Зарубежные музеи заповедники

  • Прочие социальные науки

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Нельзина Ольга Юрьевна

В статье рассмотрена возможность создания тематических исторических парков — культурно-развлекательных просветительских комплексов на базе существующих музеев-заповедников, как объектов, являющихся одной из форм визуализации истории . Отмечены основные тенденции их текущего состояния. Пример «Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» как база для создания тематических исторических парков.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Нельзина Ольга Юрьевна

MUSEUM-RESERVES AS THE BASIS FOR THE CREATION OF HISTORICAL THEME PARKS IN TERMS OF THE PROCESS OF VISUALIZING HISTORY

The article considers the possibility of creating thematic historical parks — cultural and entertainment educational complexes on the basis of existing Museum-reserves as objects that are one of the forms of visualization of history . The main trends of their current state are noted. An example of the «Arkhangelsk state Museum of wooden architecture and folk art «Small Korely» as a basis for the creation of thematic historical parks.

Текст научной работы на тему «Музеи-заповедники как база для создания тематических исторических парков в условиях процесса визуализации истории»

?МУЗЕЕВЕДЕНИЕ И ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

RAR УДК 93 ББК 71

МУЗЕИ-ЗАПОВЕДНИКИ КАК БАЗА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПАРКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЦЕССА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИСТОРИИ

Нельзина Ольга Юрьевна,

старший научный сотрудник Института Наследия, ул. Космонавтов, д. 2, г. Москва, Россия, 129366,

тел. +7 (985) 908-90-57 e-mail: [email protected]

В статье рассмотрена возможность создания тематических исторических парков — культурно-развлекательных просветительских комплексов на базе существующих музеев-заповедников, как объектов, являющихся одной из форм визуализации истории. Отмечены основные тенденции их текущего состояния. Пример «Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» как база для создания тематических исторических парков.

Музей-заповедник, тематический парк, историческое прошлое, визуализация истории, внутренний туризм.

С начала XXI века в Российской Федерации начался процесс создания тематических исторических парков — культурно-развлекательных просветительских объектов для массового посещения, посвящённых историческому прошлому нашего Отечества, постепенно получивших общее наименование «парки живой истории», по примеру зарубежных аналогов.

Этот очень сложный, противоречивый, но, тем не менее, достаточно перспективный путь

развития на текущий момент нуждается в ретроспективном описании, выявлении основных тенденций, в создании научной базы в целях улучшения эффективности и качества деятельности данных объектов.

Учитывая, что в Европе, Северной Америке и наиболее экономически развитых странах Азии и Латинской Америки подобные объекты уже достаточно широко распространены и имеют постоянную тенденцию к увеличению своего

Рис. 1. Экспозиция «Парадные залы Главного корпуса Воронцовского дворца». Фото с официального сайта Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. URL: http://worontsovpalace.org/voroncovskij-dvorec/paradnye-zaly/# (дата обращения 05.01.2019)

числа и росту количества посещений, необходимо изучить и структурировать зарубежный опыт в данной сфере и адаптировать его для российских условий с учетом особенностей, характерных для различных климатических поясов, географических и природных условий и разнообразного национального состава нашей страны.

Процессы создания таких парков происходят в рамках так называемой «визуализации истори-и»1, ещё их, по утверждению ряда западных ученых, можно назвать «глобальным визуальным поворотом». Л. Н. Мазур, доктор исторических наук так отзывается об этом: «В исследованиях по истории и социологии кино, телевидения, массовой культуры, в философских работах и социологических теориях рассматриваются механизмы появления нового общества «спектакля»/«шоу», функционирующего по законам массовых коммуникаций, инсталляций и аудиовизуальных технологий. рождается не просто новая модель

культуры, создаётся новый мир, который перестаёт восприниматься как текст, он становится Образом. В результате реальность, в том числе историческая, переосмысливается в контексте истории образов. Визуальный поворот оказывает существенное влияние на изменение технологий исторического познания и, возможно, станет причиной их кардинальной перестройки»2.

Одной из основных форм визуализации истории, безусловно, являются музеи-заповедники. Хорошо сохранившиеся, а также музее-фицированные дворцово-парковые ансамбли, дома-усадьбы, мемориальные места и поля важнейших исторических битв позволяют посетителю создать представление об архитектурно-исторической и культурно-бытовой среде. Тем не менее, в XXI веке этого становится недостаточно, статичность экспозиций музейных комплексов уже не соответствует ожиданиям посетителей.

Читайте так же:  Рыбалка на озере сегежское

1 Щербакова, Е. И. Визуальная история: освоение ново-

го пространства. Исторические исследования в России — III. Пятнадцать лет спустя. Под ред. Бордю-гова Г. А. М.: АИРО XXI, 2011.

Мазур, Л. Н. «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже XX-XXI вв.: в поисках новых методов исследования. — URL: http://ivid.ucoz.ru/publ/lappo_150/mazur_ld/16-1-0-144 (дата обращения 06.01.2019)

Например, в Алупкинском дворцово-парковом музее-заповеднике, а конкретно — в Воронцов-ском дворце, несмотря на большое количество экспозиционных площадей и большое количество экспонатов, экскурсоводы водят большие группы туристов по определённому маршруту и с определённой скоростью. Что часто не позволяет посетителям детально рассмотреть не только музейные предметы, но и убранство залов, в чём автор имел возможность убедиться на личном опыте. На сегодняшний день также нет возможности посетить комплекс самостоятельно, не говоря уже о получении информации путём непосредственного «погружения» в историю.

Ощущается необходимость «оживления» таких объектов, что, в свою очередь, позволило бы им стать своего рода центрами культурно-туристического притяжения. Необходимо проведение театрализованных праздников, мастер-классов традиционных ремёсел, возрождение нематериального культурного наследия.

Ориентируясь на данные о состоянии музеев-заповедников в Российской Федерации, можно сделать следующие выводы:

• «высокий сезон» в музеях-заповедниках длится с мая по октябрь, низкий (зимний) сезон — с ноября по апрель, в связи с чем становится очень важным вопрос равномерного перераспределения туристического потока;

• посещаемость резко вырастает в праздничные и выходные дни;

• средняя посещаемость в день в периоды высокого сезона, как правило, в 2,5-3 раза выше, чем в период низкого сезона, что говорит о крайне неравномерном распределении туристического потока по музеям-заповедникам в отдельности и в целом по отрасли;

• средняя реальная продолжительность пребывания посетителя в музеях-заповедниках отличается от оптимального времени пребывания для знакомства с экспозицией, как правило, в 1,5-2 раза в меньшую сторону;

• примерное соотношение индивидуальных посетителей к группам (в %) можно охарактеризовать как 45/55, с дальнейшей тенденцией увеличения доли индивидуальных посетителей;

• тенденция изменения посещаемости за последние 5 лет демонстрирует постоянный рост — примерно 3-7% в год по подавляющему большинству музеев-заповедников.

Это, с одной стороны, не может не радовать, с другой стороны — музеи уже начали сталкиваться с проблемой отсутствия современной туристической инфраструктуры, способной принять и обслужить всё возрастающий поток посетителей, особенно в высокий (летний) сезон.

В перспективе на 5-10 лет для подобных объектов в основном прогнозируется увеличение туристического потока на 25-50%, а в некоторых случаях до 100%. Большое количество подобных комплексов, имея возможность принимать посетителей круглогодично, не могут себе этого позволить в нужных объемах. Это связано с отсутствием собственных точек общественного питания, гостиниц, часто они не приспособлены для маломобильных групп населения3, что в настоящее время является необходимым условием4.

Таким образом, видится необходимым изменение режима работы музейных комплексов. Возможно, речь должна идти об отдельной государственной программе по полному обновлению туристической инфраструктуры всех без исключения музеев-заповедников. Данная мера поможет сделать распределение нагрузки более равномерной по объектам и по сезонам, что повлечёт за собой опять же увеличение объемов турпотока и повышение доходов. Двухдневные туры могли бы стать не исключением, а правилом. Учитывая реалии стабильного текущего и прогнозируемого роста туристического потока, музеи-заповедники, находящиеся за пределами городских агломераций, крайне нуждаются в собственной туристической инфраструктуре, в первую очередь — в гостиницах, кафе и парковках. Безусловно, это ляжет серьезной нагрузкой на государственный бюджет.

В связи с этим, видится необходимым создание «спутников» для музеев-заповедников, а именно — тематических исторических парков или «парков живой истории» как продукта вза-

3 Акоева Н. Б., Денисов Н. Г. Музей как пространство социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья // Культурное наследие России. 2017. № 2. С. 64-67.

4 Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605) (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/70158682/#ixzz5czRtZuRJ (дата обращения 07.01.2018).

Рис. 2. Праздник « Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Читайте так же:  Саратовская область хвалынский заповедник

при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «Музеи России» обязательна

Я рославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ведет свое начало с музеев научных обществ, возникших в Ярославле в пореформенный период. Датой его основания считается 12 января (по старому стилю) 1865 г., когда состоялось публичное открытие музея Общества для исследования Ярославской губернии в естественно-историческом отношении. В состав музея-заповедника в Ярославле входит ансамбль бывшего Спасо-Преображенского монастыря – архиерейского дома (основан в XIII в.), а также выдающиеся памятники ярославской архитектуры и живописи XVII в. – церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи, Николы Надеина, Рождества Христова, Богоявления.

Сегодня кроме вышеупомянутых храмов и ансамбля монастыря, в составе музея-заповедника находятся: мемориальный Дом-музей Л. В. Собинова, Музей боевой славы, Музей «Космос» (на родине первой женщины-космонавта В. В. Терешковой – в поселке Никульское Тутаевского района). На территории Спасского монастыря расположены все основные экспозиции музея-заповедника: естественно-историческая, историческая, сокровища Ярославля, а также уникальная в России, посвященная выдающемуся памятнику древнерусской литературы экспозиция «Слово о полку Игореве – выдающийся памятник древнерусской культуры.

Год культуры в Российской Федерации Год культуры в Республике Татарстан 25 лет Елабужскому государственному музею-заповеднику

«Музеи-заповедники — музеи будущего» Информация о проведении конференции Елабуга • 18-22 ноября 2014 года

С 18 по 22 ноября в Елабуге пройдёт Международная научно-практическая конференция «Музеи-заповедники — музеи будущего», организованная Министерством культуры Республики Татарстан, исследовательской группой «Российская музейная энциклопедия» и Елабужским государственным музеем–заповедником при содействии ИКОМ России.

Она станет первой конференцией, проведённой в России и странах СНГ в подобном формате. На конференции предлагается обсудить актуальные вопросы функционирования и развития музеев-заповедников на современном этапе, обменяться опытом с коллегами из России и зарубежных стран.

Формат конференции предполагает участие, помимо учёных из России, специально приглашённых ключевых докладчиков из Германии, Италии, Белоруссии, Казахстана и Азербайджана для выступления на пленарном заседании и круглых столах с последующим дискуссионным обменом мнениями.

Количество участников, подтвердивших приезд на конференцию и участие в обсуждении актуальных вопросов музееведения, составляет 79 человек. Среди них представители 5 стран, 35 музеев-заповедников, члены Президиумов ИКОМ России и Германии, учёные и специалисты.

Среди них, в частности:

Доктор Михаэль Хенкер — президент ИКОМ Германии;

Доктор Вольфганг Штеблер — ответственный за музеи современной истории (Мюнхен, Германия);

Вольдемер Георг — ответственный за музеи-заповедники (Мюнхен, Германия);

Ваннини Кристина-Мария — музейный специалист в сфере охраны наследия, ассоциация «Музейные решения» (Милан, Италия);

Джумантаева Т.А. — директор Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, кандидат культурологии (Полоцк, Белоруссия);

Шелегина О.Н. — доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института истории СО РАН, учёный секретарь Научного совета по музеям СО РАН (Новосибирск);

Каулен М.Е. — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, доцент, музеолог, экспозиционер (Москва, «Российская музейная энциклопедия»).

Своё участие в программе конференции подтвердил директор Департамента культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации Михаил Аркадьевич Брызгалов.

Для участия в конференции подали заявки представители следующих учреждений и музеев-заповедников России.

Музеи-заповедники:

1. Полоцк, Белоруссия. Национальный Полоцкий историко-культурный музей–заповедник.

2. Азербайджан. Историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Хыналыг».

3. Керчь, Республика Крым. Керченский историко-культурный заповедник.

4. Дербент, Республика Дагестан. Дербентский государственный историко–архитектурный и художественный музей-заповедник.

5. Джейрах, Республика Ингушетия. Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.

6. Нижняя Синячиха, Свердловская область. Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства им. И.Д.Самойлова.

7. Ясная Поляна, Тульская область. Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна».

8. Станица Вёшенская, Ростовская область. Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова.

9. Нижний Тагил, Свердловская область. Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».

10. Кунгур, Пермский край. Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

11.Тобольск, Тюменская область. Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник.

12. Рязань. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.

13. Новороссийск. Новороссийский исторический музей-заповедник.

14. Плёс, Ивановская область. Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

15. Ульяновск. Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В.И.Ленина».

16. Подольск, Московская область. Историко-мемориальный музей-заповедник «Подолье».

17. Сочи. Кавказский государственный природный биосферный заповедник им. Х.Г.Шапошникова.

18. Каргополь, Архангельская область. Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей.

Читайте так же:  Самое глубокое озеро в мире и в россии на карте

19. Рыбинск, Ярославская область. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

20. Карабиха, Ярославская область. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха».

21. Ярославль. Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

22. Константиново, Рязанская область. Государственный музей-заповедник С.А.Есенина.

23. Владимир. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

24. Писаная, Кемеровская область. Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница».

25. Пушкин, Санкт-Петербург. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село».

26. Абрамцево, Московская область. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».

27. Глазов, Удмуртская Республика. Историко-культурный музей-заповедник Удмуртской республики «Иднакар».

28. Волгоград. Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва».

29. Казань, Республика Татарстан. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль».

30. Болгар, Республика Татарстан. Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

31. Ленино-Кокушкино, Республика Татарстан. Государственный историко-культурный музей-заповедник Ленино-Кокушкино.

32. Михайловское, Псковская область. Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское».

33. Тула, Тульская область. Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле».

34. Елабуга, Республика Татарстан. Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Музеи — участники конференции:

35. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

36. Пятигорск, Ставропольский край. Пятигорский краеведческий музей.

37. Тамбов. Музейно-выставочный комплекс ТГУ им. Г.Р.Державина.

38. Касимов, Рязанская область. Касимовский краеведческий музей.

39. Москва. Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина.

40. Казань, Республика Татарстан. Национальный музей Республики Татарстан.

41. Казань, Республика Татарстан. Государственный историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск».

42. Набережные Челны, Республика Татарстан. Историко-краеведческий музей.

Учреждения и организации — участники конференции:

43. Мюнхен, ИКОМ Германии (в лице Президента).

44. Мюнхен, Германия. Земельная служба негосударственных музеев Баварии.

45. Милан, Италия. Ассоциация «Музейные решения».

46. Азербайджан. Министерство культуры и туризма.

47. Советник Президента РФ по культуре, Президент ИКОМ России.

48. Министерство культуры РФ (в лице директора Департамента культурного наследия).

49. ИКОМ России (в лице исполнительного директора, директора по проектам, членов Президиума ИКОМ).

50. Ассоциация малых туристских городов России (в лице исполнительного директора).

51. Москва. «Российская музейная энциклопедия».

52. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств .(в лице зам. декана факультета музееведения).

53. Новосибирск. Институт истории Сибирского отделения РАН (в лице ученого секретаря Научного Совета по музеям СО РАН).

54. Гильдия художественного проектирования Московского союза художников.

55. Централизованная библиотечная система г. Кунгура.

Программа работы конференции предполагает проведение пленарного заседания и научной дискуссии в рамках следующих заседаний:

Круглый стол № 1.

Актуализация всех видов культурного и природного наследия как важнейшая миссия музеев-заповедников.

Теоретические (в т.ч. терминологические) и прикладные проблемы классификации наследия.

Наследие перед лицом современных вызовов и роль музеев-заповедников в их решении.

Нематериальное наследие в музеях-заповедниках: проблемы хранения и презентации.

Круглый стол № 2.

Музей-заповедник в контексте развития региона и его населения.

Музей-заповедник – градообразующий компонент.

Опыт интеграции музеев-заповедников в туристическую индустрию.

Проблемы музеефикации наследия: национальные и региональные аспекты.

Взаимодействие с музейной аудиторией в эпоху коммуникационных технологий.

Круглый стол № 3.

Музей-заповедник как объект экспозиционного проектирования.

Музей-заповедник как единый экспозиционный комплекс под открытым небом.

Экспозиционные решения в музее-заповеднике: опыт и новые тенденции.

Новые экспозиционные технологии в формировании коммуникационного пространства.

19 ноября в рамках межмузейного сотрудничества и реализации совместного выставочного проекта в Выставочном зале ЕГМЗ состоится открытие выставки «Сталинград 1942-1943 гг. глазами художника» из фондов Волгоградского государственного музея-заповедника «Сталинградская битва».

21 ноября в Елабужском государственном музее-заповеднике предполагается проведение очередного заседания Президиума ИКОМ России под председательством Советника Президента Российской Федерации по культуре, президента ИКОМ России Владимира Ильича Толстого.

В этот же день состоятся юбилейные торжественные мероприятия, посвященные 25-летию Елабужского государственного историко–архитектурного и художественного музея-заповедника.

Программа включает путешествие по вехам 25–летней истории ЕГМЗ и официальную церемонию, во время которой будут отмечены наиболее заслуженные сотрудники учреждения, внесшие значительный вклад в его становление и развитие.

423600 Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Гассара, д. 9

8 (85557) 7-86-00

[email protected]

[email protected]

  • ПОИСК ПО САЙТУ
  • КАРТА САЙТА
  • АРХИВ САЙТА
  • ГОСТЕВАЯ КНИГА
  • КАК ДО НАС ДОБРАТЬСЯ

© ГБУК «Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» Условия использования материалов сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *