Закон о землях в заповеднике

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ
«Об особо охраняемых природных территориях»

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 4 декабря 2006 г., 23 марта, 10 мая 2007 г., 14, 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г., 18 июля, 21, 30 ноября 2011 г., 25 июня 2012 г., 28 декабря 2013 г., 12 марта, 23 июня, 14 октября, 24 ноября, 31 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 29 июля 2017 г., 3 августа 2018 г., 26 июля 2019 г., 31 июля, 8 декабря 2020 г.

Принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

14 марта 1995 г.

Урегулируются отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

К особо охраняемым природным территориям относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 марта 1995 г. N 12 ст. 1024, в «Российской газете» от 22 марта 1995 г. N 57

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г. и с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Читайте так же:  Холодное озеро в россии

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 марта 2007 г. N 37-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 97705–5) (далее – закон) принят Государственной Думой 18 декабря 2013 года, одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года.

В Комитете по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы рассмотрены многочисленные предложения и замечания, направленные гражданами к положениям федерального закона.

Опасения граждан относительно сохранения природных комплексов и объектов, а также целостности особо охраняемых природных территорий не являются обоснованными.

Закон содержит нормы предусматривающие изменение границ национальных парков, но только в части расширения таких границ. Изменение границ особо охраняемых природных территорий, за исключением указанных выше, законом не предусматривается. Таким образом, закон устанавливает возможность полноценного развития особо охраняемых природных территорий, исключая возможность уменьшения площади таких территорий.

Необходимость установления в законе возможности и порядка создания национальных парков путем преобразования отдельных заповедников, обусловлено тем, что на территориях нескольких существующих заповедников ведется (в силу исторически сложившихся обстоятельств) многолетняя масштабная рекреационная и иная деятельность, не соответствующая режиму заповедников, но соответствующая задачам и режиму национальных парков.

Кроме того, законом вводится существенное условие, которое будет учитываться при принятии решения о преобразовании заповедников в национальные парки – это проведение государственной экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза станет действенным механизмом, препятствующим необоснованному преобразованию заповедников.

Также, в законе не содержатся нормы, исключающие из Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» положения, которые запрещают изъятие земель государственных природных заповедников.

К примеру, в соответствие с пунктом 8 статьи 1 закона в новой редакции излагается статья 11 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». В данной статье законом устанавливается запрет изъятия или иного прекращения прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. То есть, данное положение содержит запрет на изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, а также возможность существования исключений из этого правила, но только в отношении организаций осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями, а именно ФГБУ. Однако какие?либо исключения из правила, запрещающего изъятие земель самих особо охраняемых природных территорий, в законе не установлены.

Читайте так же:  Ладожское озеро тип питания

Правительство планирует разрешить оформление земель в частную собственность в заповедниках внутри границ населенных пунктов. На этих участках также разрешат строить жилищные и туристические объекты. Такой законопроект готовит Минэкономразвития с заинтересованными органами исполнительной власти, сообщили «Известиям» в ведомстве. В Минприроды считают, что новый закон поможет развитию территорий, а экологи указывают на риски.

В пресс-службе Минэкономразвития пояснили, что законопроект предусматривает возможность оформления в частную собственность земельных участков, которые расположены в границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В том числе для строительства жилищных или туристических объектов. Сейчас это запрещено законом.

Речь идет о частях заповедников, которые входят в границы населенных пунктов.

— В настоящее время идет работа над текстом соответствующего проекта федерального закона. В частности, речь идет о предоставленных гражданам земельных участках, в том числе предназначенных для жилищного строительства, которые расположены в границах ООПТ, в связи с чем не могут быть оформлены в частную собственность, — рассказали «Известиям» в пресс-службе ведомства.

В Минэкономразвития добавили, что разработка документа ведется в том числе в рамках поручения правительства по передаче в собственность Республики Бурятия объектов инфраструктуры и земельных участков в границах ОЭЗ «Байкальская Гавань» при условии размещения на этой территории исключительно объектов туристско-рекреационного назначения. В частности, сейчас снятие ограничений на оборот земельных участков рассматривается для населенных пунктов Турка, Горячинск и Кика.

Руководитель программы по сохранению биоразнообразия Всемирного фонда дикой природы Владимир Кревер считает, что одним законопроектом все вопросы об использовании территорий ООПТ будет решить сложно.

— Байкальская особо охраняемая природная территория — единственный уникальный в России регион, под который создана своя нормативная база в силу того, что это объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Туризм нужно развивать, но под него нужна инфраструктура. С точки зрения нормативных актов можно будет сдать или продать землю под гостиницу, но к ней должна быть проложена дорога, а строительство дороги по действующему положению о всемирном наследии запрещено. Это может привести к международным разбирательствам, — говорит Владимир Кревер.

В Минприроды «Известиям» пояснили, что законопроект позволит систематизировать вопрос как с включением в состав ООПТ новых земель, так и с исключением из них земель и водных объектов. Это станет возможным, только если не повлечет угрозы природным и культурным ландшафтам и биологическому разнообразию.

Изменить границы ООПТ можно будет в трех случаях: если земли расположены в границах поселений, необходимы для осуществления деятельности по обеспечению безопасности государства и по решению президента. Границы особо охраняемых природных территорий можно будет изменить только после государственной экологической экспертизы и публичных слушаний. Поправки к законопроекту предписывают до 31 декабря 2019 года исключить из ООПТ земли, расположенные в границах населенных пунктов.

— Необходимо понимать, что невозможность изменения границ заводит в правовой тупик решение актуальных вопросов, связанных с деятельностью хозяйствующих субъектов, функционирования населенных пунктов, жизнедеятельности граждан, проживающих на отдельных ООПТ. «Нерушимость» таких границ уже создала многочисленные абсурдные ситуации, в реальной жизни дискредитирующие идеи заповедного дела в глазах местного населения, муниципальных и региональных властей, — пояснили в Минприроды.

Сегодня участки ООПТ изымаются решением органов власти полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны, передача территорий в частные руки запрещена. При этом на территориях некоторых заповедников существуют жилые поселения. В этих случаях участки предоставляются государством гражданам на безвозмездной основе, но проживающие на них люди не имеют никаких юридических прав на них.

В Минприроды привели несколько примеров. Национальный парк «Тункинский» в Бурятии создан целиком в границах Тункинского муниципального района. Его общая площадь — около 1,2 млн га (включая ряд населенных пунктов), что не может не вызывать противоречий между интересами развития национального парка и муниципального образования. Аналогичная история — Командорский заповедник, созданный целиком в границах Алеутского района Камчатского края, включая райцентр — поселок Никольское. Национальный парк «Себежский» в Псковской области включает в себя часть городской застройки города Себеж.

Читайте так же:  Зарубежные музеи заповедники

По словам директора государственного природного заповедника «Денежкин Камень» (Свердловская область) Анны Квашниной, инициатива правительства может помочь людям, проживающим на участках ООПТ.

— Это касается мест, где есть противоречия между охранным статусом и территориями, на которых располагаются жилые поселки, — отмечает она. — У людей там очень много проблем, им даже хоронить нельзя или огород взращивать. Такие земли изъяты из оборота, и нет потенциальной возможности эту землю людям получить.

В свою очередь, директор крымского музея-заповедника «Херсонес Таврический» Светлана Мельникова считает, что особые земли должны использоваться исключительно по назначению.

— Если в составе «Херсонеса Таврического» находится 30 участков, то понятно, что они были даны нам не просто как земля. Это место, которое имеет интерес с точки зрения памятников археологии. О какой застройке и взятии этих участков в частную собственность может быть речь? — задается вопросом директор «Херсонеса Таврического».

Справка «Известий»

В число федеральных ООПТ входят более 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,2 млн га, что составляет 1,6% территории России. Насчитывается около 50 национальных парков общей площадью 12,3 млн га, а это 0,6% территории страны. Также зарегистрировано 70 государственных природных заказников общей площадью 20,1 млн га и 28 памятников природы общей площадью 34,3 тыс. га.

Часть особо охраняемых природных территорий России имеет международный статус. В состав 10 объектов Всемирного природного наследия входят 11 заповедников, 4 национальных парка и 3 федеральных заказника. В 38 российских объектов ЮНЕСКО входят 39 ООПТ — 33 заповедника и 6 национальных парков.

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 25 июля 2018 года и одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Федеральным законом уточняется правовой режим использования и охраны государственных природных заповедников и национальных парков, а также порядок их создания.

Устанавливается, что земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах государственных природных заповедников и национальных парков, находятся в федеральной собственности, при этом отчуждение таких земельных участков из федеральной собственности, а также изменение целевого назначения земель и земельных участков, расположенных в границах государственных природных заповедников, запрещаются.

Согласно Федеральному закону на территориях национальных парков запрещается строительство объектов спорта, являющихся объектами капитального строительства, а также связанных с ними объектов инженерной и транспортной инфраструктур, размещение скотомогильников (биотермических ям), создание объектов размещения отходов производства и потребления.

Федеральным законом определяется порядок посещения особо охраняемых природных территорий, расширяются полномочия государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, а также уточняются касающиеся особо охраняемых природных территорий нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, федеральных законов «О животном мире», «Об экологической экспертизе» и некоторых других законодательных актов Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что Тебердинский государственный природный биосферный заповедник, государственный природный заповедник «Столбы», государственный природный биосферный заповедник «Командорский» и государственный природный заповедник «Гыданский» должны быть преобразованы в национальные парки, поскольку на их территориях в силу сложившихся обстоятельств имеет место рекреационная и иная деятельность, не соответствующая режиму заповедника, но допустимая в национальном парке.

Земли природоохранных территорий заповедников можно будет приобрести в собственность, если они находятся в составе населенного пункта и если на них есть строение. Поправки в Земельный кодекс с таким предложением разработало Минэкономразвития, пишут «Ведомости».

Поправки стали необходимы из-за действующих ограничений с недвижимостью в ряде особо охраняемых природных территорий (ООПТ), пишет газета со ссылкой на пример населенных пунктов, расположенных на Байкале. В декабре 1996 года комитет по мировому наследию ЮНEСКО включил озеро Байкал в список всемирного наследия, и земли, на которых расположено 159 населенных пунктов с населением 129 тыс. человек, с тех пор не передаются в частную собственность, поэтому и зарегистрировать права невозможно. Такое ограничение не должно касаться земель в населенных пунктах со зданиями, находящимися в частной собственности, сказано в пояснительной записке к поправке.

Летом 2016 года Госдума приняла поправки к закону об особо охраняемых природных территориях, разрешающие создавать внутри природных заповедников биосферные полигоны — территории, на которых можно вести хозяйственную деятельность, в частности капитальное строительство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *