на всю Россию благодаря меловым пещерам длиной 120 метров , в которых несколько веков назад жили монахи. В подземном монастыре круглый год держится температура +8 — 10 градусов, а его воздух считается целебным.

Справка:

По преданию, Холковский монастырь находится на том месте, где в 1185 году произошла встреча князя Игоря Святославовича и его брата Всеволода перед походом на половцев

Первое летописное упоминание о Холковском Царёв-Николаевском мужском монастыре относится к 1620 году. Правда, упоминается он как наземный, а не как пещерный монастырь.

За свою историю Холковский монастырь не раз упразднялся и восстанавливался. Первый раз его упразднили в 1764 году по манифесту Екатерины Второй об изъятии монастырских земель в пользу государства.

В XIX веке князь Александр Голицын пытался восстановить обитель на свои деньги, но в итоге подземный монастырь так и не открылся, службы проводились в наземном храме. Подземные скиты заваливались осыпями.

В 1990 году пещеры стали расчищать энтузиасты, а через 5 лет в подземном храме возобновились богослужения. 28 декабря 1999 года обитель решением Священного синода Русской православной церкви открыли официально.

От гибели пещеры спасло кладбище

Сейчас помимо древней подземной обители на территории монастыря располагаются два наземных храма и жилой корпус с монашескими кельями. Находится здесь и кладбище, где похоронены местные жители — их хоронили в советские годы, когда монастырь не действовал.

Кстати, если бы не эти могилы, возможно, уникальные пещеры и не сохранились бы.

— В советское время в селе был колхоз. Пещеры хотели приспособить под овощехранилище, были попытки их взорвать, первые кельи были разрушены, — рассказал наместник монастыря, игумен Никодим. — Но прямо над пещерным монастырём располагается кладбище, а его решили не разрушать. Сейчас первые 10 метров от входа в пещеры — искусственная кладка. Всё остальное — это цельные породы мела, оставшиеся с XVII века. Первые от входа кельи находятся в разрушенном состоянии, и их специально не реставрируют, чтобы показать, что претерпела церковь и наша вера православная в те времена.

Ощущения от посещения подземного монастыря особенные. Я бы описала их как смесь полного душевного спокойствия, умиротворения с удивлением — как всё это простояло века? И они усиливаются по мере углубления в пещеры. Здесь и правда очень холодно — чтобы не мёрзнуть, мне пришлось надеть шерстяной свитер.

Как монахи жили в таких суровых условиях? Спать им приходилось в жёстких нишах, вырубленных прямо в мелу. Судя по всему, печей здесь не было.

Хоронили иноков тоже в пещерах.

Читайте так же:  Весенняя пещера

— Погребены братья вот в этом помещении, — показывает отец Никодим на небольшую пещерку, которая находится за меловой стеной с окошком, — Климат здесь способствует тому, что запаха тления нет.

Справка:

Протяжённость пещер Киево-Печерской лавры — около 700 метров. В пещерах находятся подземные храмы и покоятся мощи 122 канонизированных святых.

После реставрации подземный монастырь немного преобразился — на стенах вырезали иконы из мела. А в подземном храме установили редкий иконостас из керамики — такой вы не увидите ни в одном из белгородских храмов.

— Уже в то далёкое время всё здесь спроектировали так, чтобы вокруг подземного храма можно было совершать крестный ход. Например, если вы пройдёте вот по этой пещере, — показывает отец Никодим направление, — Вы сюда же и вернётесь. Вот эта келья — специально для чтения молитв. В ней уникальная акустика — здесь усиливается голос, чтобы братия в кельях слышала молитву. Причём голос усиливается только мужской, женский, наоборот, звучит глуше.

Кстати, в храме пещерного монастыря регулярно проводятся богослужения — каждую субботу.

Чудеса исцеления и жизнь современных монахов

Со святыми местами связано много историй о чудесах и исцелении от болезней. Случались они и в Холковском монастыре.

— Благодаря природному мелу воздух в пещерах насыщен минералами, в первую очередь йодом, который благотворно сказывается на органах дыхания, — рассказывает игумен Никодим. — К нам едут люди, которые страдают астмой. Рассказывают потом, что стали чувствовать себя намного лучше. Исцеляются здесь и люди с тягой к алкоголю и наркотикам.

Условия в обители за 300 с лишним лет, разумеется, изменились. Современные монахи живёт уже не в пещерах, а в наземных кельях, и их быт уже не настолько суров, как у предшественников. Но уклад и традиции монастыря с ходом времени кардинально не меняются: это по-прежнему постоянная молитва и труд.

— В древние времена проживало до 15 монахов. Сейчас 17: 7 монашествующих и 10 послушников — это те люди, которые ещё не приняли постриг и проходят испытание монашеским образом жизни. Они затем принимают решение — постричься в монахи или жить в миру, — говорит отец Никодим. — Послушник должен осознать: сюда приходят, чтобы посвятить себя Богу, а не чтобы уйти от жизненных проблем. В монастырь не уходят, в него приходят.

День монахов ежедневно начинается в 6 часов утра с молитвы. Затем — служба в храме, где каждый день проходит божественная литургия. После службы трапеза, после которой все отправляются выполнять послушания — то есть работу, которую инок не выбирает по своему желанию — её ему поручают, хочет он этого или нет. Работа есть и грязная — например, навоз убирать. Вечером у монахов богослужение и скромный ужин.

— Послушания разные: работа в трапезной, где готовят пищу, уборка в корпусе и в храме, стирка одежды. Также работа в огороде и по хозяйству: коровы, куры, пасека. Монастырь полностью живёт на самообеспечении, — рассказывает игумен Никодим. — Одно из послушаний — экскурсии в пещерный монастырь для паломников.

Строгий уклад и послушания учат смирению и приводят к осознанию, что монастырь — это не способ отдохнуть от жизни, это особый духовный путь, который по силам не каждому. Так, монахи дают обет безбрачной жизни — не создавать не только семью, но и не вступать в плотские отношения. Если монах осознал, что такая жизнь не для него, он может уйти в мир. Но назад дороги уже не будет.

Почему монахи уходили в пещеры?

С появлением подземного монастыря связано много загадок и тайн. Есть версия, что ходы в мелу были вырублены для того, чтобы защищаться от набегов кочевников. На правдоподобность этой версии указывает близость села Холки к Белгородской засечной черте, построенной для обороны рубежей государства. В 1666 году вблизи Холок была построена башня для наблюдения за степью — ещё один аргумент, который даёт этой версии право на существование. Другая версия — при строительстве пещер использовалась традиция пещер Киево-Печерской лавры. В XVII веке в Киеве была сильная католическая экспансия и монахи уходили в необжитые места.

Подростки проведут девять дней в различных монастырях

11 из 12 подростков, спасенных из затопленной пещеры на севере Таиланда, и их тренер проходят процесс посвящения в буддийские монахи.

Подростки проведут в монастыре девять дней. По истечении этого срока они станут послушниками, а их тренер — монахом.

Один из подростков — христианин.

Все мужчины-буддисты хотя бы один раз в жизни временно стригутся в монахи. Как это происходит и в чем разница между буддистским послушником и монахом, рассказал редактор Бирманской службы Би-би-си Со Вин Тхан, который сам был послушником в монастыре.

  • Почему британцы так любят пещеры и как это помогло спасти детей в Таиланде
  • В пещерах Таиланда: что сделает с детьми жизнь в темноте?
Читайте так же:  Сахалин пещеры

Как посвящают в буддистские монахи

Первое посвящение мальчиков происходит до 18 лет. Обычно они уезжают в монастырь летом во время школьных каникул. После пострижения они становятся послушниками. Это повышает уважение к ним в семье и в обществе. Они обязуются соблюдать религиозные постулаты: не употреблять алкоголь, не врать, не убивать.

Второе пострижение происходит в возрасте от 18 до 25 лет, когда молодой человек становится монахом.

Посвящение обязательно для всех молодых людей в этом возрасте. Семья должна следить, чтобы пострижение произошло вовремя.

Задача посвящения — очистить человека от прошлого негативного опыта.

Эту процедуру мужчина может повторить еще много раз. Разница только в том, что постулаты, которые монах соблюдает, с каждым пострижением ужесточаются.

После третьего и четвертого посвящения, к примеру, нельзя прикасаться к деньгам, ходить в кино и слушать музыку.

Необходимо также вести аскетичный образ жизни, не позволять себе хотя бы какую-то роскошь — большой и комфортный диван, например, будет под запретом.

Что дети делают в монастыре

Подростки приезжают в монастырь за день до пострижения и выступают с официальным обращением посвятить их в монахи.

На следующее утро им бреют головы и выдают специальную одежду. Это торжественная церемония, на которой могут присутствовать члены семьи и друзья.

Будущие послушники проводят в монастыре минимум неделю.

Они начинают каждый день в четыре часа утра с медитации и молитвы. В 5-5.30 утра они выходят в город или деревню, где располагается монастырь, и собирают пожертвования.

Послушники не вправе просить людей пожертвовать что-то определенное — нужно брать все, чем люди готовы поделиться.

Автор фото, Getty Images

Молодые люди не всегда рады первому пострижению в монахи

Чаще всего люди жертвуют еду, которую в монастыре едят на завтрак и обед в этот же день.

Иногда в монастырях готовят свою еду. Она очень простая — рис, каша, овощи. На завтрак монахи едят фрукты, чаще всего манго или бананы. На обед, как правило, рис.

Все монахи и послушники едят из одного блюда, и никто не может отказаться от той еды, которую им предлагают.

Обед проходит, как правило, в 10.40-11 утра. После полудня монахи и послушники не могут больше есть, разрешается только пить воду. До конца дня они читают молитвы и практикуют медитацию.

Зачем надо медитировать

Молодые люди не всегда рады первому пострижению в монахи.

Подросткам порой сложно отказаться от многих привычных вещей и сконцентрироваться на учебе и медитации.

Второе пострижение, как правило, более эффективно. Монахи учат послушников главным религиозным постулатам.

Однако наибольшие результаты чаще всего дает медитация. Она повышает концентрацию и укрепляет дисциплину учеников.

Монах, постоянно практикующий медитацию и осознанность, учится понимать, что происходит с его дыханием и телом.

Благодаря этому он становится менее эмоциональным и может просто наблюдать за тем, что происходит вокруг.

В дальнейшем это помогает монахам переживать различные жизненные сложности.

Это место настолько крутое, что долгое время я не открывала его координаты. И даже если бы вы разгадали загадку его местонахождения, доехали до самого конца глухомани, потом прошли пешком по каменистому пляжу, перелезли через скалу и нашли в этой пещере монаха, то поняли бы всё сами… Сейчас координаты появились в сети, пусть же они будут и здесь (в конце поста).

Совершенно безлюдный пляж на задворках острова упирается сначала в скалу, через которую во время прилива придётся перелезть (шлёпки для этого точно не подойдут).

Потом, посреди самой глухомани, появляется всё это.

Такое убранство неудивительно встретить в храмах Таиланда, куда проложены дороги и ходят толпы туристов… Но не в таком месте, где людей в принципе нет. Когда, офигевая от открывшейся взору картины, ты осмотрел всё, собираешься уже уходить, начинается дождь и перед тобой вдруг возникает монах в оранжевом одеянии и, улыбаясь во весь рот, предлагает тебе взять его зонт — ощущения чуда умножается в разы.

Монах живёт здесь в полном уединении.

Без электричества и водопровода, разогревая воду для кофе в чайнике на огне.

Медитировать под москитной сеткой в этом уединении можно часами и днями..

Потому что до этого места люди, к счастью, доходят нечасто.

Медитации в пещере отшельника с видом на это море…

Монахи не могут принимать от людей деньги и, если вы всё-таки дойдёте сюда, можно принести с собой питьевую воду (она самая тяжелая и нужная здесь), еду, печеньки, кофе (растворимое, он пьёт, по крайней мере пытался угостить нас).

Координаты пещеры: 9.573396,99.916042

Также место можно найти на Геокэшинге.

Другие интересные посты в моём блоге:

(c) Ольга Салий. Копирование материала запрещено.

Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:

Вы можете оценить эту статью: (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *